Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 30.03.2006 № А54-458/2006-С4
<ДОХОД В ВИДЕ ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОГО БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПО РЕШЕНИЮ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, НЕ ОТНОСИТСЯ К ДОХОДАМ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫМ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, Т.Е. ПОДЛЕЖИТ ВКЛЮЧЕНИЮ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ У БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2006 г. № А54-458/2006-С4

(Извлечение)

Войсковая часть 45179 просит признать незаконным решение Межрайонной ИФНС № 1 по Рязанской области № 1333 от 28.09.2005.
Ходатайство Заявителя о восстановлении срока на обжалование решения, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, судом рассмотрено и удовлетворено, в связи с незначительностью нарушения данного срока.
Налоговая инспекция требование не признает.
Из материалов дела судом установлено: налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной декларации по налогу на прибыль за 2004 г., представленной 04.07.2005 Войсковой частью 45179.
Проверкой установлено, что в отчете о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 10 декларации) указана спонсорская помощь в общей сумме 2632897 руб.
В первоначальной (основной) декларации, представленной 25.03.2005, указанная сумма также значится на листе 10 декларации, уточненная декларация представлена в связи с иными обстоятельствами, не связанными с данной спорной суммой 2632897 руб.
Согласно декларации сумма налога за 2004 г. исчислена в размере 1353535 руб., в том числе с учетом авансовых платежей, к доплате 311043 руб.
Нарушение налогового законодательства налоговый орган усматривает в том, что указанная сумма 2632897 руб. не включена в состав доходов, подлежащих налогообложению.
Проверкой установлено, что спорная сумма поступала в течение 2004 г. от предприятий и муниципальных образований с указанием назначения платежа "спонсорская", "финансовая", "благотворительная", "материальная" и т.п. помощь на проведение мероприятий, посвященных 90-летию Дальней авиации.
По размеру поступившей суммы и использованию на празднование 90-летия Дальней авиации у сторон спора нет.
Спор имеет место в отношении того, подлежит ли данная сумма налогообложению по налогу на прибыль.
По результатам камеральной проверки налоговым органом принято оспариваемое решение от 25.09.2005 № 1333, которым Войсковая часть привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа 24170,46 руб. за неполную уплату налога на прибыль, Войсковой части предложено уплатить налог на прибыль в сумме 631895 руб., пени 26107 руб. 50 коп.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" № 135-ФЗ имеет дату 11.08.1995, а не 11.08.1999.
   ------------------------------------------------------------------

В обоснование принятого решения налоговый орган ссылается на то, что спорная сумма не может быть отнесена ни к безвозмездной помощи согласно ст. 1 Закона от 04.05.1999 № 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии)...", ни к благотворительной помощи в соответствии с Законом от 11.08.1999 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Указанные средства не относятся к целевым, в связи с этим не подлежат исключению из налогооблагаемой базы в соответствии со ст. 251 НК РФ, предусматривающей закрытый перечень средств целевого назначения, не учитываемых при определении налоговой базы.
Оспаривая решение налоговой инспекции, Заявитель первоначально ссылался на то, что спорные денежные средства в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не подлежат налогообложению, поскольку получены в рамках целевого финансирования.
Войсковой частью велся раздельный учет указанных доходов и произведенных расходов.
В соответствии с генеральным разрешением, выданным Министерством финансов РФ Министерству обороны РФ от 02.07.2001 № 187 001/02 и разрешением № 1 от 17.09.2001, выданного Войсковой части, был открыт лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Указанным разрешением определены источники формирования и направления использования этих средств.
Пунктом 13 дополнения от 15.11.2002 № 187 001/02 предусмотрено получение Войсковой частью в соответствии с ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" добровольных пожертвований и целевых взносов. Средства должны быть направлены на цели согласно предназначению в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке.
Войсковая часть указывает на то, что денежные средства использованы в соответствии с назначением, предусмотренным сметой, по этому вопросу у сторон спора нет.
Дополнительно Войсковая часть указывает на то, что спорные денежные средства являются пожертвованиями и в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ также не подлежат налогообложению.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации Войсковая часть является плательщиком налога на прибыль.
Согласно пункту 1 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25.
В соответствии со статьей 248 Кодекса к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (статья 249 Кодекса).
Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса.
В пункте 8 статьи 250 Кодекса, установлено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 14 пункта 1, подпункту 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования; не учитываются целевые поступления в виде вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и отчислений в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевых вкладов, пожертвований, признаваемых таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень средств целевого финансирования, которые не подлежат налогообложению. Данным перечнем не предусмотрены средства, полученные в виде спонсорской, материальной, благотворительной помощи, средства, выделенные из резервных фондов местных бюджетов к юбилейным датам.
В связи с этим спорные денежные суммы не могут быть оценены как полученные в рамках целевого финансирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.
В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве субъектов гражданского права определены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, выступающие в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Войсковая часть не относиться к тем субъектам, которым могут быть сделаны пожертвования, в связи с этим полученные денежные средства не могут быть признаны в качестве пожертвований.
Разрешение Министерства финансов РФ на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе от добровольных пожертвований и указание Министерства обороны о порядке кодификации таких средств не являются решением органа государственной власти, при наличии которого Войсковая часть вправе не учитывать эти доходы при определении налоговой базы. Указанными документами определен лишь порядок учета указанных денежных средств.
Перечень доходов, не подлежащих включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, содержащийся в статьи 251 Кодекса, является закрытым, поэтому любые другие доходы, не перечисленные в этой статье, подлежат налогообложению.
Правомерны доводы налогового органа о невозможности отнесения спорных сумм к безвозмездной помощи, поскольку согласно ст. 1 Закона от 04.05.1999 № 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации..." отсутствуют удостоверения, подтверждающие принадлежность указанных средств к гуманитарной помощи. Не соответствуют и цели использования средств тем целям, которые предусмотрены данным законом (оказание медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным группам населения, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, и т.п.).
Не может быть отнесена данная сумма и к благотворительной помощи, т.к. согласно Закону от 11.08.1999 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительная деятельность осуществляется с целью социальной поддержки и защиты граждан, оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических и иных катастроф и т.п.
Неправомерна ссылка Войсковой части на то, что часть денежных средств получена из средств местного бюджета и в связи с этим не подлежит налогообложению, в частности согласно распоряжению Администрации от 08.04.2004.
В данном случае денежные средства выделялись из резервного фонда Администрации, эти средства нельзя отнести к средствам бюджетов всех уровней, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов.
Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 77 Конституции). Органы местного самоуправления не входят в систему "органов исполнительной власти всех уровней". В соответствии со ст. 132 Конституции органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Таким образом, доход в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов местного самоуправления, не относится к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, т.е. подлежит включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций у бюджетного учреждения.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что спорные денежные средства являются внереализационным доходом Войсковой части и подлежат учету при исчислении налога на прибыль.
Решение налогового органа обоснованно и законно, оснований для признания его недействительным не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В признании недействительным решения Межрайонной ИФНС РФ № 1 по Рязанской области от 28.09.2005 № 1333 о привлечении Войсковой части 45179 к налоговой ответственности, проверенного на соответствие Налоговому кодексу РФ, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение одного месяца со дня изготовления полного текста.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru