Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 16.08.2006 № А54-2597/2006-С3
<ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, НАХОДИТСЯ ВНЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ, В СВЯЗИ С ЧЕМ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ - ВОЕННОГО ПЕНСИОНЕРА НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ОБЩИЙ ПОРЯДОК УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 августа 2006 г. № А54-2597/2006-С3

(Извлечение)

Предприниматель З. обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения ГУ - УПФ РФ по Скопинскому району Рязанской области № 8 от 06.05.2006 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафам с индивидуального предпринимателя - страхователя в общей сумме 737 руб.
Представитель заявителя доводы заявления поддержал. В обоснование своего требования сослался на то, что с 19.08.1992 он является военным пенсионером и ему выплачивается пенсия за выслугу лет, в связи с чем он не обязан уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Представитель Пенсионного фонда требования предпринимателя отклонил, сославшись на соответствие оспариваемого акта закону.
Из материалов дела следует: З. зарегистрирован в Межрайонной ИФНС России № 5 по Рязанской области в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством № 001560303.
Индивидуальный предприниматель З. зарегистрирован в органах ПФ РФ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию на основании заявления от 16.05.1995.
В адрес предпринимателя органом Пенсионного фонда было выставлено требование № 624 по состоянию на 31.03.2006 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 г. в сумме 737 руб. и пени в сумме 26 руб. Как следует из расчета суммы задолженности, страховые взносы были начислены за период с 01.01.2005 по 23.05.2005.
В связи с неуплатой указанных сумм, пенсионным органом было принято решение № 8 от 06.05.2006 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя - страхователя в принудительном порядке.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель З. обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению. Принимая решение, суд исходил из следующего.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 14.02.2005) право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом; при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2).
Трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительных частей, каждая из которых имеет свой источник финансирования: базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет, страховая же и накопительная части трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов, уплачиваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение трудовой пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Страховые взносы при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). В условиях действующего правового регулирования размер будущей трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями.
В отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, финансирование выплаты этих пенсий производится за счет средств федерального бюджета.
Согласно названному Федеральному закону право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в частности, военнослужащие, к которым этот Федеральный закон относит также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прокурорских работников (ст. 2, пп. 2 п. 1 ст. 4); пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) назначаются им в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (п. 1 ст. 8).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на получение одновременно двух пенсий (пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии) предоставлено ограниченному кругу граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, к которым относятся инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак, и некоторые другие категории лиц (п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Следовательно, индивидуальным предпринимателям и адвокатам - военным пенсионерам, если только они не относятся к числу лиц, имеющих право на получение одновременно двух пенсий, в настоящее время трудовая пенсия, а именно ее базовая и страховая части, может устанавливаться и выплачиваться вместо пенсии по государственному пенсионному обеспечению; при этом перевод с пенсии, назначенной в связи с военной и (или) правоохранительной службой, на трудовую пенсию может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию и не ограничен каким-либо сроком. Что же касается накопительной части трудовой пенсии, то, как следует из п. 4 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению не препятствует получению этой части трудовой пенсии.
Индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляя в силу предписаний пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, не могут рассчитывать и на какую-либо прибавку к своей военной пенсии с учетом сумм, накопленных на их индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Действующее законодательство не содержит норм, которые допускали бы выплату таким лицам, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста и имеют необходимый страховой стаж, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению и страховой части трудовой пенсии, - право на ее получение может быть реализовано лишь лицами, имеющими право на одновременное получение двух пенсий. В то же время индивидуальные предприниматели и адвокаты, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (п. 3 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и, следовательно, уплата страховых взносов, в том числе в виде фиксированного платежа, позволяет им увеличить размер получаемой пенсии. Тем самым индивидуальные предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, осуществляющие уплату страховых взносов наравне с индивидуальными предпринимателями и адвокатами, получающими трудовую пенсию, поставлены по сравнению с ними в худшее положение.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О установлено, что взаимосвязанные нормативные положения пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, предприниматели и адвокаты - военные пенсионеры, не должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий лицам, на которых распространяется действие названного Закона, обеспечивается за счет средств федерального бюджета и финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, находится вне правоотношений системы обязательного пенсионного страхования, в связи с чем на предпринимателя - военного пенсионера не распространяется общий порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный Законом № 167-ФЗ.
Учитывая, что индивидуальный предприниматель З. является военным пенсионером с 19.08.1992, что подтверждается копией пенсионного удостоверения № 154351, выданного Управлением комитета государственной безопасности СССР (Украинской РСФСР по Львовской области), он не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Довод Пенсионного фонда о том, что страховые взносы в виде фиксированного платежа должны быть начислены предпринимателю по 24.05.2005, то есть до вступления в силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О, не может быть принят судом во внимание в связи с нижеследующим.
В силу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
То есть выявленный в определении конституционно-правовой смысл законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Следовательно, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О вступило в законную силу 24.05.2005 и с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда РФ произвел начисление страховых взносов.
Таким образом, начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предпринимателю З. - военному пенсионеру в сумме 737 руб. за период с 01.01.2005 по 23.05.2005 является неправомерным, следовательно, решение Пенсионного фонда № 8 от 06.05.2006 является также неправомерным, а требование заявителя о признании указанного решения недействительным подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчика, однако взысканию не подлежит, поскольку органы Пенсионного фонда РФ от уплаты государственной пошлины освобождены. Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления в суд, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области № 8 от 06.05.2006 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам с индивидуального предпринимателя - страхователя, проверенное на соответствие Федеральному закону от 15.02.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", недействительным.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Скопинскому району Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя З., вызванные принятием решения № 8 от 06.05.2006.
2. Возвратить индивидуальному предпринимателю З., проживающему по адресу: Рязанская область, г. Скопин, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 304621909200072, из дохода федерального бюджета РФ 100 руб., уплаченные в качестве госпошлины по квитанции СБ2650/0048 от 07.06.2006.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru