Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 26.04.2006 № А54-1034/2006-С18
<ПОСКОЛЬКУ ОСМОТР ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ЗАЯВИТЕЛЮ ТОРГОВОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИЛСЯ В МОМЕНТ ПРОВЕРКИ БЕЗ УЧАСТИЯ ПОНЯТЫХ, ПРОТОКОЛ ОСМОТРА ПОМЕЩЕНИЯ И ДОКУМЕНТОВ НЕ СОСТАВЛЯЛСЯ, ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ СОСТАВЛЕН БЕЗ УЧАСТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЛИБО ЕГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ, ТАКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЯВЛЯЮТСЯ НЕНАДЛЕЖАЩИМИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ НЕДОПУСТИМО, А ТРЕБОВАНИЕ ИСТЦА О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ И ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДЛЕЖИТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2006 г. № А54-1034/2006-С18

(Извлечение)

Индивидуальный предприниматель Б. (Рязанская область) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Россельхознадзора по Рязанской области о признании действий незаконными, о признании незаконными и отмене постановлений Управления Россельхознадзора Рязанской области от 10.02.2006 № 40, № 281 о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа.
В порядке ст. 49 АПК РФ предприниматель заявил отказ от иска в части требований о признании незаконными действий. Отказ от иска судом принят.
В остальной части заявленные требования поддержал, указав на нарушение установленной КоАП РФ процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в том, что заявитель не был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составлялся в отсутствие предпринимателя, копия протокола заявителю не вручалась. Кроме этого заявитель указал, что административным органом нарушено требование Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ при проведении проверки.
Представители Управления Россельхознадзора по Рязанской области заявленные требования не признали, ссылаясь на их необоснованность и на факт совершения заявителем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 10.8 КоАП РФ, ст. 10.6 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя и представителей Управления Россельхознадзора по Рязанской области, суд считает, что требование предпринимателя Б. подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:
из материалов дела следует, что 07.02.2006 заместителем начальника отдела ветеринарного надзора К. в соответствии с распоряжением Управления Россельхознадзора по Рязанской области № 52 от 06.02.2006 была проведена проверка в кафе "Молодежное", принадлежащем предпринимателю Б., расположенном по адресу: Рязанская область, с. Захарово, по вопросу исполнения ветеринарно-санитарных требований и Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". По результатам проверки составлены протоколы № 40 от 07.02.2006, № 281 от 07.02.2006.
Проверкой установлено, что в проверяемом кафе находились на реализации продукты животноводства. При этом у предпринимателя Б. отсутствовало ветеринарное удостоверение, чем нарушена Инструкция о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору животноводческие грузы и объекты, утвержденная Главным госветинспектором РФ 21.11.1996. Кроме этого, в ходе проверки было установлено, что у предпринимателя Б. не имеется ветеринарных свидетельств формы № 2 на мясо (говядину), яйца, чем нарушены требования Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы, утвержденной Минсельхозпродом РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871.
Данные обстоятельства зафиксированы в протоколах:
- отсутствие ветеринарного удостоверения (нарушение Инструкции о порядке выдачи ветеринарных регистрационных и сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору животноводческие грузы и объекты, утвержденной Главным госветинспектором РФ 21.11.1996) - в протоколе № 40 от 07.02.2006;
- отсутствие ветеринарных свидетельств формы № 2 на мясо (говядину), яйца (нарушение требования Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы, утвержденной Минсельхозпродом РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871) - в протоколе № 281 от 07.02.2006.
Протокол № 40 от 07.02.2006 об административном правонарушении по ст. 10.6 КоАП РФ в отношении предпринимателя Б. и протокол № 281 от 07.02.2006 об административном правонарушении по ст. 10.8 КоАП РФ в отношении предпринимателя Б. составлены без участия предпринимателя. Кроме того, в протоколах отсутствуют сведения в отношении конкретных работников кафе, в присутствии которых проведена проверка.
Доказательства вручения предпринимателю Б. либо его представителю копий протоколов отсутствуют.
В протоколах содержится ссылка на отказ от подписи. Однако фамилия конкретного работника, отказавшегося от подписи, не указана.
Факт проведения проверки и составления протоколов в отсутствие предпринимателя представители Россельхознадзора не отрицают.
Доказательства вручения протокола предпринимателю отсутствуют.
По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении № 40 от 07.02.2006, № 281 от 07.02.2006 и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Рязанской области 10.02.2006 приняты постановления по делу об административном правонарушении.
Постановлением № 40 от 10.02.2006 предприниматель Б. привлечен к административной ответственности по ст. 10.6 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 1000 руб.
Постановлением № 281 от 10.02.2006 предприниматель привлечен к ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 руб.
Рассмотрение дела об административном правонарушении проводилось в отсутствие заявителя.
Безусловных доказательств уведомления предпринимателя о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении не имеется.
На извещении о дате и времени рассмотрения имеется отметка об отказе от подписи. Однако не указаны фамилии конкретных лиц, которым предлагалось получить данное извещение.
Предприниматель суду пояснил, что извещение ему было вручено представителями ветнадзора 10.02.2006, во второй половине дня, т.е. после рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с п. 2 - 4 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в редакции от 31.12.2005) требования к пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, безопасности условий их разработки, постановки на производство, изготовления и оборота, безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, устанавливаются соответствующими санитарными правилами и нормами.
Требования к безопасности в ветеринарном отношении определенных пищевых продуктов, безопасности в ветеринарном отношении условий их заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами.
Государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией и в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.
Статьей 13 указанного закона установлено, что государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации, органами государственной хлебной инспекции Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного контроля торговли, качества товаров и услуг и защиты прав потребителей Российской Федерации, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.
Статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ установлены требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках, и указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарносопроводительных документах.
Согласно ст. 20 данного закона при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Пунктом 1 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871, предусмотрено, что настоящая инструкция разработана во исполнение Закона РФ "О ветеринарии", "Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.94 № 706, и является обязательной для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятыми содержанием, эксплуатацией, ловлей, добычей животных, птиц, рыб (других гидробионтов), пчел, а также производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов.
Пунктом 2 данной Инструкции установлено, что подконтрольные госветнадзору грузы (в дальнейшем "грузы") подлежат заготовке, транспортировке, переработке, хранению и реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода и выдаваемых по формам согласно Приложениям № 1 - 9. Ветеринарными свидетельствами формы № 2 сопровождаются грузы, перечисленные в Приложении № 2.1, вывозимые за пределы района (города) при транспортировке по территории Российской Федерации и стран СНГ.
Согласно приказу Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 21.08.1998 № 28 "О порядке оформления ветеринарных свидетельств на продовольственное сырье и пищевые продукты" в перечень продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, подлежащих сопровождению ветеринарным свидетельством формы № 2, входит также мясо, мясные продукты, яйца.
В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871, продукция без сопроводительных ветеринарных документов или сопровождаемая ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным в соответствии с требованием пункта 4.5, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных документов или получения результатов лабораторных исследований, подтверждающих ее ветеринарно-санитарную безопасность.
Поскольку предприниматель Б. в принадлежащем ему кафе, расположенном по адресу: Рязанская область, с. Захарово, осуществлял хранение, переработку и дальнейшую реализацию мяса, яиц, то согласно п. 2 и 3 Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 12.04.1997 № 13-7-2/871, приказу Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 21.08.1998 № 28 "О порядке оформления ветеринарных свидетельств на продовольственное сырье и пищевые продукты", обязан был иметь ветеринарные свидетельства формы № 2 на указанную продукцию.
Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства влечет ответственность, предусмотренную ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил влечет ответственность, предусмотренную ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При проведении проверки и рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением Россельхознадзора по Рязанской области нарушен ряд норм Кодекса РФ об административных правонарушениях при привлечении заявителя к административной ответственности.
Так, согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного органа, факт совершения заявителем административного правонарушения был установлен при осмотре принадлежащего ему торгового помещения, установлении факта реализации продуктов животноводства. Однако, в нарушение требований ст. 27.8 КоАП РФ, при проведении осмотра торгового помещения заявителя протокол осмотра помещения не составлялся, осмотр проводился в отсутствие предпринимателя или его представителя.
Статьей 28.2 КоАП РФ установлены требования к порядку составления протокола об административном правонарушении, и предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В нарушение данной нормы протоколы об административных правонарушениях № 40, № 281 от 07.02.2006 составлены в отсутствие предпринимателя Б., который не приглашался для составления протокола. Ему не разъяснялись права, не вручалась копия протокола.
Статьей 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что безусловных доказательств уведомления предпринимателя о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении не имеется.
На извещении о дате и времени рассмотрения имеется отметка об отказе от подписи. Однако не указаны фамилии конкретных лиц, которым предлагалось получить данное извещение.
Извещение о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении непосредственно предпринимателю не вручалось и не направлялось по его месту жительства.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют вопросы, необходимые для рассмотрения дела, в том числе правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В нарушение указанных норм Управлением Россельхознадзора по Рязанской области не приняты меры по надлежащему извещению заявителя о времени и месте рассмотрения дела, не выяснены причины неявки заявителя для рассмотрения дел об административном правонарушении.
Постановления № 40, № 281 о привлечении предпринимателя Б. к административной ответственности принимались 10.02.2006 в отсутствие предпринимателя, что нарушает его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Поскольку осмотр принадлежащего заявителю торгового помещения производился в момент проверки без участия понятых, протокол осмотра помещения и документов не составлялся, протокол об административном правонарушении составлен без участия предпринимателя Б. либо его уполномоченного представителя, то такие доказательства являются ненадлежащими, и их использование по делу об административном правонарушении, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, недопустимо.
При принятии оспариваемого постановления Управлением Россельхознадзора по Рязанской области также не учтена норма ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное нарушение Управлением Россельхознадзора по Рязанской области процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении, оспариваемое заявителем постановление является незаконным и подлежит отмене. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление Управления Россельхознадзора Рязанской области по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 10.02.2006 № 40 о привлечении предпринимателя Б. к административной ответственности, предусмотренной ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью.
2. Постановление Управления Россельхознадзора Рязанской области по делу об административном правонарушении в области ветеринарии от 10.02.2006 № 281 о привлечении предпринимателя Б. к административной ответственности, предусмотренной ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью.
3. Возвратить предпринимателю Б. госпошлину из федерального бюджета в сумме 100 руб.
4. Решение может быть обжаловано в установленном порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru