Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 10.02.2004 № А54-247/04-С2
<ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ АВТОБУСАМИ В ГОРОДСКОМ СООБЩЕНИИ ПОСЛЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ ЯВИЛОСЬ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ АННУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 2004 г. № А54-247/04-С2

(Извлечение)

Рязанское областное отделение Российской транспортной инспекции (далее - РООРТИ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением об аннулировании лицензии № АСГМ-62-901016 от 13.12.2001 на осуществление перевозки пассажиров автобусами в городском сообщении, выданной предпринимателю Ф., г. Рязань.
В заседании Арбитражного суда объявлен перерыв на период с 28.01.2004 по 03.02.2004 (ст. 163 АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование, пояснив, что ответчиком постоянно нарушаются лицензионные требования, выявленные нарушения в установленные сроки не устраняются, в связи с чем приказом № 3/лиц от 12.01.2004 действие лицензии № АСГМ-62-901016 было приостановлено на период до вступления в силу решения суда по настоящему делу.
Предприниматель Ф. заявленное требование не признал.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя и ответчика, Арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что предприниматель Ф, проживающий по адресу: Рязанский район, с. Дашки-2, осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении (маршрутные) на основании выданной Лицензионной палатой администрации Рязанской области лицензии № АСГМ-62-901016 от 13.12.2001 и с действующими лицензионными карточками на 11 единиц пассажирских автомобилей.
За грубые нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий действие лицензии № АСГМ-62-901016, выданной предпринимателю Ф., приостанавливалось на срок с 04.02.2003 по 14.03.2003 для устранения допущенных нарушений.
17.11.2003 в 7 часов 45 минут на участке Северной окружной дороги водителем Л. было допущено опрокидывание автобуса ЛАЗ-695, регистрационный номер В 663 ВН 62 RUS, принадлежащего предпринимателю Ф., осуществлявшего маршрутные пассажирские перевозки по маршруту № 34 (пл. Ленина - п. Недостоево). В результате дорожно-транспортного происшествия получили ранения 8 человек, что повлекло за собой причинение вреда здоровью граждан.
Для проведения проверки по установлению обстоятельств и причин дорожно-транспортного происшествия и соблюдению лицензионных требований и условий ведущим специалистом РООРТИ Ш. предпринимателю Ф. было предложено представить в Рязанское областное отделение Российской транспортной инспекции в срок до 24.12.2003 необходимые документы. Предприниматель Ф. в назначенный день документы в полном объеме не представил, о чем ведущим специалистом РООРТИ Ш. составлен протокол А-62 № 000617 от 24.12.2003.
По результатам проведенной проверки составлен акт № 028 СИ от 26.12.2003, в котором отражено, что деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом предприниматель Ф. осуществлял с нарушением лицензионных условий и требований, предусмотренных п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402, а именно:
1. Не обеспечил организацию и проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей при осуществлении пассажирских перевозок, чем нарушил требование п. 1 ст. 20, ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗ от 10.12.1995.
2. Не организовал обучение водителей по соответствующим программам повышения квалификации, чем нарушил требование п. 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утв. Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27.
3. Не обеспечил наличие и ведение в установленном порядке на транспортные средства бортовых журналов, чем нарушил требование п. 2.7 Постановления главы администрации Рязанской области от 08.08.2002 № 521 "Об упорядочении автобусных перевозок в области".
В акте проверки в графе "Предложения" ведущим специалистом Ш. была сделана запись о запрете эксплуатации транспортных средств, осуществляющих маршрутные перевозки пассажиров, до устранения нарушений, указанных в предписании № 037 СИ от 26.12.2003.
Согласно упомянутому предписанию предпринимателю Ф., в частности, надлежало организовать заполнение путевых листов в соответствии с требованиями п. 9.1 - 9.12 Приложения № 5 к Приказу Минтранса России от 30.06.2000 № 68, а также, во исполнение п. 2.7, 2.8 Постановления главы администрации Рязанской области от 08.08.2002 № 521, следовало организовать ведение бортовых журналов на все транспортные средства, изготовить паспорта маршрутов и представить на утверждение заказчику.
По выявленным нарушениям ведущим специалистом Ш. составлен протокол А-62 № 000618 от 26.12.2003 и направлен для рассмотрения и принятия решения в Арбитражный суд Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 08.01.2004 по делу № А54-110А/04-С2 предприниматель Ф. привлечен к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
08.01.2004 РООРТИ была проведена повторная проверка соблюдения условий лицензирования и транспортного законодательства предпринимателем Ф., в ходе которой было установлено, в частности, что предпринимателем не организован порядок оформления путевых листов при осуществлении перевозок пассажиров и предъявленные для проверки путевые листы имеют следующие недостатки:
- не указан маршрут движения; не указано время выезда автотранспортного средства (путевые листы № 3090, 3094, 3095 от 08.01.2004);
- не указан номер лицензионной карточки (п/л № 3090, 3095 от 08.01.2004);
- не указаны показания спидометра при выезде автотранспортного средства; не проставлена подпись работника органов здравоохранения, привлеченного для проведения предрейсового медицинского осмотра, удостоверяющая состояние здоровья водителя и допуск его к управлению автотранспортным средством (п/л № 3095 от 08.01.2004).
Кроме того, данной проверкой установлено, что на трех проверенных автотранспортных средствах (автобусы ЛАЗ 695 - регистрационные номера В 267 ВН 62, К 600 ВВ 62, О 300 ВЕ 62), бортовые журналы отсутствуют или имеются, но не оформляются, паспорта маршрутов отсутствуют или имеются, но не соответствуют маршрутам, по которым фактически осуществляются перевозки пассажиров.
Указанные нарушения, установленные в ходе проведения проверки, отражены в актах № 62-01 СИ, 62-02 СИ, 62-03 СИ от 08.01.2004.
Таким образом, данной проверкой установлено, что предприниматель Ф. продолжает нарушать лицензионные условия и требования, выпускать транспортные средства на линию, не устранив нарушения, указанные в предписании № 037 СИ от 26.12.2003, что является грубым и неоднократным нарушением лицензионных требований и условий.
Приказом № 3/лиц от 12.01.2004 действие лицензии № АСГМ-62-901016 с 12.01.2004 было приостановлено на период до вступления в силу решения суда по настоящему делу. Основанием явились грубые и неоднократные нарушения лицензионных требований и условий (п. 1 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ).
Однако 22.01.2004, т.е. после приостановления действия указанной выше лицензии, специалистом 1 категории РООРТИ Казакевич Н.В. установлен факт осуществления предпринимателем Ф. деятельности по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении. В ходе проведенной проверки выявлено, что из двух путевых листов, предъявленных для проверки, путевой лист № 3172 от 22.01.2004 имеет следующие недостатки:
- не указано время выезда автотранспортного средства;
- не ведется учет показаний спидометра.
Проверкой также установлено, что на двух проверенных автотранспортных средствах (автобусы ЛАЗ 695 - регистрационные номера К 600 ВВ 62, О 300 ВЕ 62) бортовые журналы и паспорта маршрутов отсутствуют.
Описанные нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, нашли отражение в актах № 62-7-КН, 62-8-КН от 22.01.2004.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что предпринимателем Ф. нарушения, указанные в предписании № 037 СИ от 26.12.2003, не устранены, решение лицензирующего органа игнорируется, т.е. деятельность осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями лицензионных требований и условий.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 № 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом подлежит лицензированию. Указанный федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 названного закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Минтранс России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Предприниматель Ф. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении (маршрутные) на основании лицензии № АСГМ-62-901016 от 13.12.2001.
В соответствии с выданной предпринимателю Ф. лицензией на право перевозки пассажиров автотранспортом в городском сообщении от 13.12.2001 № АСГМ-62-901016 условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии: обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
Пунктом 3 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности;
б) соответствие автотранспортных средств, заявленных для перевозок, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации;
в) соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, в том числе и требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке, которые содержатся в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приказе Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 02.03.1999), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Обязанность по оформлению предпринимателем путевых листов при осуществлении перевозок пассажиров, порядок ведения путевых листов предусмотрены Приказом Минтранса России от 30.06.2000 № 68 (Приложение № 5).
Пунктом 2.7 Правил организации автобусных перевозок в Рязанской области, утвержденных Постановлением главы Администрации области от 8 августа 2002 г. № 521 установлены основные условия организации и выполнения перевозок пассажиров на автобусных маршрутах, согласно которым подвижной состав, допускаемый к работе на маршрутах, должен быть укомплектован, в частности, бортовыми журналами.
Из представленных в материалы дела документов следует, что предпринимателем Ф. данные нормы не соблюдались, ответчик продолжал нарушать лицензионные условия и требования, выпуская транспортные средства на линию, не устранив нарушения указанные в предписании № 037 СИ от 26.12.2003, что является грубыми и неоднократными нарушениями лицензионных требований и условий.
В период приостановления действия лицензии (действие лицензии приостановлено с 12.01.2004) предприниматель Ф. продолжал осуществлять перевозки пассажиров автобусами в городском сообщении, что подтверждается актами № 62-7-КН, 62-8-КН от 22.01.2004.
Пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила упомянутого кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, в период с 12.01.2004 право осуществлять деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении у предпринимателя Ф. отсутствовало и указанную деятельность он осуществлял незаконно.
Доказательств устранения нарушений нормы ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и других норм ответчиком суду не представлено.
Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 11.03.2003) лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 названной статьи. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Из материалов дела следует, что предпринимателю Ф. предписанием № 037 СИ от 26.12.2003 было указано устранить отраженные в нем нарушения, однако ответчик не только не устранил выявленные нарушения, но и продолжал осуществлять деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении после приостановления действия лицензии № АСГМ-62-901016 приказом № 3/лиц от 12.01.2004.
Данное обстоятельство, в силу п. 1 и 4 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является основанием для аннулирования лицензии, выданной предпринимателю Ф. на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении (маршрутные).
В связи с тем, что требование заявителя подтверждено материалами дела, заявление Рязанского областного отделения Российской транспортной инспекции об аннулировании лицензии № АСГМ-62-901016 от 13.12.2001, выданной предпринимателю Ф., г. Рязань, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика.

3 февраля 2004 Дело № А54-247/04-С2

РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)

Руководствуясь п. 5 ст. 29, ст. 110, 167 - 170, 176, 189 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Аннулировать лицензию за регистрационным номером АСГМ-62-901016 от 13 декабря 2001 г., выданную Лицензионной палатой администрации Рязанской области индивидуальному предпринимателю Ф., проживающему по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Дашки-2.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф., проживающего по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Дашки-2, в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 1000 руб.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru