Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 06.08.2004 № А54-2185/04-С21
<ДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО ВОЗВРАТУ ПАКЕТА ДОКУМЕНТОВ, ПОДАННЫХ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НА ЗАКУПКУ, ХРАНЕНИЕ И ПОСТАВКУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРИЗНАНЫ СУДОМ НЕЗАКОННЫМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2004 г. № А54-2185/04-С21

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Арай" обратилось в суд с заявлением о признании действий УМНС по Рязанской области незаконными.
Заявитель требования поддерживает, основания изложены в заявлении и возражениях на отзыв ответчика.
Ответчик по заявленным требованиям возражает, основания изложены в отзыве.
Из материалов дела следует:
23.04.2004 общество обратилось в налоговый орган с заявлением на выдачу лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, с приложением платежного поручения с отметкой банка об уплате лицензионного сбора, справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, копии лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Письмом № 18-34/2532 от 28.04.2004 УМНС России по Рязанской области возвратило пакет документов как не соответствующий перечню документов, установленному п. 1 ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" № 171-ФЗ от 22.11.1995.
Не согласившись с действиями налогового органа по возврату пакета документов, общество в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" № 171-ФЗ от 22.11.1995 обратилось с заявлением в УМНС России по Рязанской области. Ответ обществом не был получен.
Не согласившись с действиями налогового органа по возврату пакета документов, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" № 171-ФЗ от 22.11.1995 деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации (федеральных лицензий), а также лицензий, выданных органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, и действующих на территории данного субъекта Российской Федерации или также на территориях других субъектов Российской Федерации, с которыми данный субъект Российской Федерации, выдавший лицензии, имеет соответствующие соглашения.
Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
экспорт алкогольной продукции;
импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт;
розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего федерального закона, организацией (заявителем) в лицензирующий орган представляются следующие документы:
заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке; лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
справка о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
документ, подтверждающий оплату сбора за выдачу лицензии;
справка налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов;
согласие в письменной форме органа, уполномоченного субъектом Российской Федерации, на территории которого будет находиться организация или ее структурное подразделение, осуществляющие производство и (или) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (для получения федеральных лицензий), в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи;
документы о техническом и метрологическом оснащении организации, наличии сертифицированного оборудования, подтверждающие возможность производить, хранить этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, соответствующую государственным стандартам, осуществлять государственный контроль за фактическим объемом производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обеспечивать их продажу;
копия информационного письма федерального органа исполнительной власти в области статистики о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
заключение органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы об оснащенности организации и (или) структурных подразделений, осуществляющих производство и (или) хранение этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, средствами охранной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 № 116-ФЗ)
положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии производственных и складских помещений организации (заявителя) санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и требованиям, а также требованиям техники безопасности;
документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или договор с такой лабораторией на проведение указанного контроля;
документ о регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции, выданный в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего федерального закона.
Требовать от организации документы, не предусмотренные настоящим пунктом, не допускается.
В силу п. 3 ст. 19 Закона организация, имеющая лицензию на осуществление одного из видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего федерального закона, при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством, представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, подтверждающий оплату сбора за выдачу лицензии документ и справку налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов.
В силу п. 7 ст. 19 Закона в выдаче лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано:
при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации, а также в случае несоответствия условий деятельности и статуса обратившегося лица установленным настоящим федеральным законом лицензионным требованиям;
в случае нарушения требований статьи 8 настоящего федерального закона.
Из материалов дела судом установлено, что при обращении в УМНС России по Рязанской области ООО "Арай" представило все необходимые документы, предусмотренные п. 3 ст. 19 настоящего федерального закона, а именно:
- заявление установленного образца № 25 от 23.04.2004;
- платежное поручение № 27 от 22.04.2004 с отметкой банка об уплате лицензионного сбора;
- справку об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов;
- копию лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции № Г597422, рег. № 823-0086 от 29.01.2004.
Ссылка налогового органа на несоответствие справки об отсутствии просроченной задолженности установленным требованиям является несостоятельной исходя из следующего.
Во исполнение положений Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 783 "Об утверждении положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам", в целях совершенствования процедуры лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Министерством РФ по налогам и сборам издан Приказ от 6 мая 2002 г. № БГ-3-07/241 "Об осуществлении Министерством Российской Федерации по налогам и сборам функций по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно п. 1 вышеназванного Приказа Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, в лице Министра Российской Федерации по налогам и сборам либо уполномоченного им заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам, принимает решения о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензий, выдаче временного разрешения на право хранения и реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), внесении изменений в действующие лицензии, направлении исковых заявлений в суд об аннулировании лицензий на осуществление следующих видов деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;
хранение этилового спирта;
экспорт алкогольной продукции;
импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции с производственной мощностью указанного производства в пересчете на абсолютный алкоголь более 50 тысяч декалитров в год.
В соответствии с п. 2 Приказа определено, что управления МНС России по субъектам Российской Федерации, в лице руководителей (заместителей руководителей) соответствующих управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, принимают решения о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензий, выдаче временного разрешения на право хранения и реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), внесении изменений в действующие лицензии, направлении исковых заявлений в суд об аннулировании лицензий на осуществление следующих видов деятельности:
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции с производственной мощностью указанного производства в пересчете на абсолютный алкоголь менее 50 тысяч декалитров в год.
Данным Приказом утверждены, в том числе:
Порядок организации работы МНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 1);
форма "Справка об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней" (Приложение № 4).
Так, в п. 1.6 Порядка организации работы МНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определено следующее: справка выдается соискателю лицензии территориальным налоговым органом по его месту постановки на учет и должна подтверждать отсутствие у соискателя лицензии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней на дату не позднее первого числа месяца подачи заявления.
Вместе с тем в силу п. 2 ст. 4 НК РФ МНС России издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Приказ МНС России от 6 мая 2002 г. № БГ-3-07/241 не является законодательным актом, поскольку не был опубликован в установленном порядке и не зарегистрирован в Минюсте России.
Суд считает, что материалами дела подтверждается отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней ООО "Арай", а несоответствие выданной налоговым органом - МРИ МНС России № 2 по г. Рязани справки от 21.04.2004 № 05-53/247 требованиям Приказа МНС России не может служить основанием для возврата пакета документов.
Довод налогового органа о том, что п. 3 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ применим лишь в случае осуществления лицензирования лицензирующим органом одного уровня, не основан на законе.
Надлежащие доказательства направления ответа УМНС России по Рязанской области № 18-34/3004 от 25.05.2004 в адрес ООО "Арай" в материалы дела не представлены.
В рамках данного спора, согласно ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на налоговый орган. Согласно ч. 1, 5 ст. 71 АПК РФ Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для Арбитражного суда заранее установленной силы.
При таких обстоятельствах доводы налогового органа нельзя признать основанными на законе и заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Расходы по государственной пошлине, в порядке ст. 104 АПК РФ, подлежат возврату заявителю. В силу ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 65, 71, 104, 110, 167 - 170, 176, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Действия Управления МНС России по Рязанской области, выраженные в письме № 18-34/2532 от 28.04.2004 о возврате ООО "Арай" пакета документов как не соответствующие требованиям Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" № 171 - ФЗ от 22.11.1995 (в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 № 18-ФЗ, от 29.12.2001 № 186-ФЗ, от 24.07.2002 № 109-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 № 17-П), признать незаконными полностью.
2. Обязать Управление МНС России по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Арай".
3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Арай" из дохода федерального бюджета РФ 1000 руб., перечисленные в уплату госпошлины по платежному поручению № 278 от 08.06.2004 на сумму 1000 руб.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru