Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 17.02.2006 № А54-554/2006-С18
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ И ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ПРИВЛЕЧЕНИИ ИСТЦА К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ, ТАК КАК ПРОПУЩЕН СРОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 01.06.2006 № А54-554/2006-С18 данное решение оставлено без изменения, за исключением вывода мотивировочной части о недопустимости проведения проверки по соблюдению порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в рамках выездной налоговой проверки.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2006 г. № А54-554/2006-С18

(Извлечение)

Колхоз "Борьба" Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области о признании постановления по делу об административном правонарушении от 26.12.2005 № 04-11/226 незаконным и его отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, указав, что налоговым органом при принятии оспариваемого постановления нарушен срок давности привлечения к административной ответственности.
Колхоз заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ. Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
Представитель Межрайонной ИФНС № 9 по Рязанской области по заявленному требованию возражает по доводам, изложенным в отзыве на заявление.
Из материалов дела следует: 21.11.05 старшим госналогинспектором на основании решения от 10.11.05 № 14-02/109 проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение п. 7, 15, 27 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 № 40, выразившееся в накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов.
Данный факт подтверждается:
- расходно-кассовым ордером № 884 от 16.10.2004 на сумму 1000 руб.;
- расходно-кассовым ордером № 914 от 26.10.2004 на сумму 66 руб.;
- расходно-кассовым ордером № 1008 от 18.11.2004 на сумму 210 руб.;
- расходно-кассовым ордером № 1017 от 19.11.2004 на сумму 375 руб.;
- расходно-кассовым ордером № 1048 от 29.11.2004 на сумму 100 руб., принятыми без расписки получателя.
По результатам проверки 19.12.05 сотрудниками налогового органа составлен протокол № 04-11/280 об административном правонарушении.
Копия протокола об административном правонарушении вручена под роспись 19.12.2005 председателю колхоза "Борьба" с извещением о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении колхоза "Борьба", Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области принято постановление по делу об административном правонарушении № 14-11/8771 от 22.06.05, которым колхоз "Борьба" признан виновным в совершении административного правонарушения и привлечен к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, колхоз "Борьба" обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав представителей колхоза, налогового органа, Арбитражный суд признал заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. Принимая решение, суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций регулируются, в частности, Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и другими нормативными актами.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 4 ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете", а не п. 4 ФЗ "О бухгалтерском учете".
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с п. 4 указанного выше закона первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее окончания.
Согласно пунктам 3, 14, 15, 22, 24, 27 "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного Советом Директоров Банка России Решением от 22.09.1993 № 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.
Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.
Все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу, кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан, и отбирает расписку получателя.
Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы.
Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается.
Из приведенных нормативных положений следует, что организации обязаны совершить определенные операции по выдаче наличных денежных средств в день их выдачи.
Как видно из имеющихся в деле документальных доказательств, причиной превышения лимитов явилась выдача наличных денежных средств без расписки получателя.
Исходя из хронологии выдачи расходных кассовых ордеров, приведенных в протоколе и постановлении инспекции, следует, что самой поздней датой является 29.11.2004.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение, предусмотренное ст. 15.1 КоАП РФ, в данном случае считается оконченным 29 ноября 2004 г. Оспариваемое постановление принято налоговым органом 26 декабря 2005 г.
Таким образом, Межрайонной инспекцией ФНС № 9 по Рязанской области нарушен срок привлечения колхоза "Борьба" к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. Наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе и истечение срока давности привлечения к административной ответственности, является в силу п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ безусловным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо вышеперечисленных сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
В нарушение приведенной нормы в обжалуемом постановлении не содержится описаний обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, а именно: отсутствуют сведения о сумме лимита, установленного решением Касимовского отделения "Приовнешторгбанка", а также суммы, на которую лимит превышен. Описание данных обстоятельств отсутствует также и в протоколе по делу об административном правонарушении.
Следует отметить, что в нарушение ст. 29.10 КоАП РФ оспариваемое постановление содержит противоречивые данные о примененной санкции. А именно: в резолютивной части постановления указан размер штрафа 400 минимальных размеров оплаты труда - 40000 руб., тогда как прописью размер штрафа указан тридцать тысяч рублей.
Кроме того, следует отметить ряд нарушений требований КоАП РФ, допущенных налоговым органом в ходе проведения проверки.
Как видно из материалов дела, проверка по соблюдению порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций проведена в рамках выездной налоговой проверки, что недопустимо, поскольку НК РФ и КоАП РФ предусматривают различную процедуру привлечения к ответственности.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, нарушение Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области требований ст. 4.5, 24.5 КоАП РФ, постановление № 04-11/226 от 26.12.2005 по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене, а требование колхоза "Борьба" - удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление Межрайонной инспекции ФНС № 9 по Рязанской области № 04-11/226 от 26.12.2005 по делу об административном правонарушении о привлечении колхоза "Борьба" (Рязанская область) к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб. признать незаконным.
2. Решение может быть обжаловано в установленном порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru