Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2005 № А54-1465/2005-С2
<ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ПО НАЛОГУ ИСЧИСЛЯЮТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ВЕЛИЧИНЫ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, НАЧИСЛЕННЫХ С НАЧАЛА НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА ДО ОКОНЧАНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО КАЛЕНДАРНОГО МЕСЯЦА, И СТАВКИ НАЛОГА, ТО ЕСТЬ ИСЧИСЛЯЮТСЯ НЕ НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, А ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ, ПОСКОЛЬКУ ПРИ НАЧИСЛЕНИИ ПЕНИ НА СУММЫ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА БУДУТ НАРУШАТЬСЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА И ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 28.09.2005 № А54-1465/2005-С2 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2005 г. № А54-1465/2005-С2

(Извлечение)

Муниципальное унитарное предприятие "Кораблинское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства" г. Кораблино Рязанской области обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ № 7 по Рязанской области о признании недействительным требования инспекции от 26.04.2004 № 102 в части обязания уплатить налоги на сумму 1197523 руб. и пени в сумме 99721,1 руб. за несвоевременную уплату этих налогов.
Инспекция в отзыве не признала заявление налогоплательщика, указав на наличие у него недоимки по налогам и задолженности по пени, что исключает возможность оспаривания данного требования.
В заседании Арбитражного суда представители налогоплательщика уточнили предмет своего заявления, одновременно заявили частичный отказ от ранее предъявленных требований и ходатайствуют о восстановлении пропущенного трехмесячного срока по оспариванию в судебном порядке ненормативного акта налогового органа. При этом представители налогоплательщика просят признать недействительным требование инспекции от 26.04.2004 № 102 в части начисления пени в сумме 30428,7 руб. за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость; начисление единого социального налога в доле федерального бюджета (пенсионный фонд) в сумме 221042,5 руб. и начисление пени в общей сумме 68833,7 руб. за несвоевременную уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования). От остальной части ранее предъявленных требований налогоплательщик заявил отказ. Отказ принят Арбитражным судом с прекращением производства по делу в этой части. В силу статьи 49 АПК РФ остальные уточненные налогоплательщиком требования приняты к рассмотрению Арбитражного суда.
Ходатайство налогоплательщика о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в Арбитражный суд подлежит удовлетворению. В целях обеспечения права налогоплательщика на судебную защиту и учитывая факт реорганизации муниципального предприятия в октябре 2002 г., вызвавший существенное увеличение объема и видов оказываемых населению г. Кораблино коммунальных услуг, Арбитражный суд считает необходимым в соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ восстановить пропущенный заявителем трехмесячный срок для подачи заявления в Арбитражный суд.
Представители инспекции в заседании Арбитражного суда указали на завышение размера пени по налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу в оспариваемом требовании, пояснив, что действительный размер пени по НДС составит 458,5 руб. и размер пени по ЕСН за период просрочки с 17.02.2004 по 25.04.2004 составит в общей сумме 18562 руб. В остальной части требования налогоплательщика просят оставить без удовлетворения, т.к. недоимка по налогу на добавленную стоимость предъявлена в соответствии с декларацией налогоплательщика за март 2004 г., а недоимка по единому социальному налогу предъявлена по итогам первого квартала 2004 г. на основе расчета налогоплательщика по авансовым платежам страховых взносов.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Межрайонная инспекция МНС РФ № 7 по Рязанской области (правопреемником которой по приказу Управления ФНС РФ по Рязанской области от 29.11.2004 № 03-06-08/200 является Межрайонная инспекция ФНС РФ № 7 по Рязанской области) в апреле 2004 г. предъявила налогоплательщику требование о погашении недоимки по налогам и задолженности по пени. Требованием от 26.04.2004 № 102 инспекция предложила налогоплательщику в добровольном порядке уплатить:
налог на добавленную стоимость - в сумме 229242 руб., пени за несвоевременную уплату НДС - в сумме 30887,2 руб.;
единый налог на вмененный доход - в сумме 2633,1 руб., пени за несвоевременную уплату данного налога - 5,3 руб.;
единый социальный налог в доле федерального бюджета (пенсионный фонд) - в сумме 890198 руб.;
единый социальный налог в доле ФСС - 154215,1 руб.;
единый социальный налог в доле ФОМС - 6359 руб.;
и пени за несвоевременную уплату единого социального налога по вышеперечисленным внебюджетным фондам - в общей сумме 68833,7 руб.
Не согласившись с требованием налогового органа, налогоплательщик просит признать его недействительным в части пени по НДС в сумме 30428,2 руб., а также в доле единого социального налога на сумму 221042,5 руб. и пени за несвоевременную уплату ЕСН в общей сумме 68833,7 руб.
Основанием для оспаривания пени в сумме 30428,2 руб. за несвоевременную уплату НДС является, по мнению налогоплательщика, неправильный период исчисления пени; единый социальный налог в доле федерального бюджета (в части пенсионного фонда) предъявлен в требовании без учета добровольной оплаты страховых взносов в ПФР платежными поручениями от 30.03.2004 № 64 в сумме 80959,8 руб. и от 31.03.2004 № 192 в сумме 140082,7 руб.; пени в сумме 68833,7 руб. начислены неправомерно, с нарушением требований действующего налогового законодательства.
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает необходимым удовлетворить уточненные налогоплательщиком требования частично.
В силу пункта 1 статьи 174 Налогового кодекса РФ уплата налога на добавленную стоимость за истекший налоговый период производится не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, за март месяц 2004 г. налогоплательщик обязан был уплатить продекларированный НДС в сумме 229242 руб. в срок не позднее 20.04.2004. За несвоевременную уплату НДС пени подлежит начислению с 21.04.2004 по 26.04.2004 (день предъявления требования) по одной трехсотой действовавшей на этот период ставке Центрального банка РФ в размере 14% годовых (пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ). С учетом перечисленных обстоятельств действительный размер пени составит:
229242 руб. х 5 х 14%: 300 = 535 руб.
В остальной части на сумму 30353 руб. (из расчета: 30887,2 руб. - 535 руб. = 30353 руб.) пени предъявлены налоговым органом неосновательно и требование инспекции в этой части подлежит признанию недействительным.
При наличии добровольного перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 221042,5 руб. по платежным поручениям от 30.03.2004 № 64 и от 31.03.2004 № 192 размер единого социального налога за первый квартал 2004 года подлежит уменьшению на указанный налоговый вычет. Данное обстоятельство влечет необходимость признания недействительным оспариваемого требования инспекции в части единого социального налога (в доле федерального бюджета) на сумму 221042,5 руб.
Начисление налоговым органом пени в общей сумме 68833,7 руб. за несвоевременную уплату единого социального налога, продекларированного налогоплательщиком по итогам первого квартала 2004 г. в государственные внебюджетные фонды, Арбитражный суд находит неосновательным.
В соответствии с п. 1 статьи 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Согласно статье 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщик производит исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15 числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой РФ. Таким образом, согласно Налоговому кодексу РФ за отчетный период по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев единый социальный налог исчисляется исходя из налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов деятельности.
Отсюда при неуплате налога за отчетный период в сроки, установленные статьей 243 НК РФ, данные суммы будут являться задолженностью налогоплательщика.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При начислении пени за неуплату или несвоевременную уплату единого социального налога следует исходить из того, что пени подлежат уплате налогоплательщиками в случае образования у них недоимки, то есть не уплаченной в установленный срок суммы налога.
Правомерность начисления пени за неуплату или несвоевременную уплату налога, определенного по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, подтверждается пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Учитывая, что единый социальный налог по отчетным периодам исчисляется налогоплательщиками-работодателями исходя из реальных финансовых результатов деятельности, применение статьи 75 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого социального налога по итогам отчетных периодов является правомерным.
Вместе с тем, поскольку ежемесячные авансовые платежи по налогу исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога, то есть исчисляются не на основе реальной налоговой базы, а предполагаемой, то при начислении пени на суммы ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода будут нарушаться положения статьи 75 НК РФ и права налогоплательщика. При таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований для начисления пени по ежемесячным авансовым платежам по единому социальному налогу.
В силу части 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если оспариваемый ненормативный акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 167, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать недействительным, как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ, требование Межрайонной инспекции МНС РФ № 7 по Рязанской области от 26.04.2004 № 102 в части начисления следующих сумм:
пени за несвоевременную уплату НДС - 30353,0 руб.;
ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, - 221042,5 руб.;
пени за несвоевременную уплату ЕСН в общей сумме - 68833,7 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 7 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия "Кораблинское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства" г. Кораблино Рязанской области, вызванные принятием требования от 26.04.2004 № 102 в части начисления пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость - в сумме 30353,0 руб., единого социального налога (в доле федерального бюджета) - в сумме 221042,5 руб. и пени за несвоевременную уплату единого социального налога - в сумме 68833,7 руб.
Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным требования инспекции в части начисления пени в сумме 76 руб. за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость.
2. Прекратить производство по делу в остальной части заявленных требований.
3. Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Кораблинское многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства" Рязанской области в доход федерального бюджета в уплату государственной пошлины денежные средства в сумме 1506,0 руб.
4. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru