Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 04.05.2006 № А54-1209/2006-С18
<СУММА ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (СУММА АВАНСОВОГО ПЛАТЕЖА ПО НАЛОГУ), ПОДЛЕЖАЩАЯ УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ, УМЕНЬШАЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ НА СУММУ НАЧИСЛЕННЫХ ИМИ ЗА ТОТ ЖЕ ПЕРИОД СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ, Т.Е. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ ОПРЕДЕЛЕНО, ЧТО УМЕНЬШЕНИЕ УПЛАТЫ НАЛОГА СВЯЗАНО ИМЕННО С НАЧИСЛЕНИЕМ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 22.09.2006 № А54-1209/2006-С18 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2006 г. № А54-1209/2006-С18

(Извлечение)

Межрайонная инспекция ФНС № 6 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Новоселки" Рязанской области о взыскании налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу в общей сумме 496045 руб. 50 коп. на основании п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ.
Представитель заявителя требование поддержала в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 215, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 123 АПК РФ надлежащим образом.
Из материалов дела следует:
Межрайонной инспекцией ФНС России № 6 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка сельскохозяйственного производственного кооператива "Новоселки" (далее по тексту - СПК "Новоселки") по вопросу соблюдения налоговой законодательства, правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с января 2002 г. по декабрь 2004 г., полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с января 2002 г. по сентябрь 2005 г., единого социального налога с января 2002 г. по декабрь 2004 г.
Проверка проведена на основании всех представленных документов: первичных банковских и кассовых документов, авансовых отчетов, журналов-ордеров, приказов по организации, главных книг, протокола и реестра по приему сведений о доходах физических лиц, индивидуальных карточек и деклараций по ЕСН, налоговых карточек по НДФЛ документов для представления стандартных налоговых вычетов по НДФЛ.
Выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах отражены в акте выездной налоговой проверки № 11-12/1258дсп от 13.09.2005. Акт проверки получен руководителем кооператива. Возражения по акту проверки ответчиком в налоговый орган не представлены.
Рассмотрев акт № 11-12/1258дсп выездной налоговой проверки от 13.09.2005, Межрайонная ИФНС России № 6 по Рязанской области приняла решение № 11-12/1354дсп от 27.09.2005 о привлечении налогоплательщика за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в сумме 192505,10 руб. по единому социальному налогу, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в сумме 303540,4 руб. по налогу на доходы физических лиц.
Требованием № 107 от 17.10.2005 об уплате налоговой санкции в общей сумме 496045,5 руб. налогоплательщику предложено уплатить указанные налоговые санкции в добровольном порядке до 27.10.05.
Решение и требование получены представителем кооператива под роспись.
В добровольном порядке ответчик суммы налоговых санкций не уплатил.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, заслушав доводы представителя налогового органа, Арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит частичному удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Пункт 3 настоящей статьи предусматривает обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ. Указанные в настоящем пункте российские организации признаются налоговыми агентами.
В соответствии с пунктом 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
На основании пункт 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в нарушение ст. 226 НК РФ СПК "Новоселки" не полностью перечислял налог на доходы физических лиц. Общая сумма не перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (задолженность) составила 1517702 руб.
В силу статьи 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Таким образом, суд считает, что Межрайонная ИФНС России № 6 по Рязанской области правомерно привлекла СПК "Новоселки" Рязанской области к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в размере 303540,4 руб. (1517702 руб. х 20%).
СПК "Новоселки" в силу пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ является плательщиком единого социального налога.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 1 ст. 23 Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", ст. 243 НК РФ, СПК "Новоселки" уплачивались не в полном объеме авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2004 годы.
В 2003 году сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, была уменьшена СПК "Новоселки" на сумму начисленных, но уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Задолженность, по мнению налогового органа, по единому социальному налогу, подлежащему уплате, составила 962525,52 руб.
За неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм ЕСН, подлежащих уплате в федеральный бюджет, СПК "Новоселки" привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 192505,1 руб. (962525,52 руб. х 20%).
Требование налогового органа о взыскании указанной суммы налоговой санкции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и приняты к зачету органом Фонда социального страхования.
Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 243 НК РФ в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона № 167-ФЗ страхователь ежемесячно вносит авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, внесенных за отчетный период.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 статьи 24 Закона № 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, внесенных за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Статья 106 НК РФ понятие налогового правонарушения трактует как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
Правомерность исчисления налогоплательщиком суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за проверяемый период инспекция не ставит под сомнение.
Доказательств неправомерности применения обществом вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом не представлено.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
В силу ст. 109 НК РФ налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.
Занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате, произошло не в результате указанных в статье 122 НК РФ действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 НК РФ.
Следовательно, суд считает, что в действиях налогоплательщика отсутствуют событие и состав какого-либо налогового правонарушения, в связи с чем в части взыскания с ответчика штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 192505,1 руб. следует отказать.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины следует отнести на ответчика пропорционально размеру удовлетворенного требования. В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива "Новоселки", расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, поселок сельского типа Новоселки, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026200701801, в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области для распределения по соответствующим бюджетам налоговую санкцию в сумме 303540,4 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.
2. Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива "Новоселки", расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, поселок сельского типа Новоселки, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026200701801, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 6988 руб. 69 коп.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru