Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 14.12.2004 № А54-3630/04-С21
<ДЕЙСТВИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА РЯЗАНИ, ВЫРАЗИВШИЕСЯ В НАРУШЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ ОФОРМЛЕНИЯ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА РЕКЛАМНУЮ ПРОДУКЦИЮ, НАРУШАЮТ ПРАВА ЗАЯВИТЕЛЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2004 г. № А54-3630/04-С21

(Извлечение)

Предприниматель Б. обратился в суд с заявлением к Администрации г. Рязани об обязании выдать разрешения на размещение объектов наружной рекламы (несветовая, транспарант-перетяжка) по адресам: г. Рязань в соответствии с предоставленными заявителем проектами.
В судебном заседании 24.11.2004 заявитель уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконными действия Администрации г. Рязани, выразившееся в отказе в выдаче заключения о допустимости либо недопустимости размещения объектов наружной рекламы (несветовая, транспарант-перетяжка) по адресам: г. Рязань в соответствии с предоставленными заявителем проектами.
В судебном заседании 14.12.2004 заявитель в силу ч. 1 ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просит суд признать бездействие Администрации г. Рязани, выразившееся в пропуске срока на выдачу заключения о допустимости либо недопустимости размещения объектов наружной рекламы (несветовая, транспарант-перетяжка) по адресам: г. Рязань в соответствии с предоставленными проектами, незаконным; признать действия Администрации г. Рязани, выразившиеся в применении к заявкам на размещение объектов наружной рекламы (несветовая, транспарант-перетяжка) по адресам: г. Рязань в соответствии с предоставленными проектами, Постановления Администрации г. Рязани от 02.08.2004 № 3096, т.е. применение конкурсного порядка выделения мест под установку объектов наружной рекламы, незаконными.
Заявитель уточненные требования поддерживает, доводы изложены в заявлении.
Уточнения заявленных требований заявителя от 14.12.2004 приняты судом к рассмотрению.
Ответчик и третье лицо возражают, все доводы изложены письменно.
Из материалов дела следует: 29.07.2004 предприниматель Б. подал в отдел координации рекламной деятельности Администрации г. Рязани четыре заявки № 2996, 2997, 2998, 2999 о рассмотрении возможности размещения средств рекламы (несветовая, транспарант-перетяжка) согласно предложениям заявителя по содержанию и месту ее размещения.
Содержание объектов рекламы следующее - "Наркотики. Ты на чьей стороне? - Жизнь. Наркотики - это не для нас!".
17.08.2004 заявителю указанные заявки были возвращены с резолюциями: "УГА. Для рассмотрения в соответствии с Постановлением № 3096 от 02.08.2004" и "Выезд на место (вопрос снят). До проработки схемы в УГА".
Как пояснил в судебном заседании заявитель - предприниматель Б., он не обращался в МУП "ИКЦ" с просьбой вернуть заявки, а пришел с целью получить счет на оплату, но вместо счета ему вернули заявки. Заместитель начальника отдела координации рекламной деятельности Администрации г. Рязани Р. на устный вопрос заявителя пояснил, что заявки согласно Постановлению Администрации г. Рязани от 02.08.2004 № 3096 не проходят, нужно участвовать в конкурсе.
Заявитель считает, что действия Администрации г. Рязани, выразившиеся в нарушении процедуры оформления разрешительной документации на рекламную продукцию, серьезно нарушают его права на осуществление предпринимательской деятельности. Заявитель считает, что если бы своевременно был дан отказ, то внес бы изменения в заявки (например, на размещение щитов) и вне конкурса бы их рассматривали.
Администрация города Рязани полагает, что оспариваемые бездействие и действия Администрации города Рязани являются правомерными, поскольку 17.08.2004 заявки по устному заявлению предпринимателя Б. были возвращены МУП "ИКЦ" на руки заявителю и с этого времени предприниматель Б. самостоятельно не обращался в Администрацию города Рязани (УГА) и не продолжил оформление разрешительной документации. В сложившейся ситуации у Администрации города Рязани, а именно у УГА, не было оснований для проведения специальных работ по определению возможности размещения рекламных средств и подготовке обоснованного заключения о допустимости либо недопустимости размещения объектов наружной рекламы по указанным адресам. Кроме того, ответчик считает, что в силу п. 8.11 Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани по состоянию на 29.10.2004 истек трехмесячный срок для оформления разрешительной документации. Представители Администрации города Рязани считают, что права заявителя не нарушены, поскольку он вправе был подать другие заявки, но один объект заменить на другой не допускается. Ответчик пояснил, что в связи с возросшим спросом у рекламодателей на установку новых отдельно стоящих конструкций и транспарантов-перетяжек, а также привлечения рекламодателей к благоустройству города Рязани, с целью упорядочения рассмотрения заявок было издано Постановление Администрации города Рязани "О конкурсном выделении мест для размещения рекламных отдельно стоящих конструкций и транспарантов-перетяжек" № 3096 от 02.08.2004, опубликованное в газете "Рязанские ведомости" 17.08.2004. Ответчик пояснил суду, что до издания указанного постановления конкурсы по выделению мест для размещения объектов наружной рекламы в городе Рязани не проводились.
Ответчик также полагает, что в силу п. 11.1 действующего Положения предоставление мест, имеющих особо эффективное расположение, может проводиться по результатам аукциона (торгов), поэтому ответчик вправе был выделить новые места под размещение рекламы на конкурсной основе.
Представитель третьего лица - МУП "Информационно-кадастровый центр по землеустройству и градостроительству" пояснил в судебном заседании, что в соответствии с договором с Администрацией города Рязани МУП "ИКЦ" ведет подготовку и оформление разрешительной документации на размещение средств наружной рекламы и информации в строгом соответствии с Положением и отвечает за наличие в пакете разрешительной документации всех необходимых документов и правильность их оформления. Согласно устному запросу заявителя заявки № 2996, 2997, 2998, 2999 от 29.07.2004 ему были выданы на руки 17.08.2004, в связи с чем требования заявителя неправомерны.
Привлеченный к участию в деле в качестве свидетеля и допрошенный в судебном заседании свидетель Г. - главный художник города Рязани, дал следующие показания. Пояснил, что с 30.09.2004 по 21.10.2004 находился на больничном, схема разрабатывалась в его отсутствие, разработкой схемы занимался его помощник. Согласована одна схема по пр. Яблочкова. Транспарант-перетяжка на этой улице не планируется в связи с перенасыщенностью улицы конструкциями. Пояснил, что с учетом изложенного в случае рассмотрения заявки предпринимателя Б. на размещения объекта рекламы по ул. Яблочкова был бы дан отказ.
В отношении размещения объектов рекламы по ул. Зубковой пояснил следующее: Со слов помощника Т., проводились планерки по строительству Ледового дворца, на которых главным архитектором города Т.А. дано устное указание придержать разработку этой улицы и не заниматься рекламой по улице Зубковой. Свидетель Г. пояснил, что эти места и заявки все равно бы не вошли в список поданных мест на рекламу (в конкурсную программу) и не были бы выставлены на аукцион. Управление архитектуры интересует комплексное визуальное восприятие улицы, а заказчика интересует бизнес. Свидетель Г. также пояснил, что на схеме по пр. Яблочкова, утвержденной 07.10.2004 главным архитектором Ж., четыре конструкции - существующие, остальные семь - перспективные.
Свидетель Г. считает, что в связи с градостроительными ограничениями заявителю было бы отказано в выдаче разрешений на размещение объектов рекламы (п. 8.4 Положения).
Рассмотрев и оценив материалы дела, доводы участвующих в деле лиц, показания свидетеля, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходил из следующего:
Положение о наружной рекламе и информации в г. Рязани, утвержденное решением Рязанского городского Совета № 182 от 24.04.2003, устанавливает единый для города Рязани порядок и требования к проектированию, оформлению и согласованию разрешительной документации, размещению (монтаж, демонтаж), эксплуатации средств наружной рекламы и информации и контролю за соблюдением этих требований.
Глава 6 Положения определяет органы, осуществляющие регулирование размещения средств наружной рекламы и информации.
Так, согласно п. 6.2 Положения первый заместитель главы администрации по муниципальной собственности и строительству осуществляет общее руководство службами города, связанными с размещением средств наружной рекламы и информации и их эксплуатацией.
В соответствии с п. 6.3 Положения Управление главного архитектора города (УГА) осуществляет постоянный контроль за художественно-эстетическим состоянием территории города; организует разработку комплексных программ по художественному оформлению города и осуществляет архитектурно-художественное руководство по размещению средств наружной рекламы и информации в городе Рязани; согласовывает разрешительную документацию на размещение средств наружной рекламы и информации, рассматривает проекты рекламных изображений, конструкций, щитов, кронштейнов, городских часов с рекламой, а также места их размещения; организует разработку и контролирует выполнение программ по праздничному оформлению города; контролирует выполнение рекламодателями архитектурно-художественных заданий, а также соответствие существующих рекламных объектов утвержденному эскизному проекту; контролирует согласование размещения средств рекламы с балансодержателями (владельцами) зданий и сооружений; контролирует проведение рекламодателями согласований с городскими службами при размещении рекламы вблизи инженерных сетей и коммуникаций; осуществляет постоянный контроль за состоянием отдельно стоящих рекламных конструкций и других средств наружной рекламы на предмет их эстетического состояния и безопасности их эксплуатации; разрабатывает схемы размещения средств наружной рекламы в городе Рязани, осуществляет постоянный контроль за соответствием размещения средств наружной рекламы разработанным схемам; разрабатывает и изготавливает проекты социальной рекламы и осуществляет архитектурно-художественный контроль за ее размещением; организует и осуществляет разработку проектов конструкций для наружной рекламы.
Согласно п. 6.4 Положения Отдел координации рекламной деятельности городской администрации осуществляет взаимосвязь между всеми городскими службами, связанными с вопросами регулирования рекламы, определяет тенденцию и направления развития всей городской наружной рекламы, способствует сбалансированности интересов рекламодателей, производителей и распространителей рекламы с интересами потребителей рекламы и городской администрации; рассматривает заявки рекламодателей на размещение средств наружной рекламы и информации и принимает решения о принципиальной возможности их размещения; контролирует размещение средств наружной рекламы и информации на территории города в соответствии с требованиями Федерального закона "О рекламе" и настоящего Положения; контролирует порядок оформления и выдачи разрешительной документации на размещение средств наружной рекламы и правильность произведенных платежей в городской бюджет; осуществляет сбор информации по состоянию рекламы на текущий момент, ее анализ и подготовку предложений по совершенствованию рекламной деятельности; участвует в разработке и реализации городских программ по комплексному художественному и рекламному оформлению; осуществляет иные функции.
Муниципальное унитарное предприятие "Информационно-кадастровый центр по землеустройству и градостроительству" (МУП "ИКЦ") в соответствии с договором с Администрацией г. Рязани ведет подготовку и оформление разрешительной документации на размещение средств наружной рекламы и информации в строгом соответствии с настоящим Положением и отвечает за наличие в пакете разрешительной документации всех необходимых документов и правильность их оформления; ведет автоматизированный учет разрешительной документации по наружной рекламе и мест ее размещения и подает запрашиваемые сведения в заинтересованные службы города; проводит по заданию управления главного архитектора или рекламодателя проектные разработки конструкций средств наружной рекламы, схем перспективных мест размещения; проводит по заданию администрации инвентаризацию средств наружной рекламы; организует хранение и выдачу, по требованию администрации города, разрешений на размещение средств наружной рекламы и информации (п. 6.9 Положения).
Согласно п. 8.1 Положения для оформления разрешительной документации на размещение средства наружной рекламы рекламодатель обращается в Администрацию г. Рязани (управление главного архитектора), имеющую банк данных рекламных мест, где в течение 10 дней имеет право получить следующую информацию:
- занято ли конкретное рекламное место установленным средством рекламы;
- заявлено ли размещение рекламы по конкретному рекламному месту;
- имеются ли какие-либо ограничения или особые условия размещения средства наружной рекламы по данному рекламному месту.
Если заявляемое место свободно, то заявитель получает возможность подать заявку в Администрацию города Рязани на размещение средства наружной рекламы и информации.
С момента подачи заявки в адрес администрации города рекламное место считается занятым (п. 8.3).
Заявителю может быть отказано в приеме заявки или выдаче разрешения на размещение наружной рекламы в следующих случаях:
- отсутствия необходимых сведений о рекламном месте, средствах рекламы, виде размещаемой рекламы;
- градостроительных ограничений по конкретному месту;
- отказа в согласовании размещения средства наружной рекламы инженерно-техническими службами, ГАИ УВД, владельца рекламного места;
- наличия задолженности за ранее размещенную, но неоплаченную рекламу;
- эксплуатации средств наружной рекламы с нарушением требований настоящего Положения о причине отказа в приеме заявки либо выдачи разрешения заявителю должно быть письменно сообщено с указанием причины (п. 8.4).
Для начала подготовки разрешительной документации рекламодатель обязан представить проект наружной рекламы для согласования с управлением главного архитектора. Если проект не представляется для согласования в течение 10 дней, заявка на рекламное место аннулируется, а рекламное место считается свободным (п. 8.5).
В течение десяти дней с момента предъявления проект должен быть рассмотрен, заявителю выдано заключение о допустимости или недопустимости размещения рекламного средства указанного вида по данному месту. Если проект выполнен непрофессионально, а также в случае несоответствия предлагаемых средств наружной рекламы окружающей застройке, заявителю предоставляется письменный обоснованный отказ на размещение средства рекламы, указанного в проекте. После этого рекламодатель имеет право в течение 5 дней внести изменения в соответствии с архитектурно-художественным заданием, выданным управлением главного архитектора. Если по истечении 5 дней заявитель не представил измененный проект наружной рекламы, заявка аннулируется, а рекламное место считается свободным и может быть использовано другим заявителем на общих основаниях (п. 8.6).
Если рекламное средство предполагается разместить вблизи проезжей части улиц, на разделительной полосе, в полосе отвода магистралей, заявка должна согласовываться с отделом ГИБДД УВД Рязанской области. Заявка на рекламные средства, располагающиеся на зданиях и сооружениях, согласовывается с владельцем этих зданий и сооружений. Если реклама размещается в зоне действия инженерных коммуникаций, заявка согласовывается с инженерными службами города (п. 8.8).
Оформление разрешения на размещение средства наружной рекламы и информации должно быть завершено в течение трех месяцев. Если в течение этого срока заявителем не произведено соответствующее оформление, не выполнены согласования или не произведены оплаты в городской бюджет, заявка аннулируется, а рекламное место считается свободным и может быть занято другим рекламодателем на общих основаниях (п. 8.11).
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее:
29.07.2004 предприниматель Б. подал в отдел координации рекламной деятельности Администрации г. Рязани четыре заявки № 2996, 2997, 2998, 2999 о рассмотрении возможности размещения средств имеющей социальное значение рекламы (несветовая, транспарант-перетяжка) согласно предложениям заявителя по содержанию и месту ее размещения.
04.08.2004 заявки № 2996, 2997, 2998, 2999 переданы МУП "ИКЦ" для передачи и согласования эскизного проекта в УГА.
04.08.2004 заявки № 2996, 2997, 2998, 2999 переданы в УГА.
13.08.2004 заявки переданы МУП "ИКЦ" с резолюцией главного художника на доработку.
17.08.2004 заявки выданы предпринимателю Б. для доработки с замечаниями главного художника.
Представители Администрации города Рязани и свидетель Г. - главный художник города Рязани пояснили суду, что в случае рассмотрения заявок заявителю было бы отказано в размещении средств рекламы в связи с имеющимися градостроительными ограничениями и конкурсным порядком выделения рекламных мест.
Суд считает, что правовые основания для возврата заявок заявителю отсутствовали, поскольку возврат заявок вообще не предусмотрен Положением о наружной рекламе и информации в г. Рязани; кроме того, заявитель не обращался в Администрацию города Рязани (соответствующие службы) и в МУП "ИКЦ" с заявлением на возврат поданных 29.07.2004 заявок. Доказательства обратного ответчиком и третьим лицом суду не представлены.
Суд пришел к выводу, что Администрацией города Рязани нарушены требования п. 8.6 Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани, согласно которым в течение десяти дней с момента предъявления проект должен быть рассмотрен, заявителю выдано заключение о допустимости или недопустимости размещения рекламного средства указанного вида по данному месту. Если проект выполнен непрофессионально, а также в случае несоответствия предлагаемых средств наружной рекламы окружающей застройке, заявителю предоставляется письменный обоснованный отказ на размещение средства рекламы, указанного в проекте. Судом установлено, что заключение о допустимости или недопустимости размещения рекламного средства указанного вида по данному месту ответчиком не выдавалось вообще.
Суд считает, что применение Администрацией города Рязани к рассматриваемым отношениям Постановления Администрации города Рязани "О конкурсном выделении мест для размещения рекламных отдельно стоящих конструкций и транспарантов-перетяжек" № 3096 от 02.08.2004, опубликованного в газете "Рязанские ведомости" 17.08.2004 и вступившего в законную силу 17.08.2004, противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставу города Рязани, Постановлению Администрации города Рязани "О порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов Администрации г. Рязани" № 69 от 18.01.2000, поскольку Постановление № 3096 от 02.08.2004 не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после 17.08.2004.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Согласно ч. 3 ст. 189 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел о законности оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).
Суд пришел к выводу, что Администрация города Рязани не доказала наличие обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий и бездействия. Действия Администрации г. Рязани, выразившиеся в нарушении процедуры оформления разрешительной документации на рекламную продукцию, нарушают права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах требования предпринимателя Б. подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине относятся на Администрацию города Рязани, однако взысканию не подлежат, поскольку ответчик освобожден от уплаты госпошлины в силу Закона РФ "О государственной пошлине". Уплаченная заявителем госпошлина в силу ст. 104 АПК РФ подлежит возврату.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Бездействие Администрации города Рязани, выразившееся в пропуске срока выдачи заключения о допустимости либо недопустимости размещения объектов наружной рекламы (несветовая, транспарант-перетяжка) по адресам: г. Рязань в соответствии с предоставленными предпринимателем Б. проектами, проверенное на соответствие Положению о наружной рекламе и информации в г. Рязани, утвержденному решением Рязанского городского Совета № 182 от 24.04.2003, признать незаконным.
2. Действия Администрации города Рязани, выразившиеся в применении к заявкам предпринимателя Б. на размещение объектов наружной рекламы (несветовая, транспарант-перетяжка) по адресам: г. Рязань в соответствии с предоставленными проектами, Постановления Администрации г. Рязани "О конкурсном выделении мест для размещения рекламных отдельно стоящих конструкций и транспарантов-перетяжек" от 02.08.2004 № 3096, проверенные на соответствие Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставу города Рязани, Постановлению Администрации города Рязани "О порядке опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов Администрации г. Рязани" № 69 от 18.01.2000, незаконными.
3. Возвратить предпринимателю Б., проживающему по адресу: г. Рязань, из дохода федерального бюджета госпошлину в размере 80 руб., уплаченную по квитанции Сбербанка 8606/0011 от 01.10.2004.
4. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru