Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 22.05.2006 № А54-1344/2006-С21
<СОГЛАСНО СТАТЬЕ 257 НК РФ ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ АМОРТИЗИРУЕМЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ (СОЗДАННЫХ) ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ГЛАВЫ 25 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ С УЧЕТОМ ПРОВЕДЕННЫХ ПЕРЕОЦЕНОК ДО ДАТЫ ВСТУПЛЕНИЯ УКАЗАННОЙ ГЛАВЫ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИЛУ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2006 г. № А54-1344/2006-С21

(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Рязанская ГРЭС" (г. Новомичуринск Рязанской области) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Рязанской области от 07.03.2006 № 1.
Представитель заявителя требования поддерживает, доводы изложены в заявлении, дополнительных пояснениях. В судебное заседание заявителем представлен контррасчет пеней, общий размер пеней составляет 818161,91 руб.
Ответчик возражает по заявленным требованиям, доводы изложены в отзыве, дополнении к отзыву, ходатайстве.
Из материалов дела следует.
В декларации по налогу на прибыль за 2002 год ОАО "Рязанская ГРЭС" включило в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль сумму амортизационных отчислений в размере 339986300 руб., в том числе первое полугодие - 173046390 руб., второе полугодие - 166939910 руб.
09.07.2004 ОАО "Рязанская ГРЭС" подало в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2002 год.
Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Рязанская ГРЭС", в том числе по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на прибыль за 2002 год. Решение налогового органа № 12-43/257 от 30.12.2004 было оспорено обществом в Арбитражном суде Рязанской области (дело № А54-101/2005-С11).
08.12.2005 ОАО "Рязанская ГРЭС" подало в МИФНС России № 7 уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2002 год. В соответствии с данной декларацией общество заявило об уменьшении налогооблагаемой базы на сумму амортизации в размере 166939910 руб. В связи с этим размер налога на прибыль был уменьшен на сумму 40065578 руб.
В сопроводительном письме № 12-32-4468 от 07.12.2005 общество пояснило, что прямые расходы общества по строке 020 Приложения № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль увеличены на сумму 166939910 руб. в результате пересчета суммы амортизации за 2002 год без учета 30% ограничения по переоценке основных средств. Сумма амортизации свыше 30% ограничения переоценки по состоянию на 01.01.2002 составляет 339986300 руб. В уточненной налоговой декларации за 2002 год от 09.07.2004 частично заявлена сумма амортизации в размере 173046390 руб. Разница в размере 166939910 руб. отражена в настоящей налоговой декларации.
Межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2002 г., представленной ОАО "Рязанская ГРЭС" 08.12.2005.
Согласно уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2002 г. амортизация основных средств с учетом переоценки за 2002 год в налоговом учете заявлена ОАО "Рязанская ГРЭС" в сумме 672975998 руб., в том числе: 332989698 руб. - сумма амортизации, исчисленная от восстановительной стоимости с 30-процентным ограничением, и 339986300 руб. - сумма амортизации свыше 30-процентного ограничения. В ходе камеральной проверки налоговым органом установлено, что в нарушение ст. 257 НК РФ ОАО "Рязанская ГРЭС" необоснованно начислило сумму амортизации в размере 339986300 руб. с восстановительной стоимости амортизируемого имущества, определяемой без учета ограничений, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ, в результате чего налогооблагаемая прибыль за 2002 год занижена на 339986300 руб., и неуплата налога на прибыль составила 81596712 руб.
По результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2002 г. Межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области принято решение № 1 от 07.03.2006 о привлечении общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в размере 16319343 руб., а также предложено уплатить начисленный налог на прибыль в размере 81596712 руб. и пени в размере 24987238 руб., которое получено обществом 15.03.2006, о чем свидетельствует штамп на копии решения № 1 от 07.03.2006.
Не согласившись с решением № 1 от 07.03.2006, ОАО "Рязанская ГРЭС" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении Арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. В ходе Арбитражного производства не подлежат доказыванию и не допускают опровержения преюдициально установленные обстоятельства - это обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда, когда они имеют юридическое значение для разрешения спора в позднее возникшем Арбитражном процессе. Факты, которые входили в предмет доказывания, были исследованы и затем отражены судебным актом, приобретают качества достоверности и незыблемости, если судебный акт не изменен и не отменен. Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вопрос об обоснованности уменьшения ОАО "Рязанская ГРЭС" налоговой базы по налогу на прибыль на сумму амортизационных отчислений за первое полугодие 2002 года в сумме 173046390 руб. исследовался Арбитражным судом Рязанской области в ходе рассмотрения дела № А54-101/2005-С11. Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области 27.06.2005 по делу № А54-101/2005-С21 установлено, что начисление ОАО "Рязанская ГРЭС" суммы амортизации с восстановительной стоимости амортизируемого имущества в размере 173046390 руб., определяемой без учета ограничений, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ, является правомерным. В связи с этим доначисление налоговым органом налога на прибыль в размере 41531134 руб., пеней в размере 1957966 руб. и привлечение к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 7534787 руб. признаны незаконными. Постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 15.09.2005 указанное постановление оставлено без изменения. Как установлено судом, при расчете авансового платежа по налогу на прибыль за I полугодие 2002 года общество правомерно руководствовалось статьей 257 Кодекса в редакции, действовавшей до 30.08.2002. Обязанность произвести перерасчет данного авансового платежа законом не установлена.
С учетом изложенного оспариваемое решение налогового органа в части доначисления налога на прибыль за первое полугодие 2002 года в сумме 41531134 руб. является неправомерным.
При оценке обоснованности уменьшения ОАО "Рязанская ГРЭС" налоговой базы по налогу на прибыль на сумму амортизационных отчислений за второе полугодие 2002 года в сумме 166939910 руб. суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 252 НК РФ при определении базы, облагаемой налогом на прибыль, и исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы начисленной амортизации (подпункт 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ). Определение стоимости амортизируемого имущества осуществляется по правилам статьи 257 НК РФ. Согласно названной норме восстановительная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок до даты вступления указанной главы Налогового кодекса Российской Федерации в силу.
Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон № 110-ФЗ) внесены изменения в пункт 1 статьи 257 НК РФ и абзацы 4 и 5 этого пункта, которые определяют порядок учета переоценки основных средств, проведенной налогоплательщиком на 01.01.2002, изложены в новой редакции. Изменения, внесенные Законом № 110-ФЗ, вступили в законную силу 30.08.2002 и распространены на отношения, возникшие с 01.01.2002.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 257 НК РФ (в редакции Закона № 110-ФЗ) при определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации учитывается переоценка основных средств, осуществленная по решению налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 года и отраженная в бухгалтерском учете налогоплательщика после 1 января 2002 года. Указанная переоценка принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2001 года (с учетом переоценки по состоянию на 1 января 2001 года, произведенной по решению налогоплательщика и отраженной в бухгалтерском учете в 2001 году). При этом величина переоценки (уценки) по состоянию на 1 января 2002 года, отраженной налогоплательщиком в 2002 году, не признается доходом (расходом) налогоплательщика в целях налогообложения. В аналогичном порядке принимается в целях налогообложения соответствующая переоценка сумм амортизации.
Согласно статье 21 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ предусмотренная пунктом 24 статьи 1 этого Федерального закона норма о том, что при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества в целях налогообложения принимаются результаты переоценки основных средств в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной стоимости основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 01.01.2001, распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2002. Указанный Закон опубликован 30.07.2002 и вступил в законную силу 30.08.2002. В результате вступления в силу названного Закона положение налогоплательщика не ухудшилось, поскольку правовое регулирование налоговых последствий переоценки основных средств, предусмотренное Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ, применяется, начиная с отчетного периода - 9 месяцев 2002 года и по состоянию на 01.01.2002, то есть в рамках переходного периода.
С учетом изложенного суд считает, что при исчислении налога на прибыль за 2 полугодие 2002 года общество неправомерно руководствовалось статьей 257 Кодекса в редакции, действовавшей до 30.08.2002.
Судом установлено, что налоговый орган при доначислении налога на прибыль исходил из необходимости применения при определении восстановительной стоимости основных средств положений пункта 1 статьи 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ. Доначисление налоговым органом налога на прибыль за 2 полугодие 2002 в сумме 40065578 руб. (166939910 х 24%) в соответствии с положениями новой нормы произведено правомерно.
Довод ОАО "Рязанская ГРЭС" о том, что 20.03.2006 ОАО "Рязанская ГРЭС" подало уточненную декларацию по налогу на прибыль, в которой уменьшило сумму расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму 166939910 руб., не может быть принят судом. Данная уточненная декларация была подана 20.03.2006, то есть после вынесения оспариваемого решения от 07.03.2006, и не могла быть рассмотрена и учтена налоговым органом.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При решении вопроса о правомерности исчисления пеней судом учтены как правомерное доначисление налога на прибыль в сумме 40065578 руб., так и переплата в бюджеты трех уровней по состоянию на 07.03.2006 в сумме 31843969 руб., общий размер пеней составляет 818161,91 руб. (федеральный бюджет - 514351,09 руб.; областной бюджет - 277782,90 руб.; местный бюджет - 26027,92 руб.).
В соответствии со ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Суд считает, что занижение налогооблагаемой базы за 2002 год в сумме 166939910 руб. повлекло неуплату налога на прибыль в сумме 40065578 руб., в связи с чем взыскание штрафа правомерно. При решении вопроса о правомерности начисления штрафа судом учтено, что по данным налогового органа переплата в бюджет по состоянию на 07.03.2006 составляет 31843969 руб., с учетом указанной переплаты недоимка составляет 8221609 руб. (40065578 руб. - 31843969 руб.); размер штрафа составляет 1644321,80 руб. (8221609 руб. х 20%).
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными ненормативных актов, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, которое приняло акт, решение.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что оспариваемое решение в части доначисления налога на прибыль в сумме 40065578 руб., пеней в сумме 818161,91 руб. и штрафа в сумме 1644321,80 руб. соответствует Налоговому кодексу РФ и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Оспариваемое решение в части начисления налога на прибыль в сумме 41531134 руб. (81596712 руб. - 40065578 руб.), пеней в сумме 24169076,09 руб. (24987238 руб. - 818161,91 руб.), штрафа в сумме 14675021,20 руб. (16319343 руб. - 1644321,80 руб.), как не соответствующее Налоговому кодексу РФ и нарушающее права налогоплательщика в сфере экономической деятельности, подлежит признанию недействительным.
Уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина в сумме 1961,91 руб., согласно ст. 110 АПК РФ, подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований (80375231,29 руб.: 122903293 руб. х 3000 руб.). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2004) налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Решение Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Рязанской области от 07.03.2006 № 1 "О привлечении ОАО "Рязанская ГРЭС" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 41531134 руб., пеней в сумме 24169076,09 руб., штрафа в сумме 14675021,20 руб.
В остальной части требований отказать.
2. Обязать Межрайонную ИФНС России № 7 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Рязанская ГРЭС", расположенного по адресу: Рязанская область, г. Новомичуринск, ул. Промышленная, д. 1, зарегистрированного администрацией муниципального образования - Пронский район Рязанской области 17.02.1993 за № 19, основной государственный регистрационный номер 1026200620600.
3. Возвратить открытому акционерному обществу "Рязанская ГРЭС", расположенному по адресу: Рязанская область, г. Новомичуринск, ул. Промышленная, д. 1, зарегистрированному администрацией муниципального образования - Пронский район Рязанской области 17.02.1993 за № 19, основной государственный регистрационный номер 1026200620600, из дохода федерального бюджета РФ 1961,91 руб., перечисленные в уплату госпошлины по платежным поручениям № 947 от 17.03.2006 и № 946 от 17.03.2006.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в установленном порядке в течение месяца со дня принятия решения. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru