Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 06.05.2006 № А54-1176/2006-С21
<СУММА ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (СУММА АВАНСОВОГО ПЛАТЕЖА ПО НАЛОГУ), ПОДЛЕЖАЩАЯ УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ, УМЕНЬШАЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НА СУММУ НАЧИСЛЕННЫХ ИМИ ЗА ТОТ ЖЕ ПЕРИОД СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, ТО ЕСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ ОПРЕДЕЛЕНО, ЧТО УМЕНЬШЕНИЕ УПЛАТЫ НАЛОГА СВЯЗАНО ИМЕННО С НАЧИСЛЕНИЕМ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 28.09.2006 № А54-1176/2006-С21 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2006 г. № А54-1176/2006-С21

(Извлечение)

Межрайонная ИФНС России № 6 по Рязанской области обратилась в суд с заявлением о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива "Светоч" (далее по тексту - СПК "Светоч") Рязанской области налоговых санкций в сумме 329803 руб. на основании п. 1 ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 НК РФ.
Заявитель требование поддерживает, доводы изложены в заявлении.
Ответчик факт нарушения признает; просит суд уменьшить размер штрафа в связи с тяжелым финансовым положением.
Из материалов дела следует: Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области на основании решения о проведении выездной налоговой проверки № 59 от 29.08.2005 (с решением о проведении проверки ответчик ознакомлен 30.08.2005, проведена выездная налоговая проверка СПК "Светоч" Рязанской области по вопросам соблюдения налогового законодательства РФ о налогах и сборах; правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налогов: на прибыль, имущество, транспортного налога, местных налогов и сборов, налога на добавленную стоимость, лицензирования отдельных видов деятельности, налога на доходы физических лиц, правильности исчисления единого социального налога в части ПФР федеральный бюджет, ФСС, ФФМС, ТФМС, своевременности перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части страховой и накопительной части трудовой пенсии за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.10.2002 по 31.07.2005.
По результатам проверки составлен акт от 14.09.2005 № 11-12/1264 дсп, в котором отражено следующее.
Налог на добавленную стоимость. При расчете с ОАО "Нива Рязани" в феврале 2004 г. СПК "Светоч" отнесена к вычету сумма НДС в размере 38047 руб. Фактически по данным первичных учетных документов данная сумма принята к учету без фактической ее оплаты. В марте 2004 г. не была отнесена к вычету сумма налога в размере 11200 руб. по оплаченным и оприходованным материальным ценностям. В результате выявленных нарушений за 2004 г. доначислен налог на добавленную стоимость в размере 26847 руб. (38047 руб. - 1200 руб.)
Налог на доходы физических лиц. В нарушение ст. 226 Налогового кодекса РФ в проверяемом периоде налог на доходы физических лиц предприятием в бюджет перечислялся не полностью. Задолженность перед бюджетом за проверяемый период составила 1137631 руб. В ходе проверки кассовых документов установлено: по расходному кассовому ордеру № 981 от 17.12.2004 было выплачено 15000 руб. К. по договору. Налоговый агент с данного физического лица не удержал налог на доходы физических лиц, сумма неудержанного налога на доходы физических лиц составила 1950 руб. (15000 х 13%).
В нарушение п. 2 ст. 230 Налогового кодекса РФ налоговый агент не представил в налоговый орган сведения о доходах 1 физического лица за 2004 г.
Единый социальный налог. В нарушение пункта 1 статьи 23 Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" СПК "Светоч" уплачивались не в полном объеме и несвоевременно авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2004 гг. В нарушение ст. 243 НК РФ в 2002 - 2004 гг. сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, была уменьшена СПК "Светоч" на сумму начисленных, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В результате произошло занижение сумм ЕСН, подлежащих уплате в федеральный бюджет. Всего задолженность по ЕСН, подлежащему уплате в федеральный бюджет за 2002 - 2004 гг., составляет 478423 руб.
В нарушение ст. 237 Налогового кодекса РФ не включена в налогооблагаемую базу выплата физическому лицу в размере 15000 руб. Сумма неисчисленного ЕСН составляет 3915 руб. (15000 руб. х 26,1%), в том числе в ПФР - 3090 руб., в ФСС - 435 руб., в ФФМС - 15 руб., в ТФМС - 375 руб.
На основании материалов проверки налоговым органом вынесено решение от 30.09.2005 № 11-12/1372 дсп о привлечении ответчика к налоговой ответственности, предусмотренной:
п. 1 ст. 122 НК РФ:
- за неполную уплату НДС в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 5369 руб. (26847 руб. х 20%);
- за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) единого социального налога в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога 95685 руб. (478423 руб. х 20%);
- за занижение налоговой базы по ЕСН в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога 783 руб. (3915 руб. х 20%);
ст. 123 НК РФ:
- за неправомерное неудержание и неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет, в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы - 227916 руб. (1139581 руб. х 20%);
п. 1 ст. 126 НК РФ:
- за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за 2004 г. в количестве 1 документа в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ - 50 руб. (50 руб. х 1 док.).
Решение от 30.09.2005 № 11-12/1372 Дсп и требование № 108 от 17.10.2005 об уплате в добровольном порядке налоговых санкций в размере 329803 руб. получены представителем СПК "Светоч" 30.09.2005 и 20.10.2005.
Ответчиком решение не обжаловалось, требование № 108 от 17.10.2005 об уплате штрафа в размере 329803 руб. оставлено без исполнения. Данные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела и доводы сторон, Арбитражный суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, признаются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Согласно п. 6 ст. 226 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога является основанием для привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. Поскольку налоговый агент в рассматриваемом периоде неправомерно не перечислил сумму налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, следовательно, привлечен он налоговым органом к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению, - 227916 руб. (1139581 руб. х 20%) правомерно.
Факт совершения ответчиком налогового правонарушения подтвержден материалами дела и не опровергнут ответчиком.
Вместе с тем судом выяснены и установлены обстоятельства, смягчающие ответственность ответчика за совершение правонарушения, которые должны учитываться судом в порядке статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при взыскании финансовых санкций. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает возможным, учитывая ходатайство ответчика, степень вины правонарушителя, характер совершенного деяния, учитывая, что основным видом деятельности СПК "Светоч" является производство и реализация сельскохозяйственной продукции, производство носит сезонный характер, в связи с началом весенне-полевых работ и отсутствием денежных средств на расчетном счете кооператива, руководствуясь общими принципами юридической ответственности, которыми являются справедливость и индивидуализация наказания, соразмерность наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, применить нормы ст. 112, 114 Налогового кодекса РФ - уменьшить размер штрафа в 4 раза и взыскать с ответчика - СПК "Светоч" налоговые санкции на основании ст. 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет, в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы - 56979 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований на основании ст. 123 НК РФ отказать.
Согласно ст. 235 Налогового кодекса РФ СПК "Светоч" является плательщиком единого социального налога. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 243 Кодекса сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Согласно абз. 4 п. 3 ст. 243 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который внесены авансовые платежи по налогу. На основании пункта 1 статьи 23 Закона № 167-ФЗ страхователь ежемесячно вносит авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, внесенных за отчетный период. В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, внесенными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Статья 106 НК РФ понятие налогового правонарушения трактует как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность. Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
В силу ст. 109 НК РФ налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган. Доказательств неправомерности применения обществом вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом не представлено. Занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате, произошло не в результате указанных в статье 122 НК РФ действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ.
Следовательно, суд считает, что в действиях налогоплательщика, который правомерно на основании Налогового кодекса РФ применил при исчислении суммы единого социального налога налоговый вычет на сумму начисленных за тот же период страховых взносов, отсутствуют событие и состав какого-либо налогового правонарушения, в связи с чем в части взыскания с ответчика штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 95685 руб. следует отказать.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, в том числе споры о взыскании с организаций и индивидуальных предпринимателей обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" с 01.01.2006 предусматривается иной порядок взыскания санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов без обращения в суд. Согласно п. 1 ст. 103.1 НК РФ (в редакции ФЗ от 04.11.05 № 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В связи с этим при обращении налоговых органов в Арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налоговых санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются Арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Данная позиция отражена в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 105 от 20.02.06.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде. Судом установлено, что исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области о взыскании с СПК "Светоч" налоговых санкций в сумме 329803 руб. направлено в суд 06.03.2006, т.е. после 31.12.2005, следовательно, производство по делу № А54-1176/2006-С21 подлежит прекращению в части:
п. 1 ст. 122 НК РФ:
- за неполную уплату НДС в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 5369 руб.;
- за занижение налоговой базы по ЕСН в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога - 783 руб.;
п. 1 ст. 126 НК РФ:
- за непредставление в установленный срок в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за 2004 г. в количестве 1 документа в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ - 50 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 1398,73 руб. относится на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований (56979 руб.: 329803 руб. х 8096,06 руб.). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2004) налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 112, 114, ст. 122, 123, 126, 226 НК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Заявление Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области о взыскании с сельскохозяйственного производственного кооператива "Светоч", расположенного по адресу: 391014, Рязанская область, Рязанский район, с. Вышгород, зарегистрированного администрацией Рязанского района Рязанской области 13.08.1998, основной государственный регистрационный номер 1036216001403, в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области для распределения в доходы соответствующих бюджетов налоговых санкций в размере 227916 руб. на основании п. 1 ст. 123 НК РФ удовлетворить в сумме 56979 руб. В остальной части требований отказать.
В части взыскания с сельскохозяйственного производственного кооператива "Светоч", расположенного по адресу: 391014, Рязанская область, Рязанский район, с. Вышгород, зарегистрированного администрацией Рязанского района Рязанской области 13.08.1998, основной государственный регистрационный номер 1036216001403, налоговых санкций в сумме 5369 руб. и 783 руб. на основании ст. 122 НК РФ, на основании п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 50 руб. производство по делу прекратить.
В части взыскания с сельскохозяйственного производственного кооператива "Светоч", расположенного по адресу: 391014, Рязанская область, Рязанский район, с. Вышгород, зарегистрированного администрацией Рязанского района Рязанской области 13.08.1998, основной государственный регистрационный номер 1036216001403, в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области для распределения в доходы соответствующих бюджетов налоговых санкций в размере 95685 руб. на основании п. 1 ст. 122 НК РФ, отказать.
2. Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива "Светоч", расположенного по адресу: 391014, Рязанская область, Рязанский район, с. Вышгород, зарегистрированного администрацией Рязанского района Рязанской области 13.08.1998, основной государственный регистрационный номер 1036216001403, в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 1398,73 руб.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru