Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 14.10.2004 № А54-2930/04-С18
<СУД ОБЯЗАЛ АДМИНИСТРАЦИЮ Г. РЯЗАНИ ПОДПИСАТЬ СОГЛАШЕНИЯ К ДОГОВОРАМ АРЕНДЫ О ПЕРЕВОДЕ НА РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ЛИЦЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИМУЩЕСТВА РФ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ АРЕНДОДАТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, СОДЕРЖАЩИЕ УСЛОВИЕ О ПЕРЕЧИСЛЕНИИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ С МОМЕНТА РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 14.12.2004 № А54-2930/04-С18 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 октября 2004 г. № А54-2930/04-С18

(Извлечение)

Территориальное управление Минимущества РФ по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд с заявлением об обязании Администрации г. Рязани подписать соглашения о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Минимущества России по Рязанской области прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков № А241-02, № А240-02, № А239-02, № А238-02, № А242-02 на условиях, изложенных в соглашениях.
Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил требование, просил суд обязать Администрацию г. Рязани подписать соглашения от 20.05.2004 к договорам аренды № А241-02 от 02.09.2002, № А240-02 от 02.09.2002, № А239-02 от 02.09.2002, № А238-02 от 02.09.2002, № А242-02 от 02.09.2002 о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Минимущества РФ по Рязанской области прав и обязанностей Арендодателя в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:013 00 01:0010, 62:29:013 00 01:0004, 62:29:013 00 01:0006, 62:29:012 00 01:0009, 62:29:013 00 01:0008 на условиях, изложенных в соглашениях.
В обоснование заявленного требования заявитель указал на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 № 101-ФЗ, распоряжением Правительства РФ от 04.03.2004 № 311-р, утвердившим перечень № 61:274 земельных участков, расположенных на территории Рязанской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Кроме того, ссылаясь на ст. 608 Гражданского кодекса РФ, ст. 9, 29 Земельного кодекса РФ, Территориальное управление Минимущества РФ по Рязанской области считает, что арендодателем земельных участков, находящихся в федеральной собственности, может быть только собственник (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
Администрация г. Рязани требование не признает, полагая, что имеет место спор в области бюджетных правоотношений, так как согласно ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" арендные платежи за землю до момента разграничения прав на землю подлежат зачислению в бюджеты органов местного самоуправления и субъекта РФ в равных долях. Передача прав и обязанностей Арендодателя Территориальному управлению лишит город соответствующей части дохода бюджета, равной величине арендной платы, до окончания текущего бюджетного периода. Поскольку распоряжение Правительства РФ от 04.03.2004 № 311-р не содержит положений о компенсации муниципальному образованию выпадающих доходов, оснований для удовлетворения требования, по мнению ответчика, нет.
По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Арбитражным судом привлечены Рязанский городской Совет, Рязанская областная Дума.
Рязанский горсовет считает доводы заявителя необоснованными, поддерживает доводы ответчика, в удовлетворении требований заявителю просит суд отказать. Дополнительно указывает на то, что наличие у истца права собственности на оспариваемые участки не дает основания полагать, что процесс разграничения государственной собственности на землю не завершен, поскольку до сих пор не определены земли, находящиеся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований. В связи с этим считает, что до окончания процесса разграничения государственной собственности на землю (по всем уровням собственности) не может быть произведена замена Арендодателя по договорам аренды спорных земельных участков.
Рязанская областная Дума поддерживает доводы Администрации г. Рязани, Рязанского горсовета.
Третье лицо, ОАО "Завод точного литья", в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОАО "Завод точного литья".
Из материалов дела судом установлено: 02.09.2002 между Администрацией г. Рязани (Арендодатель) и ОАО "Завод точного литья" (Арендатор) заключен договор № А241-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0010 общей площадью 629,4 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, на срок с 15.06.2002 по 15.06.2012.
02.09.2002 между Администрацией г. Рязани (Арендодатель) и ОАО "Завод точного литья" (Арендатор) заключен договор № А240-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0004 общей площадью 7218,8 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, на срок с 15.06.2002 по 15.06.2012.
02.09.2002 между Администрацией г. Рязани (Арендодатель) и ОАО "Завод точного литья" (Арендатор) заключен договор № А239-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0006 общей площадью 8396,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, на срок с 15.06.2002 по 15.06.2012.
02.09.2002 между Администрацией г. Рязани (Арендодатель) и ОАО "Завод точного литья" (Арендатор) заключен договор № А238-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0009 общей площадью 2282,8 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, на срок с 15.06.2002 по 15.06.2012.
02.09.2002 между Администрацией г. Рязани (Арендодатель) и ОАО "Завод точного литья" (Арендатор) заключен договор № А242-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0008 общей площадью 1458,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, на срок с 15.06.2002 по 15.06.2012.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" Правительством РФ принято распоряжение от 04.03.2004 № 311-р об утверждении перечня земельных участков, расположенных на территории Рязанской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. В указанный перечень входят и земельные участки, в отношении которых заключены вышеперечисленные договоры аренды.
17.05.2004 Рязанской областной регистрационной палатой выданы свидетельства о регистрации права собственности Российской Федерации в отношении указанных земельных участков.
Согласно Положению, утвержденному приказом Минимущества России от 02.12.2003 № 565, Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Рязанской области создано для осуществления полномочий Министерства по управлению и распоряжению в пределах компетенции Минимущества России имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земельными участками.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Рязанской области подготовлены и подписаны со стороны Теруправления соглашения от 20.05.2004 к договорам аренды № А241-02, № А240-02, № А239-02, № А238-02, № А242-02, предусматривающие следующие условия:
1. Администрация города Рязани уступает, а Российская Федерация, в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области принимает на себя права и обязанности арендодателя по договорам № А241-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0010 от 02.09.2002, № А240-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0004 от 02.09.2002, № А239-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0006 от 02.09.2002, № А238-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0009 от 02.09.2002, № А242-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0008 от 02.09.2002.
2. Полученная органом местного самоуправления арендная плата по договорам № А241-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0010 от 02.09.2002, № А240-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0004 от 02.09.2002, № А239-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0006 от 02.09.2002, № А238-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0009 от 02.09.2002, № А242-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0008 от 02.09.2002 за период с даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами
62:29:013 00 01:0010 (свидетельство серии 62 МГ № 115758),
62:29:013 00 01:0004 (свидетельство серии 62 МГ № 115759),
62:29:013 00 01:0006 (свидетельство серии 62 МГ № 115760),
62:29:012 00 01:0009 (свидетельство серии 62 МГ № 115762),
62:29:013 00 01:0008 (свидетельство серии 62 МГ № 115763) и до даты вступления в силу настоящего соглашения перечисляется органом местного самоуправления в федеральный бюджет с зачислением на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области № 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области г. Рязани в двухнедельный срок со дня подписания настоящего соглашения.
Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Рязанской области сопроводительным письмом от 26.05.2004 № ВК-1289 в адрес Администрации г. Рязани направлены проекты вышеуказанных соглашений для подписания до 16.06.2004.
12.07.2004 письмом № 05-6/2453, 05-6/2698 Администрация г. Рязани отказала в подписании соглашения до истечения бюджетного периода, считая необходимым направление ходатайства в Правительство РФ и Министерство финансов РФ о компенсации выпадающих доходов.
Оценив материалы дела, доводы сторон и третьих лиц, суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 № 137-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю определены ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 № 101-ФЗ.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием для государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности.
Согласно статье 6 упомянутого закона разграничение государственной собственности на землю осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с "Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые возникает соответствующее право собственности", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140, перечни земельных участков подготавливаются Министерством имущественных отношений РФ. Сведения о земельных участках через Территориальные органы Минимущества предоставляют органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Подготовленные Минимуществом РФ перечни направляются в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления для согласования. При отсутствии возражений перечни считаются согласованными и направляются для утверждения в Правительство РФ.
Из положений упомянутого ранее закона и правил не следует, что перечни готовятся одновременно до определенного срока или в определенный период, установлены сроки по рассмотрению перечней в отношении земельных участков, сведения о которых представлены в соответствующие органы.
В связи с этим суд полагает, что доводы ответчика, третьих лиц о невозможности решения вопроса о передаче прав Арендодателя до окончательного разграничения собственности в отношении всех земельных участков неправомерны.
В отношении спорных земельных участков соблюдена процедура по разграничению государственной собственности, что подтверждается утвержденным в установленном порядке перечнем. Согласно объяснениям сторон спора о праве собственности Российской Федерации на эти земельные участки нет.
В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Как установлено судом из материалов дела, в отношении спорных земельных участков право распоряжения от имени собственника предоставлено Территориальному управлению Минимущества РФ по Рязанской области. Следовательно, только этот государственный орган с момента установления права собственности вправе быть Арендодателем спорных земельных участков.
В отношении указанных земельных участков имеют место действующие договоры аренды, в связи с этим замена стороны по договорам возможна в порядке и на основаниях, установленных главой 24 Гражданского кодекса РФ (Перемена лиц в обязательстве).
В соответствии со ст. 387 Гражданского кодекса РФ права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона.
Согласно статье 2 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" с момента государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки возникло у Российской Федерации.
Следовательно, в силу закона права Арендодателя по спорным договорам перешли от Администрации г. Рязани к Российской Федерации (в лице уполномоченного органа - Территориального управления Минимущества РФ по Рязанской области).
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" после разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от установленного права собственности на земельные участки.
В связи с тем, что в отношении спорных земельных участков разграничение собственности состоялось, Территориальное управление правомерно предусмотрело в соглашении условие о перечислении арендной платы в федеральный бюджет с момента регистрации права собственности Российской Федерации.
Ссылка ответчика на то, что Правительством РФ не предусмотрена компенсация муниципальному образованию выпадающих доходов до окончания текущего бюджетного периода, не является основанием для отказа в удовлетворении требования, так как вопрос о компенсации может быть решен в самостоятельном порядке. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" не содержит в качестве условия для перехода права собственности решение вопроса о компенсации выпадающих доходов в связи с разграничением права государственной собственности.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд пришел к выводу, что отказ Администрации г. Рязани от подписания соглашения является незаконным, требование Территориального управления Минимущества РФ по Рязанской области правомерно, подтверждено материалами дела, в связи с этим подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 173 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

Обязать Администрацию г. Рязани подписать соглашения от 20.05.2004 к договорам аренды № А241-02 от 02.09.2002, № А240-02 от 02.09.2002, № А239-02 от 02.09.2002, № А238-02 от 02.09.2002, № А242-02 от 02.09.2002 о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Минимущества РФ по Рязанской области прав и обязанностей Арендодателя в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:013 00 01:0010, 62:29:013 00 01:0004, 62:29:013 00 01:0006, 62:29:012 00 01:0009, 62:29:013 00 01:0008 на условиях, изложенных в соглашениях:
1. Администрация города Рязани уступает, а Российская Федерация, в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области, принимает на себя права и обязанности арендодателя по договорам № А241-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0010 от 02.09.2002, № А240-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0004 от 02.09.2002, № А239-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0006 от 02.09.2002, № А238-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0009 от 02.09.2002, № А242-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0008 от 02.09.2002.
2. Полученная органом местного самоуправления арендная плата по договорам № А241-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0010 от 02.09.2002, № А240-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0004 от 02.09.2002, № А239-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0006 от 02.09.2002, № А238-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0009 от 02.09.2002, № А242-02 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:013:00 01:0008 от 02.09.2002 за период с даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами
62:29:013 00 01:0010 (свидетельство серии 62 МГ № 115758),
62:29:013 00 01:0004 (свидетельство серии 62 МГ № 115759),
62:29:013 00 01:0006 (свидетельство серии 62 МГ № 115760),
62:29:012 00 01:0009 (свидетельство серии 62 МГ № 115762),
62:29:013 00 01:0008 (свидетельство серии 62 МГ № 115763) и до даты вступления в силу настоящего соглашения перечисляется органом местного самоуправления в федеральный бюджет с зачислением на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области № 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области г. Рязани в двухнедельный срок со дня подписания настоящего соглашения.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru