Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 18.05.2006 № А54-9422/2005-С10
<ОТСУТСТВИЕ В БЮДЖЕТЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НЕОБХОДИМЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ Г. РЯЗАНИ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОБЯЗАННОСТИ ПО КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2006 г. № А54-9422/2005-С10

(Извлечение)

МП города Рязани "ЖЭУ № 20" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к субъекту Российской Федерации - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области; Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани, МП "КВЦ" г. Рязани; ФКУ администрации г. Рязани о взыскании 969454 руб. 70 коп. за предоставление гражданам льгот по оплате коммунальных услуг в период с января по декабрь 2004 г. в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В судебном заседании 16.02.2006 истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявил об уточнении исковых требований и просит взыскать с субъекта РФ - Рязанская область в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области за счет средств казны Рязанской области в пользу МП г. Рязани "ЖЭУ № 20" убытки (выпадающие доходы) в размере 969454 руб. 70 коп. за предоставление гражданам льгот по оплате коммунальных услуг за период с января по декабрь 2004 года включительно. Уточнение судом принято.
Истец, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявил отказ от исковых требований к ФКУ Рязанской области. Отказ судом принят.
Истец исковые требования поддержал в полном объеме, с учетом заявленных уточнений. В обоснование поданного иска ссылается на исполнение муниципальным предприятием требований Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - ФЗ "О ветеранах"), в соответствии которым лица, имеющие право на льготу, оплачивают жилье и коммунальные услуги в размере 50% от установленного тарифа. За период с января по декабрь 2004 г. общий размер убытков в связи с предоставлением указанных льгот составил 969454 руб. 70 коп. Понесенные истцом расходы не возмещены за счет бюджетных средств.
Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области по иску возражает. Указывает, что в соответствие с Постановлением Главы администрации Рязанской области от 25.10.02 № 40 "Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации ФЗ "О ветеранах" целевое использование средств, поступающих на реализацию указанного федерального закона, обеспечивалось управлением социальной защиты населения Рязанской области. В 2004 г. для реализации ФЗ "О ветеранах" в бюджете области было заложено 377183700 руб., данные средства были распределены в полном объеме. Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани было перечислено 139402380 руб., данные средства полностью реализованы. Полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку обязанность субъекта РФ по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм.
Финансово-казначейское управление Рязанской области считает заявленное требование неправомерным. В обоснование возражений, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Постановлениями главы администрации Рязанской области от 25.10.02 № 40 "Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации ФЗ "О ветеранах" и Правительства Рязанской области от 30.11.04 № 154 "О возложении полномочий по предоставлению казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с представлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 годах, на Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области", с 1 января 2003 г. обязанность по целевому использованию средств, поступающих на реализацию ФЗ "О ветеранах" и представлению интересов Рязанской области в судах, возложена на Управление социальной защиты населения администрации Рязанской области. Кроме того, полагает, что обязанность по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм. Данную обязанность Рязанская область выполнила в полном объеме. Считает, что из суммы исковых требований следует исключить налог на добавленную стоимость.
Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани, в письменном отзыве на иск считает, что требование заявлено правомерно и подлежит удовлетворению в доказанном размере. Ссылается на то, что согласно подпункту "б" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, которые должны быть предусмотрены в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ.
Представитель МП "Кустовой вычислительный центр" (далее по тексту - МП "КВЦ") подтвердил наличие задолженности бюджета Рязанской области перед истцом. Также пояснил суду, что с истцом заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, расчет выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг МП "КВЦ" делает с учетом всех понижающих коэффициентов и благоустройства жилья.
Третьи лица - МРИ ФНС № 2 и Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в их отсутствие.
Из представленных в материалы дела документов следует.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление № 20" (МУП "ЖЭУ № 20") зарегистрировано в качестве юридического лица регистрационным управлением (палатой) администрации г. Рязани 28.07.1992, регистрационный номер № 9688. Решением Рязанского городского совета от 12.02.2004 № 962 МУП "ЖЭУ № 20" переименовано в муниципальное предприятие города Рязани "Жилищно-эксплуатационное управление № 20" и утверждена новая редакция Устава. В соответствии с п. 2.2.1 Устава одним из основных видов деятельности предприятия является обслуживание жилищного фонда и придомовых территорий.
В период с января по декабрь 2004 г. МП г. Рязани "ЖЭУ № 20" осуществляло эксплуатацию, содержание, техническое обслуживание жилого фонда.
05.01.04 между Управлением социальной защиты населения Рязанской области и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани заключено соглашение № 29 о сотрудничестве по возмещению расходов при реализации Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах". По условиям данного соглашения, Управление социальной защиты населения Рязанской области обязалось перечислять Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани денежные средства на возмещение расходов по реализации Федерального закона "О ветеранах" в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из областного бюджета.
30.01.04 между МП г. Рязани "ЖЭУ № 20" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани заключен договор № 5 на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - договор на возмещение расходов).
Согласно п. 2.1.1 указанного договора Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани обязано перечислять МП г. Рязани "ЖЭУ № 20" денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах", в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из управления социальной защиты населения Рязанской области. Срок действия договора установлен с 01.01.04 по 31.12.04.
Пунктом 3 договора определен порядок расчетов, согласно которому возмещение расходов производится Управлением социальной защиты населения администрации Рязанской области путем перечисления денежных средств Управлению социальной защиты населения г. Рязани, которое в свою очередь перечисляет денежные средства на расчетный счет предприятия.
В соответствии с данными, представленными в материалы дела, в 2004 г. на реализацию ФЗ "О ветеранах" произведено финансирование в размере 377183,70 тыс. руб., в том числе дополнительно выделено и перераспределено 29082,24 тыс. руб.
В 2004 г. расходы от предоставления льгот по реализации ФЗ "О ветеранах" во исполнение заключенных договоров МП г. Рязани "ЖЭУ № 20" были частично компенсированы истцу в сумме 1215263 руб. 10 коп.
Сумма, оставшаяся не возмещенной за январь - декабрь 2004 г., составила 969454 руб. 70 коп., что явилось основанием для обращения с исковыми требованиями в суд.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
За период с января по декабрь 2004 г. МП г. Рязани "ЖЭУ № 20", исполняя требования ФЗ "О ветеранах", оказывало жилищные и коммунальные услуги жителям г. Рязани, имеющим право на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг с предоставлением 50% скидки от установленного тарифа, в связи с чем понесло расходы в размере 2184717 руб. 80 коп.
Возмещение расходов осуществлялось согласно договору № 5 от 30.01.04 на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, заключенному между МП г. Рязани "ЖЭУ № 20" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани во исполнение Постановления главы администрации Рязанской области от 25.10.02 № 40 "Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах".
Пунктом 3 данного договора стороны установили порядок расчетов, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот категориям граждан, имеющим право на льготы в соответствии с вышеуказанным законом, производится Управлением социальной защиты населения Рязанской области путем перечисления денежных средств, платежным поручением через банковские учреждения на расчетный счет Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани. Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани в свою очередь перечисляет на расчетный счет МП г. Рязани "ЖЭУ № 20" сумму средств, рассчитанную с учетом коэффициента распределения, в зависимости от поступивших из управления социальной защиты населения Рязанской области денежных средств. Счет выписывается МП г. Рязани "ЖЭУ № 20" на основании документов о фактически предоставленных льготах на оплату услуг.
Во исполнение условий указанного договора, в счет возмещения понесенных расходов истцу было перечислено 1215263 руб. 10 коп.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" части 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции, действовавшей в спорный период, расходы на льготную оплату жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ независимо от вида жилищного фонда.
Следовательно, реализация данного вида льгот на территории Рязанской области должна осуществляться органами государственной власти Рязанской области за счет средств областного бюджета, на местные бюджеты такие расходы не возлагаются. Полномочия Рязанской области по реализации Федерального закона "О ветеранах" могут быть переданы органам местного самоуправления при соблюдении установленных действующим законодательством процедур.
В силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете соответствующего уровня. На основании п. 2 этой же статьи увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате реализации решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Абзацем 11 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
Отношения между субъектом РФ и муниципальным образованием оформлены соглашение № 29 от 05.01.04 о сотрудничестве по возмещению расходов при реализации Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О ветеранах".
Согласно закону Рязанской области "Об областном бюджете на 2004 год" расходы на реализацию льгот, установленных ФЗ РФ "О ветеранах", определены в сумме 377183,70 тыс. руб.
Все денежные средства, поступившие из органов социальной защиты субъекта РФ, были перечислены истцу, однако из-за недостаточности финансирования возмещение осуществлено не в полном объеме. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспаривается сторонами.
Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области.
Отсутствие в бюджете Рязанской области необходимых денежных средств для предоставления населению г. Рязани льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг не является основанием для освобождения от обязанности по компенсации расходов предприятия, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Доводы ФКУ Рязанской области о том, что взыскание с бюджета денежных средств возможно только в случае, если эти средства были заложены в качестве бюджетных обязательств субъекта РФ, но не исполнены им по какой-либо причине, а также о том, что обязанность субъекта РФ по компенсации вышеуказанных расходов существует только в пределах заложенных в бюджете сумм, являются несостоятельными, поскольку недостаточность средств в бюджете субъекта РФ не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности по возмещению убытков. Обязанность по возмещению этих расходов возложена на ответчика Федеральным законом "О ветеранах", и каких-либо исключений или случаев освобождения от данной обязанности Закон не предусматривает. В противном случае реализация указанного Федерального закона ставится в зависимость от воли ответчика, что является недопустимым, поскольку противоречит принципу верховенства закона.
В случаях, когда законы о предоставлении льгот не обеспечиваются бюджетными средствами, у лиц, исполнивших данные законы, возникают убытки по причине незаконных действий (бездействия) государственных органов, не предусмотревших в бюджете денежные средства, необходимые для обеспечения данных законов.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Постановлением Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154 на Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области возложены полномочия по представлению в Арбитражных судах Российской Федерации интересов казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг. в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
Финансово-казначейскому управлению Рязанской области вышепоименованным постановлением, начиная с 01.01.2005 и до исполнения решений судов по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг., предписано предусматривать дополнительные денежные средства на исполнение решений судов по указанным в постановлении искам и направлять их Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области за счет ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете Рязанской области в порядке, установленном Правительством Рязанской области.
Следовательно, по искам о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот в 2004 г., Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области является надлежащим ответчиком.
Фактический размер убытков МП г. Рязани "ЖЭУ № 20", возникших в связи с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за период с января по декабрь 2004 г., составляет 969454 руб. 70 коп. Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела документами, в том числе: списками граждан, имеющих права на льготы, копиями ветеранских удостоверений, оборотно-сальдовыми ведомостями за январь - декабрь 2004 г., справками о суммах фактически предоставленных льгот и ведомостями выпадающих доходов за спорный период.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом неоднократно предлагалось ответчику произвести контррасчет размера исковых требований. Ответчик не представил суду контррасчет размера некомпенсированных расходов истца от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Ответчиком также не представлены документально подтвержденные возражения в отношении спорной суммы, в связи с чем довод ответчика о неподтвержденности суммы заявленных требований не принимается судом во внимание. Истцом и третьим лицом (МП "КВЦ"), являющимся специализированной организацией по выполнению автоматизированного расчета начислений по видам льгот, представлена в материалы дела достаточная первичная документация, позволяющая произвести необходимые расчеты.
Учитывая вышеизложенное, суд находит требование истца о взыскании с субъекта РФ - Рязанская область в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области за счет средств казны Рязанской области убытков в размере 969454 руб. 70 коп. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы Финансово-казначейского управления Рязанской области о неправомерности исчисления истцом размера убытков, исходя из тарифов, включающих НДС, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации услуг на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по НДС.
В соответствии с п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Исходя из п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиков государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), увеличивают налоговую базу по НДС.
Таким образом, при предоставлении дотации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку последний освобожден от ее уплаты в силу ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 171 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны субъекта РФ - Рязанская область в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области из средств бюджета Рязанской области в пользу МП г. Рязани "ЖЭУ № 20" убытки в сумме 969454 руб. 70 коп.
2. В части требований к субъекту Российской Федерации - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области производство по делу прекратить.
3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru