Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы Администрации Рязанской области от 02.07.2002 № 434
"О ПОЭТАПНОМ ПЕРЕХОДЕ НА КАЗНАЧЕЙСКУЮ СИСТЕМУ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ...")

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", № 129, 09.07.2002 (Постановление),
"Рязанские ведомости", № 131, 11.07.2002 (Приложение)






ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2002 г. № 434

О ПОЭТАПНОМ ПЕРЕХОДЕ НА КАЗНАЧЕЙСКУЮ СИСТЕМУ
ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ

Во исполнение требований статьи 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, усиления контроля за исполнением областного бюджета и перехода на казначейскую систему исполнения областного бюджета по расходам постановляю:
1. Утвердить концепцию казначейского исполнения областного бюджета Рязанской области по расходам согласно Приложению.
2. Для отработки механизма казначейского исполнения расходов в качестве базового бюджетополучателя определить управление здравоохранения Администрации Рязанской области.
3. Финансово - казначейскому управлению Рязанской области (Федосова Е.М.):
- разработать и представить в месячный срок на утверждение заместителю главы Администрации области Кокореву В.И. план мероприятий поэтапного перехода на казначейскую систему исполнения областного бюджета по расходам;
- обеспечить разработку нормативно - правовой базы по казначейской системе исполнения расходов областного бюджета.
4. Финансово - казначейскому управлению области совместно с управлением здравоохранения Администрации области (Исаков С.А.):
- обеспечить проведение первоочередных организационно - технических мероприятий по техническому оснащению и программному обеспечению в соответствии с планом для работы в условиях перехода на казначейскую систему исполнения областного бюджета по расходам;
- в четвертом квартале 2002 года приступить к отработке механизма казначейской системы исполнения расходов областного бюджета на базе управления здравоохранения Администрации области с подведомственным ему учреждением.
5. Установить, что:
- расходы, связанные с организационно - техническим обеспечением казначейского исполнения расходов областного бюджета, осуществляются в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на текущий год;
- перевод других главных распорядителей бюджетных средств с подведомственными им учреждениями и получателей средств областного бюджета на казначейскую систему исполнения расходов областного бюджета осуществляется финансово - казначейским управлением области по мере их готовности на основании отдельных постановлений главы Администрации области.
6. Главным распорядителям и получателям средств областного бюджета, руководителям бюджетных учреждений совместно с финансово - казначейским управлением области подготовить предложения по их обеспечению компьютерной техникой и программными средствами и представить в экономический комплекс Администрации области до 1 августа 2002 года.
7. Рекомендовать главам Администраций муниципальных образований Рязанской области приступить к подготовке и переводу исполнения соответствующих бюджетов на казначейскую систему в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации на базе финансовых отделов муниципальных образований.
9. Поручить финансово - казначейскому управлению области оказывать организационно - методологическую поддержку органам местного самоуправления в их деятельности по переводу на казначейское исполнение бюджетов муниципальных образований Рязанской области.
10. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы Администрации области Кокорева В.И.

Глава Администрации области
В.Н.ЛЮБИМОВ





Приложение
к постановлению главы
Администрации области
от 2 июля 2002 г. № 434

КОНЦЕПЦИЯ
КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАСХОДАМ

Введение

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 года № 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года" в Рязанской области устанавливается казначейское исполнение областного бюджета по расходам, то есть такая организация исполнения и исполнение бюджета, когда все расходы бюджетных учреждений оплачиваются с единого счета органа исполнительной власти, исполняющего бюджет, - финансово - казначейского управления Рязанской области (далее - финансово - казначейское управление или ФКУ) или с транзитного - "казначейского" счета финансово - казначейского управления, открытого в учреждении банка для централизации учета операций по казначейскому исполнению расходов бюджета.
Создание в области системы казначейского исполнения областного бюджета отвечает общей проводимой в Российской Федерации политике по совершенствованию и усилению контроля за бюджетным процессом.
Действующая традиционная (банковская) система кассового исполнения бюджета функционирует следующим образом:
1. Планирование распределения бюджетных средств на очередной финансовый год производится на основе утвержденного бюджета и годовой сводной росписи бюджета с поквартальной разбивкой и отражается в сметах бюджетных учреждений.
2. Финансирование расходов областного бюджета осуществляется финансово - казначейским управлением в соответствии с ежемесячно согласованными с главой Администрации области объемами финансирования с учетом фактически поступивших доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета.
3. Далее, бюджетные средства перечисляются на расчетные счета главных распорядителей и прямых получателей бюджетных средств и расходуются на их нужды в соответствии с утвержденными сметами. Главные распорядители бюджетных средств сами ведут текущее финансирование своих подведомственных учреждений.
4. Бухгалтерский учет исполнения областного бюджета осуществляется финансово - казначейским управлением на основе месячных отчетов бюджетных учреждений.
5. Такая система управления финансами имеет ряд недостатков:
- высокий уровень средних остатков бюджетных средств на расчетных счетах получателей средств в банках;
- случаи нецелевого использования бюджетных средств, установленные контрольными мероприятиями.
При внедрении казначейского исполнения бюджета расчетные счета всех бюджетных учреждений в банках закрываются и открываются лицевые счета в финансово - казначейском управлении. При этом возникает необходимость не только в открытии и ведении их лицевых счетов, но и в создании информационной телекоммуникационной системы (ИТС), которая обеспечивала бы прием - передачу информации между финансово - казначейским управлением и бюджетными учреждениями. Кроме того, резко возрастает поток платежных поручений от финансово - казначейского управления в Банк, что требует внедрения системы электронных платежей.
С помощью ИТС должна передаваться (приниматься) следующая информация:
1. От финансово - казначейского управления к бюджетным учреждениям (на первом этапе к главным распорядителям бюджетных средств):
1.1. Уведомления о бюджетных ассигнованиях и их изменения;
1.2. Уведомления об утвержденных лимитах бюджетных обязательств и их изменения;
1.3. Выписки о состоянии лицевых счетов.
2. От бюджетных учреждений (на первом этапе от главных распорядителей средств) в финансово - казначейское управление:
2.1. Бюджетная роспись и ее изменения.
2.2. Сметы бюджетных учреждений и их изменения.
2.3. Лимиты бюджетных обязательств и их изменения.
2.4. Заявки на финансирование расходов.
2.5. Платежные документы на оплату расходов.
2.6. Документы, подтверждающие обоснованность платежей.

1. Принципы казначейского исполнения бюджета

1.1. Казначейская система исполнения областного бюджета по расходам должна создаваться в соответствии с действующими нормативно - правовыми актами и основываться на следующих принципах:
1.1.1. Принцип единства кассы.
1.1.2. Прозрачность бюджета (планирование и исполнение бюджета в разрезе детальной бюджетной классификации).
1.1.3. Ведение учета финансирования в разрезе лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
1.1.4. Принцип ограничения принимаемых бюджетными учреждениями денежных обязательств по расходам (работы, услуги) доведенными до них лимитами бюджетных обязательств.
1.1.5. Предварительный контроль расходов главных распорядителей и получателей бюджетных средств.
1.2. Казначейское исполнение расходов областного бюджета осуществляет финансово - казначейское управление, в структуре которого создается отдел казначейского исполнения бюджета.
1.3. Для осуществления операций по финансированию из областного бюджета и учета бюджетных средств на лицевых счетах бюджетополучателей финансово - казначейское управление открывает два счета: основной текущий счет по учету средств областного бюджета и транзитный (казначейский) счет.
1.4. Планирование распределения бюджетных средств между бюджетополучателями должно осуществляться по двухуровневой системе: функции распределения бюджетных средств разделяются между финансово - казначейским управлением и главными распорядителями средств.
1.5. Наряду с росписью бюджета и сметами расходов бюджетополучателей вводятся "лимиты бюджетных обязательств", которые формируются с учетом ожидаемых поступлений доходов в областной бюджет. Устанавливается квартальная периодичность "лимитов".
1.6. Для получателей средств областного бюджета удаленных районов организуется их обслуживание в финансовых органах муниципальных образований области.

2. Планирование распределения бюджетных средств

2.1. В условиях функционирования казначейской системы сохраняется ранее действующий порядок распределения бюджетных средств между получателями бюджетных средств. После утверждения бюджета финансово - казначейское управление направляет каждому главному распорядителю и прямому получателю бюджетных средств уведомления о выделенных бюджетных ассигнованиях на планируемый год с поквартальной разбивкой.
2.2. На основе полученных от финансово - казначейского управления уведомлений о выделенных бюджетных ассигнованиях каждый главный распорядитель средств распределяет бюджетные средства между подведомственными ему учреждениями и уведомляет их об объемах выделенных бюджетных ассигнований; составляет бюджетную роспись, оформленную в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, и представляет ее в финансово - казначейское управление.
2.3. На основании бюджетных росписей, представленных главными распорядителями средств, финансово - казначейское управление составляет сводную бюджетную роспись, утверждает ее в установленном порядке и доводит показатели указанной росписи до всех главных распорядителей и получателей средств.
2.4. Получатели бюджетных средств (бюджетные учреждения) в пределах выделенных им средств составляют сметы расходов на год с поквартальной разбивкой и утверждают их у главных распорядителей средств по принадлежности.
2.5. Главные распорядители средств собирают сметы по подведомственным им получателям средств и передают их в финансово - казначейское управление для учета бюджетных обязательств и отражения на лицевых счетах.
2.6. По прямым получателям бюджетных средств осуществляется аналогичная работа по организации представления смет в финансово - казначейское управление.
2.7. В процессе исполнения областного бюджета в сводную бюджетную роспись могут вноситься изменения в случаях и в порядке, установленных законом об областном бюджете.
2.8. Для регулирования кассовых расходов с учетом ожидаемых поступлений доходов в бюджет вводятся лимиты бюджетных обязательств. Цель "лимитов" состоит в том, чтобы предотвратить факты неплатежеспособности получателей бюджетных средств по заключенным договорам и возможные санкции "Исполнителей" договоров в соответствии с действующим законодательством.
2.9. Лимит бюджетных обязательств получателя бюджетных средств на квартал не должен превышать бюджетные ассигнования, указанные в его смете на этот же период.
2.10. Формирование "лимитов" получателей бюджетных средств осуществляется по той же схеме, что и формирование их смет.
2.11. Главные распорядители бюджетных средств формируют лимиты по подведомственным им получателям средств и передают их в финансово - казначейское управление для отражения на лицевых счетах.

3. Порядок финансирования расходов

3.1. Главные распорядители бюджетных средств после утверждения смет подают в финансово - казначейское управление месячные заявки на финансирование для собственных нужд и для нужд подведомственных им получателей средств.
3.2. Финансово - казначейское управление проверяет поступившие от главных распорядителей средств заявки на предмет соответствия сметам.
3.3. После проверки заявок финансово - казначейское управление формирует распоряжение на перечисление средств с текущего счета областного бюджета на транзитный (казначейский) в разрезе главных распорядителей и прямых получателей бюджетных средств.
3.4. В соответствии с распоряжением перечисляются бюджетные средства с текущего счета областного бюджета на казначейский счет.
3.5. На основании распоряжения осуществляется зачисление объемов Финансирования расходов на лицевые счета получателей средств.

4. Порядок зачисления средств на лицевые счета

4.1. На основании распоряжения финансово - казначейское управление отражает открытое финансирование на лицевых счетах получателей бюджетных средств.
4.2. Сведения по открытому финансированию учреждений, обслуживающихся в финансовых органах области, доводятся до них финансово - казначейским управлением по электронной почте. На следующий операционный день платежными поручениями производится перечисление денежных средств на казначейские счета, открытые в учреждениях банка для финансовых органов области.

5. Порядок проведения кассовых расходов

5.1. После открытия финансирования и его отражения на лицевых счетах финансово - казначейское управление осуществляет прием и проверку платежных документов, представленных бюджетополучателями.
5.2. Проверка платежных документов осуществляется в два этапа: на предмет обоснованности платежа и на предмет правильности заполнения реквизитов.
5.3. На первом этапе платежные документы проверяются на предмет целевого использования средств в соответствии со статьями бюджетной классификации сметы расходов, наличия достаточного остатка средств на лицевом счете.
Наряду с платежными документами проверяются документы, служащие основанием платежа (договор, счет - фактура, акт выполненных работ и т.д.), которые после проверки возвращаются бюджетополучателям.
При необходимости с документов, служащих основанием платежа, снимаются копии.
5.4. Платежные документы, не прошедшие первый этап проверки, возвращаются бюджетополучателю.
5.5. На втором этапе платежные документы проверяются на предмет: соблюдения установленных правил расчетов; правильности указанных в них и доверенностях реквизитов; соответствия подписей карточкам образцов; правильности расчетов с государственными фондами (занятости, пенсионным, медицинского и социального страхования) и бюджетом (по единому социальному налогу; отражения в платежных поручениях налога на добавленную стоимость (НДС).
5.6. Прошедшие второй этап проверки платежные документы визируются, передаются для исполнения и ввода в автоматизированную систему.
5.7. Платежные документы, не прошедшие второй этап проверки, возвращаются бюджетополучателю.
5.8. Прошедшие проверку платежные документы оформляются подписями и печатью финансово - казначейского управления и передаются в банк.
5.9. Финансово - казначейское управление получает из Банка выписки и проведенные по счету платежные документы и отражает операции по лицевым счетам.
5.10. Финансово - казначейское управление на основании выписки банка производит пометку платежных поручений штампом "Проведено" и выдает через главных распорядителей владельцам лицевых счетов "выписки по лицевым счетам" в сроки, согласованные с владельцами лицевых счетов; к выпискам из лицевых счетов прикладываются платежные документы, подтверждающие расходы по лицевому счету, и мемориальные ордера на зачисление средств на лицевой счет.
5.11. Платежные поручения, не принятые Банком к исполнению из-за неправильно введенных платежных реквизитов, возвращаются в финансово - казначейское управление, которое передает их главным распорядителям средств для устранения недостатков.
5.12. Порядок и условия использования денежных чеков в платежном обороте регулируются законодательством и утвержденными в соответствии с ним нормативными документами Центрального банка Российской Федерации.

6. Порядок открытия лицевых счетов

6.1. Лицевые счета главных распорядителей и получателей бюджетных средств открываются по мере их перевода на казначейскую систему исполнения бюджета на основании Постановления главы Администрации области о поэтапном переводе областного бюджета на казначейское исполнение и графика, утверждаемого главой Администрации области.
6.2. Для открытия лицевого счета бюджетные учреждения представляют в финансово - казначейское управление следующие документы:
6.2.1. Заявление на открытие лицевого счета по установленной форме.
6.2.2. Копию документа о государственной регистрации учреждения.
6.2.3. Копию документа налогового органа о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).
6.2.4. Копию документа о регистрации во внебюджетных фондах.
6.2.5. Два экземпляра карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенные вышестоящей организацией.
6.2.6. Доверенность на кассира организации на проведение расчетных операций и получение платежных документов по лицевым счетам.
6.2.7. Справку о сроках выплаты заработной платы.
6.3. Между финансово - казначейским управлением и каждым бюджетным учреждением заключается договор на расчетное обслуживание.
В финансово - казначейском управлении формируются юридические дела по оформлению открытия лицевых счетов бюджетных организаций.
6.4. При открытии лицевого счета ему присваивается бюджетная классификация, по которой будет проводиться финансирование по этому счету.
6.5. После открытия лицевого счета оформляется извещение об открытии лицевого счета, которое направляется клиенту - получателю средств.

7. Порядок ведения и закрытия лицевых счетов

7.1. На основании выписок банка о движении средств на "казначейском" счете ежедневно производятся соответствующие записи в лицевых счетах, формируются выписки по лицевым счетам и передаются владельцам лицевых счетов для отражения операций в бухгалтерском учете бюджетополучателей.
7.2. Бюджетные учреждения, при необходимости, в течение трех дней после вручения выписки по лицевому счету обязаны письменно сообщить в финансово - казначейское управление о суммах, ошибочно отраженных по счету. При отсутствии возражений в указанный срок совершенные операции по лицевому счету и остаток средств на нем считаются подтвержденными.
7.3. При обнаружении ошибочных записей по лицевому счету финансово - казначейское управление производит проверку правильности отражения операций на лицевом счете и вносит в него соответствующие изменения.
7.4. Операции, отраженные на лицевых счетах, ведутся в валюте Российской Федерации (рублях и копейках).
7.5. При изменении наименования юридического лица (бюджетополучателя) последний представляет заявление, уведомляющее об изменениях, а также копию документа об изменении наименования и документы, указанные в пункте 6.2 настоящей концепции, кроме заявления на открытие нового счета. Указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня переименования юридического лица.
По истечении месяца со дня переименования юридического лица обслуживание лицевого счета приостанавливается до представления соответствующих документов.
7.6. При ликвидации юридического лица (бюджетополучателя) последний представляет:
- документ о ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии с указанием в нем срока действия ликвидационной комиссии;
- заверенную органом, принявшим решение о ликвидации, или учредителем карточку образцов подписей и оттиска печати ликвидационной комиссии, при отсутствии такой печати - с оттиском печати учредителя или органа, принявшего решение о ликвидации.
В этом случае все платежные документы подписываются ликвидационной комиссией.
7.7. При реорганизации (слияние, разделение) юридическое лицо представляет копию документа о реорганизации, а также документы, указанные в пункте 6.2 настоящей концепции.
7.8. Лицевые счета закрываются:
7.8.1. По заявлению клиента в связи с реорганизацией, изменением подчиненности, завершением работы ликвидационной комиссии.
7.8.2. По окончании финансового года, если в течение данного финансового года операции по лицевому счету не производились.
7.8.3. В иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

8. Организация бухгалтерского учета и
отчетности по исполнению бюджета

8.1. Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации по бухгалтерскому учету, в том числе в соответствии с Приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях" и на основании выписок по лицевым счетам.
8.2. Все бюджетополучатели в установленные сроки представляют в финансово - казначейское управление сводную отчетность по исполнению областного бюджета:
- месячную - по форме 1-мм;
- квартальную и годовую - по формам, установленным Минфином России.
8.3. Бухгалтерский учет исполнения областного бюджета ведется финансово - казначейским управлением в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.1999 № 15н.

9. Порядок обслуживания областных учреждений
в финансовых органах городов и районов области

9.1. Финансовые органы городов и районов области, обслуживающие областные бюджетные учреждения, выполняют следующие работы:
9.1.1. Принимают меры по закрытию бюджетных счетов учреждений областного подчинения, переводимых на казначейское исполнение бюджета.
9.1.2. После получения от финансово - казначейского управления доверенности открывают в учреждении Банка счет для поступления средств областного бюджета и финансирования учреждений областного подчинения.
9.1.3. Открывают (дублируют открытые лицевые счета в ФКУ) областным учреждениям лицевые счета на основании уведомления финансово - казначейского управления о присвоении этим учреждениям номеров лицевых счетов.
9.1.4. Получают по электронной почте от финансово - казначейского управления сметные назначения и изменения к ним, осуществляют автоматизированный ввод полученной информации в систему.
9.1.5. При получении от финансово - казначейского управления сведений об открытом финансировании и перечислении денежных средств извещают об этом бюджетные учреждения.
9.1.6. Осуществляют проверку представленных областными учреждениями платежных документов.
9.1.7. Суммы платежных документов отражают в лицевых счетах в разрезе полной бюджетной классификации.
9.1.8. Платежные документы, принятые к оплате, подписывают руководителем и главным бухгалтером финансового органа.
9.1.9. Остальные действия производят в том же порядке, как было описано выше применительно к финансово - казначейскому управлению.
9.1.10. По окончании месяца формируют отчет о поступлении и кассовых расходах учреждений областного подчинения, обслуживаемых в финансовых органах области, и в установленный срок представляют его по электронной почте отделу казначейского исполнения бюджета финансово - казначейского управления. Ежемесячно в установленный срок представляют отчет за подписью руководителя финансового органа на бумажных носителях.
9.1.11. По запросу финансово - казначейского управления представляют оперативную отчетность о проведенных расходах в разрезе лицевых счетов, а также другую информацию.

10. Этапы внедрения казначейского исполнения бюджета

Действующая в финансово - казначейском правлении банковская система исполнения областного бюджета функционирует на базе пакета программ "АРМ-Бюджет", который позволяет организовать как банковское, так и казначейское исполнение бюджета. Данный пакет программ по своему замыслу был ориентирован на широкомасштабное внедрение в региональных Финансовых органах с учетом их реальной (слабой) технической оснащенности и квалификации пользователей и по этой причине базировался на наиболее простых технологических решениях. В настоящее время этот пакет программ (под новым именем "Бюджет-КС") переведен на новую технологическую платформу, ориентированную на использование СУБД "MS-SOL" и технологию "Клиент - сервер" и практически готов к опытному внедрению. Поэтому при выборе этого пакета программ переход на казначейское исполнение бюджета сопровождается заменой действующего программного комплекса, в связи с чем появляется возможность совершенствования ранее реализованных проектных решений (функций), не связанных с собственно казначейским механизмом исполнения бюджета.
Таким образом, переход на казначейское исполнение бюджета носит комплексный характер, требует тщательного анализа существующей системы организации и исполнения бюджета, унификации действующих форм документов и документооборота, разработки инструкций, регламентирующих весь порядок функционирования системы исполнения бюджета, в том числе обязанности всех участников бюджетного процесса.
Основными этапами перехода на казначейское исполнение бюджета являются:

Первый этап

Изучение опыта регионов Российской Федерации по казначейскому исполнению бюджета по расходам.

Второй этап

1. Разработка нормативной базы по казначейской системе исполнения бюджета по расходам.
2. Организационно - технические мероприятия по переходу на казначейское исполнение бюджета.
3. Отработка механизма казначейской системы исполнения бюджета.
4. Подготовка к внедрению.

Третий этап

1. Опытная эксплуатация системы (проведение эксперимента по переводу на казначейское исполнение на базе отобранных главных распорядителей и получателей бюджетных средств).
2. Доработка системы по результатам опытной эксплуатации.

Четвертый этап

1. Внедрение системы.
2. Окончательный переход на казначейскую систему исполнения областного бюджета по расходам путем открытия лицевых счетов бюджетополучателей в финансово - казначейском управлении области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru