Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 13.04.1999 № А54-491/99-С7
<РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ РЯЗАНСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГКАП РФ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИЗНАНЫ СУДОМ, ВЫНЕСЕННЫМИ В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ>
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 1999 г. № А54-491/99-С7

(Извлечение)

Иск заявлен о признании недействительным решения от 10.02.1999 № 3/99-М и предписания № 3/99-М о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 10.02.1999 Рязанского территориального управления ГКАП РФ.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддерживает и просит признать недействительным два акта: решение и предписание Рязанского территориального управления ГКАП, в соответствии с которыми истцу предписывалось прекратить применение в расчетах с потребителями цен на газ сжиженный для бытовых нужд, не утвержденных в установленном Правительством РФ порядке. В обоснование заявленных требований истец указал на несоответствие указанных актов законодательству, которое выражается, по его мнению, в следующем:
- при вынесении решения ответчиком не была дана надлежащая правовая оценка доказательств, представленных ОАО "РНПЗ";
- ответчиком нарушены ст. 2.16, 2.19 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства в части установления сроков исполнения предписания;
- в предписании от 10.02.1999 не содержатся конкретные действия по прекращению установленных нарушений.
Ответчик исковые требования отклонил как необоснованные, сославшись на законность принятых решения и предписания, и пояснил, что реализация газа для бытовых нужд истцам по неутвержденным Правительством РФ ценам квалифицирована как действия, нарушающие установленный порядок ценообразования.
Рассмотрев представленные в дело материалы, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд находит требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из представленных в дело материалов арбитражным судом установлено: в соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 12, ст. 27 закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом ГКАП РФ от 25.07.1996 № 91, 18.01.1999 Рязанское территориальное управление ГАК России возбудило дело № 3/99-М по признакам нарушения ст. 5 вышеназванного закона (нарушение установленного порядка ценообразования) в отношении ОАО "Рязанский нефтеперерабатывающий завод". Определением о возбуждении дела от 18.01.1999 истцу было предложено представить обоснование цен на газ сжиженный для бытовых нужд. Комиссии по рассмотрению дела истцом 6 и представлены копия договора комиссии от 16.10.1999 № 96411/08/741 без приложений и утвержденные генеральным директором ОАО "РНПЗ" цены на газ сжиженный (850 руб. в декабре 1998 г., 1200 руб. в январе 1999 г.).
По результатам рассмотрения дела было вынесено решение и предписание в расчетах с потребителями цен на газ сжиженный для бытовых нужд, не утвержденных в установленном Правительством РФ порядке.
В решении нашло отражение, что ОАО "Рязанский нефтеперерабатывающих завод" занимает доминированное положение на региональном рынке сжиженного газа для бытовых нужд. В 1998 г. при емкости регионального рынка (в границах Рязанской области) сжиженного газа для бытовых нужд в объеме 26729,8 тонны, доля ОАО "РНПЗ" составила 24288,8 тонны (90,8 %).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" газ сжиженный для бытовых нужд входит в перечень продукции, на которую государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. Министерством экономики РФ (протокол от 27.11.1997 № ИМ-13 )утверждены предельные оптовые цены на газ сжиженный для бытовых нужд в размере 390 руб. за тонну без учета налога на добавленную стоимость, вводимые с 01.01.1998. В декабре 1998 г. истец по договору № 35-2097-р реализовал АО "Рязаньоблгаз" 12904 тонн газа сжиженного для бытовых нужд по цене 850 руб. за 1 тн., включая НДС, в январе 1999 г. по договору № 282 - 16273 тонны по цене 1200 руб. за тонну с учетом НДС. В решении ответчик указал, что действия ОАО "РНПЗ", связанные с реализацией газа сжиженного для бытовых нужд по ценам, превышающим предельные оптовые цены, установленные Министерством экономики РФ, входят в противоречие со ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Согласно указанной статье запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые нарушают установленный нормативными актами порядок ценообразования. Представленными в дело материалами подтверждается неправомерность действий истца и правильность их квалификации ответчиком в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Решение и предписание вынесены ответчиком в пределах полномочий, определенных ст. 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которой антимонопольному органу предоставлено право давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе по прекращению применения неустановленных нормативными актами цен.
Из объяснений истца следует, что 16.10.1998 ОАО "РНПЗ" был заключен договор № 96411/08/741 с ОАО "Тюменская нефтяная компания", по условиям которого ОАО "РНПЗ" (комиссионер) приняло на себя обязанность по реализации продукции и товаров в объеме, ассортименте и по ценам, предусмотренными письменными указаниями Комитента (ОАО "ТНК"), которые представляются комиссионеру не менее чем за 2 дня до начала календарного месяца. Данный факт подтверждается письмами ОАО "ТНК" от 30.11.1998, от 30.12.1998. Исходя из условий указанного договора, истец не является собственником продукции (в т.ч. газа), не устанавливает на нее цены и в соответствии с гражданским законодательством не вправе нарушать принятые на себя по договору комиссии обязательства. Данные доводы истца не могут быть приняты арбитражным судом, поскольку противоречат нормам гражданского законодательства.
В соответствии со ст. 990 ГК РФ по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Реализация газа сжиженного для бытовых нужд производилась по договорам поставки от 09.12.1998 и 20.01.1999. Цена на газ, подлежащая поставке по указанным выше договорам, установлена соглашением сторон (в дополнениях к договорам).
Как следует из ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Из смысла ст. 424 ГК РФ следует, что в случаях, предусмотренных законом, цены, устанавливаемые или регулируемые государственными органами, являются обязательными для сторон. Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" установлено, что оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Министерством экономики РФ. В момент реализации сжиженного газа АО "Рязаньоблгаз" Министерством экономики были утверждены предельные цены на газ сжиженный для бытовых нужд в размере 390 руб. за тонну без учета налога на добавленную стоимость, вводимые с января 1998 г.
Следовательно, действиями истца по реализации газа по ценам, превышающим предельные оптовые цены, установленные Министерством экономики РФ, нарушен установленный нормативными актами порядок ценообразования.
Учитывая изложенное, суд считает, что истец обязан был реализовать газ по цене, ниже согласованной с комитентом, зная, что у него нет возможности продать товар по согласованной цене, и тем самым предупредить еще большие убытки для комитента. Истец обязан был поставить в известность комитента о невозможности реализации товара по установленной им цене и получить его согласие на отступление от его указаний. Таким образом, квалификация нарушения антимонопольного законодательства дана ответчиком правильно, решение и предписание вынесены в пределах полномочий, предоставленных ответчику законом.
Ссылки истца на нарушение процедуры принятия решения и предписания не принимаются судом во внимание, так как нормами действующего законодательства данное обстоятельство не предусмотрено в качестве основания признания актов недействительными и не влечет правовых последствий.
В соответствии со ст. 95 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на истца.
Руководствуясь ст. 95, 124-127, 132 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении исковых требований о признании недействительными решения от 10.02.1999 № 3199-М и предписания от 10.02.1999 Рязанского территориального управления ГКАП РФ отказать.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru