Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 09.11.2004 № А54-3567/04-С2
<СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УМЕНЬШАЕТСЯ НА БАЛАНСОВУЮ СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 24.03.2005 № А54-3567/04-С2 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2004 г. № А54-3567/04-С2

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "МТС-агро" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ № 3 по г. Рязани о признании незаконным бездействия инспекции, заключающегося в непринятии должных мер по проведению обществу зачета по налогу на имущество за период хозяйственной деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2003 и обязании инспекции устранить допущенные нарушения и осуществить зачет излишне уплаченного налога на имущество в сумме 549790 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Представители инспекции не признали заявление налогоплательщика, указав на отсутствие оснований для проведения зачета.
В заседании Арбитражного суда представители налогоплательщика уменьшили объем оспариваемых требований, в связи с чем просят Арбитражный суд признать незаконным бездействие налогового органа в части непринятия мер по зачету налога на имущество в сумме 448119,1 руб. и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения и осуществить зачет излишне уплаченного налога на имущество в сумме 448119,1 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу, уплачиваемых в бюджет Рязанской области. В силу статьи 49 АПК РФ уменьшенные по объему требования налогоплательщика приняты к рассмотрению Арбитражного суда.
Представители налоговой инспекции не признали требования общества, пояснив свою позицию отсутствием оснований для зачета налога на имущество по итогам хозяйственной деятельности налогоплательщика за 2002 и 2003 гг., т.к. расчеты с бюджетом по данному виду налога проведены обществом надлежащим образом.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Общество с ограниченной ответственностью "МТС-агро" г. Рязани по итогам хозяйственной деятельности за 2002 и 2003 годы представило налоговому органу декларации по налогу на имущество, согласно которым к начислению и уплате следовал налог на имущество в общей сумме 1017180 руб. в следующем соотношении: за 2002 год - в сумме 437712 руб. и за 2003 год - 579468 руб. Продекларированный налог уплачен обществом за два календарных года в общей сумме 915509,1 руб.
В Приложении к письму от 21.01.2004 исх. № 146 общество направило налоговому органу уточненные декларации по налогу на имущество за период хозяйственной деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2003, согласно которым к начислению и уплате за указанный период следовал налог на имущество в общей сумме 467390 руб. в следующем соотношении: за 2002 год - в сумме 220054 руб. и за 2003 год - 247336 руб. По мнению налогоплательщика, в первоначально представленных декларациях им ошибочно не применена льгота в части балансовой стоимости имущества, используемого для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, предусмотренная пунктом "в" статьи 5 Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (не учтена льготируемая стоимость имеющихся на балансе общества зерноуборочных комбайнов "Доминатор-208 Мега", фактически использованных для производства и переработки сельскохозяйственной продукции). По представленному налогоплательщиком расчету при фактической уплате налога на имущество за два анализируемых года в общей сумме 915509,1 руб. и его действительному значению по уточненным декларациям в общей сумме 467390 руб. к возврату из бюджета за два календарных года следует 448119,1 руб., из расчета: 915509,1 руб. - 467390 руб. = 448119,1 руб. В заявлении от 21.05.2004 № 146 налогоплательщик просил инспекцию осуществить зачет излишне уплаченной суммы налога в размере 549790 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу. Первоначально заявленная к зачету сумма налога на имущество в размере 549790 руб. уточнена в заседании Арбитражного суда, в связи с чем налогоплательщик уменьшил размер зачетных требований, определив к зачету налог в сумме 448199,1 руб.
Инспекция в отзыве не признала требования налогоплательщика, пояснив, что общество "МТС-агро" не имеет права на использование льготы, предусмотренной пунктом "в" статьи 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", т.к. общество не использовало имеющиеся комбайны для самостоятельного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а оказывало услуги сторонним организациям по уборке зерновых культур на основе гражданско-правовых сделок. По мнению представителей налогового органа, общество "МТС-агро" самостоятельно не осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, что исключает возможность применения льготы по налогу на имущество.
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление налогоплательщика.
Согласно пункту "в" статьи 5 Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия для целей налогообложения уменьшается на балансовую стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы. Исходя из данной нормы Закона возможность использования указанной льготы не ставится в зависимость от конкретного пользователя указанным выше имуществом, а также наличия показателя выручки от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции у собственника этого имущества, поскольку оно по условиям заключаемых договоров может передаваться и в безвозмездное пользование. Поименованная льгота определяется не видом осуществляемой хозяйствующим субъектом деятельности (по данному показателю льгота предусмотрена пунктом "б" статьи 4 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий"), а зависит исключительно от целевого характера использования конкретного имущества, находящегося на балансе организации. Законодатель определяет только два условия предоставления льготы по пункту "в" статьи 5 закона: факт нахождения на балансе организации имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, и действительное применение данного имущества в указанных целях.
Как следует из материалов дела, на балансе общества "МТС-агро" находятся комбайны "Доминатор-208 Мега" в общем количестве 28 единиц. Данные обстоятельства подтверждаются отчетом налогоплательщика по основным средствам, бухгалтерскими балансами за 2002 и 2003 годы, свидетельствами о регистрации комбайнов, заверенными инспекцией Гостехнадзора администрации г. Рязани.
За период хозяйственной деятельности с 01.01.2002 по 31.12.2003 поименованные зерноуборочные комбайны использовались обществом "МТС-агро" на основе подрядных договоров по уборке зерновых сельскохозяйственных культур и семян подсолнечника в сельскохозяйственных предприятиях Воронежской области: договоры с обществами с ограниченной ответственностью "Луч", "Агрошанс", "Колодеевское", "Революция", с сельскохозяйственными артелями "Русь", "имени Чапаева", колхозом "Исток", крестьянско-фермерским хозяйством "Николаенко Н.Г." и другими сельскохозяйственными предприятиями. Фактическое использование комбайнов для уборки зерновых культур и подсолнечника подтверждено подрядными договорами и актами выполненных работ. Действительное использование сельскохозяйственных машин свидетельствует о правомерности применения налогоплательщиком льготы в отношении своего имущества - комбайнов "Доминатор-208 Мега", т.к. уборка зерновых культур с применением комбайнов является одной из операций технологического процесса получения (производства) сельскохозяйственной продукции.
Возражения налогового органа об отсутствии у общества "МТС-агро" самостоятельного вида деятельности по производству сельскохозяйственной продукции не лишает налогоплательщика права на применение указанной льготы.
Порядок зачета излишне уплаченной суммы налога на имущество регулируется положениями статьи 78 Налогового кодекса РФ. В силу пункта 1 статьи 78 сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Одновременно Арбитражный суд считает необходимым отметить, что в соответствии с положениями статьи 3 Закона Рязанской области от 25.12.2001 № 88-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год" и статьи 4 Закона Рязанской области от 24.12.2002 № 84-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" (и Приложений № 3 к перечисленным региональным Законам) нормативы отчислений по налогу на имущество предприятий установлены в размере 50 % - для бюджета области и 50 % для местных бюджетов. Данное распределение налога на имущество по уровням бюджетов диктует необходимость осуществления зачета излишне уплаченных сумм налога как в отношении бюджета Рязанской области, так и бюджета г. Рязани в равном соотношении.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если бездействие государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Арбитражный суд принимает решение о признании бездействия государственного органа незаконным.

1 ноября 2004 г. Дело № А54-3567/04-С2

РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 167, 176 и 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать незаконным, как не соответствующее требованиям Налогового кодекса РФ и Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", бездействие Межрайонной инспекции МНС РФ № 3 по г. Рязани, заключающееся в непринятии должных мер по проведению обществу с ограниченной ответственностью "МТС-агро" г. Рязани зачета излишне уплаченного за 2002 и 2003 годы налога на имущество в общей сумме 448119,1 руб.
Обязать Межрайонную инспекцию МНС ПФ № 3 по г. Рязани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "МТС-агро" г. Рязани и осуществить зачет излишне перечисленного обществом в бюджет налога на имущество в сумме 448119,1 руб. по итогам хозяйственной деятельности за 2002 и 2003 годы в следующем распределении:
по бюджету Рязанской области - в сумме 224059,55 руб.
по бюджету г. Рязани - в сумме 224059,55 руб.
2. Обязать Межрайонную инспекцию МНС РФ № 3 по г. Рязани возвратить обществу с ограниченной ответственностью "МТС-агро" г. Рязани из федерального бюджета денежные средства в сумме 818,2 руб., перечисленные в уплату госпошлины по платежному поручению от 18.08.2004 № 276.
3. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru