Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 26.05.2006 № А54-1967/2006-С21
<СУД ОТКАЗАЛ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИВЛЕЧЕНИИ ИСТЦА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ, ТАК КАК МАТЕРИАЛАМИ ДЕЛА ПОДТВЕРЖДЕН ФАКТ СОВЕРШЕНИЯ ИСТЦОМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2006 г. № А54-1967/2006-С21

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Курский" Рязанской области (далее - ООО "Курский") обратилось в суд с заявлением об отмене Постановления Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области по делу об административном правонарушении № 04-11/99 от 17.04.2006.
Представитель общества поддержала требования и просит отменить постановление налогового органа № 04-11/99 от 17.04.06 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, основания изложены в заявлении, дополнениях и возражениях на отзыв. Считает, что общество не обязано доказывать свою вину, если нет описательной части правонарушения; налоговым органом нарушены основные требования по правильному оформлению материалов проверки (акта, протокола, постановления). Также считает, что продукция, представленная к реализации, является качественной, подтвержденной документально, в связи с чем отсутствует факт реализации алкогольной продукции без документов о легальности производства. Представитель заявителя пояснила, что бутылка была без ценника из-за того, что ценник упал на пол. Взыскание штрафа приведет к банкротству предприятия.
Представитель налогового органа возражает, основания изложены в отзыве и дополнениях к отзыву. Представитель пояснила, что на момент начала проведения проверки руководитель отсутствовал, поэтому объяснение взяли у продавца, также на бутылке "Портвейн 777", стоящей на витрине, отсутствовал ценник. Документы на момент проведения проверки 07.04.06 по требованию проверяющих представлены не были, то есть на момент проверки необходимые документы у общества отсутствовали, а были представлены только 10.04.06 на момент составления протокола об административном правонарушении.
По ходатайству заявителя к участию в деле в качестве свидетеля привлечена продавец П.З., по ходатайству налогового органа к участию в деле в качестве свидетелей привлечены проверяющие П.Г., К.
Свидетели П.З., П.Г. и К. опрошены в судебном заседании 24.05.2006, показания свидетелей зафиксированы в протоколе судебного заседания.
Из представленных материалов следует: 7 апреля 2006 г. начальником отдела оперативного контроля К., старшим госналогинспектором МИФНС России № 9 по Рязанской области П.Г., ст. госналогинспектором Я. в присутствии продавца П.З. на основании поручения № 04-17/14 от 07.04.2006 была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области производства и оборота алкогольной и табачной продукции в магазине "Курский", расположенном по адресу: г. Касимов. По результатам проверки составлен акт № 13-08/000023 от 07.04.2006., который подписан проверяющими и продавцом П.З., вручен продавцу П.З. под роспись. В ходе проверки установлено, что в магазине "Курский", принадлежащем ООО "Курский", на витрину для реализации выставлена алкогольная продукция: вино виноградное натуральное п/сл красное "Мелник и Памид" емк. 0,75 л, алк. 11,5%, дата розлива 08.04.2005, акцизная марка ГГ010182И, производитель - Болгария; вино виноградное спец. крепкое белое "Портвейн 777", емк. 0,5 л, алк. 18%, производитель - ООО "Марс", дата розлива 01.12.2005, - документы представлены в полном объеме; водка "Калинов луг" емк. 0,5 л, алк. 40%, дата розлива 10.02.2006, производитель - ООО ЛВЗ "Весна", федеральная марка 002199316009 и 002199316015 - представлены не в полном объеме. На месте торговли находятся справки к ГТД на вино "Мелник и Памид" - раздел Б не оформлен в установленном порядке Правительством РФ, на вино "Портвейн 777" отсутствует ценник. В объяснениях к акту проверки № 13-08/000023 от 07.04.2006 продавец П.З. указала, что "заполнением справок на алкогольную продукцию не занимаюсь. Ценник потеряли. Документы на водку "Калинов Луг" предоставим."
10 апреля 2006 г. в присутствии законного представителя ООО "Курский" директора Ф. был составлен протокол об административном правонарушении № 04-11/113. В протоколе отражено, что 7 апреля 2006 г. в магазине "Курский", принадлежащем ООО "Курский", на витрину для реализации выставлена алкогольная продукция: вино виноградное спец. крепкое белое "Портвейн 777", емк. 0,5 л, алк. 18%, производитель - ООО "Марс", дата розлива 01.12.2005, - на данное вино отсутствует оформленный ценник. На месте торговли справки к ГТД на реализуемое вино виноград., натур., п/сл., красное - производитель Болгария. Раздел Б к ГТД не оформлен в установленном порядке Правительством РФ. Водка "Калинов луг" емк. 0,5 л, алк. 40%, дата розлива 10.02.2006, производитель ООО ЛВЗ "Весна", федеральная марка 002199316009 и 002199316015, - документы на момент проверки представлены не в полном объеме (отсутствует раздел А к товарно-транспортной накладной).
В объяснениях в протоколе об административном правонарушении № 04-11/113 от 10.04.2006 директор Ф. отразила, что "сертификат на водку "Калинов Луг" был представлен полностью, в справке А не сошелся № марки, но мы нашли правильную справку А. Сертификат на вино "Мелник и Памид" был в двух экземплярах, в этот же день мы его нашли, в налоговой не приняли, но он у нас был, есть свидетели; ценник упал. В сертификате на "Калинов луг" раздел А был, не сошлись номера марок".
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области М. вынесено постановление № 04-11/99 по делу об административном правонарушении от 17.04.2006, согласно которому на ООО "Курский" наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда в сумме 30000 руб. по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Рязанской области № 04-11/99 от 17.04.2006, ООО "Курский" обратилось в Арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Оценив материалы дела, доводы ООО "Курский" и налогового органа, показания свидетелей, Арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Общество с ограниченной ответственностью "Курский" зарегистрировано администрацией города Касимова 19.01.1999, регистрационный номер 45, основной государственный регистрационный номер 1026200860344.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен запрет на оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота и сертификата соответствия.
Согласно п. 1 ст. 10.2 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). В силу п. 2 данной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3).
Согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товара, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждена форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Согласно п. 6 Правил раздел "А" справки заполняется с соблюдением следующих требований:
в позиции "Наименование продукции" указываются наименования всей продукции, отгружаемой в адрес покупателя;
в позиции "Количество отгруженной продукции" указывается количество отгруженной продукции в декалитрах и бутылках;
в позиции "Сертификат соответствия" указываются сертификаты соответствия на каждое наименование отгружаемой продукции с указанием выдавших их органов, номера и даты выдачи;
в позиции "Маркировка федеральными специальными марками" указываются реквизиты федеральных специальных марок. В случае, если разряды и номера марок следуют подряд, то эти показатели указываются одним диапазоном;
в позиции "Производитель продукции" указываются наименование организации, адрес места ее нахождения и адрес производства, номер лицензии и выдавший ее орган, дата выдачи лицензии, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;
в позиции "Получатель продукции" указываются наименование организации, адрес места ее нахождения и адрес производства, номер лицензии и выдавший ее орган, дата выдачи лицензии, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации", п. 1 ст. 10.2 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара; при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара; при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенной оригиналом оттиска его печати, в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки; контроль наличия у торговых организаций и индивидуальных предпринимателей справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, ее копии и соответствия реализуемого товара указанным в справке сведениям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Согласно пункту 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Согласно пункту 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. При назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значения для правильного рассмотрения дела.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт отсутствия в магазине ООО "Курский" в момент проверки 07.04.2006 необходимых товарно-транспортных документов на реализуемую алкогольную продукцию (справка к ГТД на вино "Мелник и Памид" - раздел Б не оформлен (не заполнен); справка к товарно-транспортной накладной на водку "Калинов луг" - разряды и номера федеральных специальных марок в разделе А не соответствуют фактическим разрядам и номерам федеральных марок 002 199316009 и 002 199316015, то есть представленные документы не соответствуют алкогольной продукции, снятой с витрины) и ценника (на вино виноградное "Портвейн 777") подтвержден материалами дела, в том числе и показаниями свидетелей. Непредставление документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции, непосредственно в торговой точке по первому требованию покупателя или проверяющих, а также отсутствие ценника образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Последующее представление документов на реализуемую алкогольную продукцию не освобождает лицо от административной ответственности за совершение данного правонарушения.
В силу п. 21 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Однако поскольку состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.16 КоАП РФ, является формальным, то есть ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий, то оснований для признания его малозначительным не имеется.
В рамках настоящего дела вина общества заключается в том, что оно не обеспечило соблюдения его работником требований закона и Правил. Вменяемое в вину обществу правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также правила разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Согласно ст. 23.50 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 ст. 14.16, рассматриваются органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. К указанным органам относятся и налоговые органы. Согласно пп. 2 п. 2 ст. 23.50 КоАП РФ заместители руководителя инспекции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, также вправе рассматривать дела, предусмотренные п. 1 ст. 23.50 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Согласно пункту 2 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 ФЗ № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 утверждено Положение о федеральной налоговой службе, определением основных функций и полномочий. Пунктом 5.1.4 Положения предусмотрено, что Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения ООО "Курский" к административной ответственности судом по материалам дела не установлено. Налоговым органом наложен штраф в минимальном размере - 30000 руб., что свидетельствует о фактически учтенных обстоятельствах, смягчающих ответственность.
Довод заявителя о том, что в ходе проверки магазина "Курский", проведенной 07.04.2006 сотрудником территориального отдела Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Касимовском районе, нарушения не были выявлены, отклоняется судом. Как установлено судом и отражено в акте проведения мероприятия по контролю от 07.04.2006, на момент проверки в реализации имелись винно-водочные изделия республик Молдавия и Грузия, то есть спорная алкогольная продукция (производства Болгарии, России) не была предметом проверки сотрудника территориального отдела Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области в Касимовском районе.
Довод заявителя о том, что акт проверки от 07.04.2006 не подписан директором ООО "Курский", несмотря на ее присутствие при проверке, отклоняется судом, поскольку акт подписан продавцом П.З. без возражений. В ходе судебного разбирательства судом установлено, что о факте проведения проверки директору ООО "Курский" было известно, проверка проводилась в ее присутствии. Доказательством по делу об административном правонарушении является протокол от 10.04.2006, составленный уполномоченным должностным лицом и подписанный директором ООО "Курский".
При таких обстоятельствах, учитывая доказанность события административного правонарушения и вины общества в его совершении, суд считает необходимым отказать ООО "Курский" в удовлетворении заявленных им требований.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч. 4 ст. 208 АПК РФ), в связи с чем уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.1, 3.1, 4.1, 4.2, ч. 3 ст. 14.16, ст. 23.50, 26.11, 28.1, 28.2, 28.3, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 104, 167 - 170, 176, 181, 207, 208, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Курский", расположенного по адресу: Рязанская область, зарегистрированного администрацией города Касимова 19.01.1999, регистрационный номер 45, основной государственный регистрационный номер 1026200860344, об отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области № 04-11/99 от 17.04.2006 о привлечении ООО "Курский" к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30000 руб. отказать полностью.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Курский", расположенному по адресу: Рязанская область, зарегистрированному администрацией города Касимова 19.01.1999, регистрационный номер 45, основной государственный регистрационный номер 1026200860344, из дохода федерального бюджета государственную пошлину в размере 1200 руб., перечисленную платежным поручением № 125 от 26.04.2006.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня принятия решения. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru