Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 13.02.2006 № А54-8973/2006-С3
<ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО ОСПАРИВАЕМЫЙ НЕНОРМАТИВНЫЙ АКТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НАРУШАЕТ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ИСТЦА ПО ВЛАДЕНИЮ, ПОЛЬЗОВАНИЮ И РАСПОРЯЖЕНИЮ СПОРНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ОСПАРИВАЕМОГО РАСПОРЯЖЕНИЯ ПОДЛЕЖИТ УДОВЛЕТВОРЕНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2006 г. № А54-8973/2006-С3

(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Центральная телекоммуникационная компания" (сокращенное наименование - ОАО "ЦентрТелеком") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области о признании недействительным распоряжения от 23.09.2005 № 247-р "Об отмене решения комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области от 26.10.1994 № 389/1".
Представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ответчика заявленные требования отклонил.
Третье лицо - Отдел внутренних дел Пронского района Рязанской области - отзыва на заявления не представило, в заседание суда не явилось. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Из материалов дела следует, что акционерное общество открытого типа "Электросвязь" (в настоящее время - ОАО "ЦентрТелеком") образовано в процессе приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Рязанской области с федеральной формой собственности.
Приватизация предприятия осуществлялась в соответствии с Постановлением от 22.12.1992 № 1003 "О приватизации предприятий связи", Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 11.06.1992 № 2980-1, а также Указами Президента РФ от 01.07.1992 № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", от 16.11.1992 № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" и от 16.11.1992 № 1390 "О создании Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации", от 29.01.1992 № 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий".
План приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Рязанской области утвержден Комитетом по управлению государственным имуществом по Рязанской области (далее по тексту - КУГИ по Рязанской области) 05.11.1993.
Письмом от 19.10.1994 № 4 - 2 (том 1 лист дела 9) АООТ "Электросвязь" сообщило КУГИ по Рязанской области о том, что в связи с особенностями бухгалтерского учета в ГПСИ "Россвязьинформ" на 1 июля 1992 г. при формировании основных средств по группам в актах оценки имущества, приложения 1 - 9 к плану приватизации, утвержденному КУГИ по Рязанской области 05.11.1993, стоимость трех зданий Рязанского ЗУС в Пронском районе на сумму 408,0 тыс. руб. ошибочно включены в акт оценки стоимости машин и механизмов (приложение 3) вместо акта оценки стоимости зданий и сооружений (приложение 1) и просило КУГИ по Рязанской области внести изменения в упомянутые акты (приложения 1, 3) без изменения общей стоимости основных средств по строке 010 баланса на 01.07.1992 - 105777000 руб.
Решением КУГИ по Рязанской области от 26.10.1994 № 389/1 "О внесении изменений в акты оценки имуществу ГПСИ "Россвязьинформ" при приватизации" были внесены изменения в план приватизации ГПСИ "Россвязьинформ", которые касались приложений 1 и 3 к плану приватизации.
Согласно указанному Решению, в приложение № 1 "Акт оценки стоимости зданий и сооружений" были внесены изменения в столбцы "Первоначальная (балансовая) стоимость", "Фактический физический износ" и "Остаточная стоимость" по разделу "Здания", а также в подраздел "Рязанский ЗУС" были включены производственные здания в п. Новомичуринск и в п. Пронск и гараж в п. Новомичуринск. Также были внесены изменения в Акт оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств (Приложение № 3).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области № 247-р от 23 сентября 2005 года было отменено решение комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области от 26.10.1994 № 389/1 "О внесении изменений в акты оценки имущества ГПСИ "Россвязьинформ" при приватизации".
Указанным распоряжением ОАО "ЦентрТелеком" обязано передать по акту приема-передачи недвижимое имущество: производственное здание, гараж в г. Новомичуринске; производственное здание в г. Пронске.
Не согласившись с распоряжением, ОАО "ЦентрТелеком" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд признал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. Принимая решение, суд исходил из следующего.
Согласно пункту 3.4 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации от 01.07.1997, утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 № 1535, внесение в планы приватизации вытекающих из Основных положений изменений сроков и способов продажи акций осуществляется постоянно действующей комиссией по внесению изменений в планы приватизации, создаваемой совместно соответствующими комитетом по управлению имуществом и фондом имущества. Иные изменения и дополнения в ранее утвержденные планы приватизации вносятся комитетами по управлению имуществом с обязательным уведомлением соответствующих финансовых органов и приватизируемых предприятий.
Из пункта 3.4 указанных Основных положений следует, что комитеты по управлению имуществом были правомочны вносить изменения и дополнения в ранее утвержденные планы приватизации, за исключением изменения сроков и способов продажи акций.
Судом установлено, что изменения плана приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Рязанской области были произведены вследствие того, что при формировании основных средств по группам в актах оценки имущества, приложения 1 - 9 к плану приватизации, стоимость трех зданий Рязанского зонального узла связи (Рязанского ЗУС) в Пронском районе на сумму 408 тыс. руб. была ошибочно включена в акт оценки стоимости машин и механизмов (Приложение № 3), а не в акт оценки стоимости зданий и сооружений (приложение № 1).
При этом в приложении № 4 к плану приватизации (Акт оценки общей стоимости основных средств) балансовая стоимость средств, принадлежащих Рязанскому ЗУС, отражена в полном объеме, включая и спорные объекты.
Подтверждением этому является баланс Рязанского ЗУС по состоянию на 01.07.1992, акт оценки стоимости зданий и сооружений Рязанского ЗУС по состоянию на 01.07.1992, акт оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств Рязанского ЗУС, акт оценки общей стоимости основных средств Рязанского ЗУС, акт оценки стоимости имущества предприятия по Рязанскому ЗУС, Реестр недвижимого имущества (зданий, сооружений и помещений) Рязанского ЗУС и дополнение к реестру недвижимого имущества по состоянию на 01.07.1992, а также акты оценки общей стоимости основных средств на 1 июля 1992 г. структурных подразделений ГПСИ "Россвязьинформ".
В балансе предприятия № 26 Рязанского ЗУС по состоянию на 01.07.1992 в строке "Основные средства" на конец отчетного периода указана стоимость основных средств в размере 7169314 руб.
В указанную сумму включаются:
первоначальная балансовая стоимость 1322,5 тыс. руб. зданий и сооружений (5 столбец акта оценки стоимости зданий и сооружений Рязанского ЗУС по состоянию на 01.07.1992);
первоначальная балансовая стоимость 5846,8 тыс. руб. машин, оборудования и других основных средств (5 столбец акта оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию 01.07.1992).
В прилагающемся к акту оценки стоимости зданий и сооружений Рязанского ЗУС по состоянию на 01.07.1992 Реестре недвижимого имущества (зданий, сооружений и помещений) Рязанского ЗУС и дополнении к Реестру недвижимого имущества по состоянию на 01.07.1992 спорные здания учтены.
Тот факт, что спорное здание, расположенное по адресу: Рязанская область, п. Новомичуринск Пронского района, вошло в состав недвижимого имущества ГПСИ "Россвязьинформ", подлежащего приватизации, подтверждается актом приема-передачи от 31.08.1993, в соответствии с которым было произведено выделение из состава ГПСИ "Россвязьинформ" подразделений почтовой связи для создания на их базе Управления Федеральной почтовой связи Рязанской области (УФПС).
Согласно приложению № 4 "По закреплению и передаче на баланс ГПСИ и УФПС площадей совмещенных ОС" к указанному акту приема-передачи отделение связи в п. Новомичуринске Пронского района площадью 4000 м2 было разделено на две части. На баланс УФПС была передана часть здания площадью 502,4 м2, а часть здания площадью 3497,6 м2 осталась на балансе ГПСИ "Россвязьинформ".
В плане приватизации спорное имущество не отражено, как не подлежащее приватизации.
Внесенные в план приватизации изменения не касались сроков и способов продажи акций. Данные изменения не повлияли на размер уставного капитала, определенный при утверждении плана приватизации.
На основании изложенного, общая стоимость зданий в г. Новомичуринске и в г. Пронске и гаража в г. Новомичуринске в сумме 408,1 тыс. руб. была включена в план приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" (приложения 3 и 4 к плану приватизации) и, соответственно, была включена в уставный капитал АООТ "Электросвязь" Рязанской области.
Довод ответчика о том, что КУГИ по Рязанской области не вправе было через год после преобразования ГПСИ "Россвязьинформ" в акционерное общество принимать решение о внесении изменений в план приватизации, не правомерен, поскольку Решение КУГИ по Рязанской области от 26.10.1994 № 389/1 "О внесении изменений в акты оценки имуществу ГПСИ "Россвязьинформ" при приватизации" лишь закрепило существующее положение, так как при утверждении плана приватизации и актов оценки стоимость спорного имущества уже была включена в величину уставного капитала.
Ссылка ответчика на то, что при внесении в 1994 г. изменений в план приватизации, утвержденный в 1992 г., КУГИ Рязанской области не могло руководствоваться законодательством о приватизации, действовавшим на момент внесения изменений в план приватизации, не состоятельна.
Исходя из п. 10 Указа Президента РСФСР от 18.08.1996 № 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" окончанием срока приватизации считается последняя из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций либо окончания их закрепления в государственной собственности.
Согласно подпункту 1.5 пункта 1 раздела IV Плана приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Рязанской области доля обыкновенных акций, входящих в состав контрольного пакет акций, закрепленных в федеральной собственности, определена в размере 38% от уставного капитала преобразованного предприятия.
Данный контрольный пакет акций был передан Управлением федеральной собственности и управления государственными пакетами акций Госкомимущества России открытому акционерному обществу "Связьинвест" г. Москвы в оплату его уставного капитала согласно распоряжению ГКИ РСФСР от 01.09.1995 № 1225-р. В связи с изложенным, датой окончания приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Рязанской области является октябрь 1995 г.
Поскольку приватизация акционерного общества была закончена в 1995 г., КУГИ Рязанской области было вправе внести в 1994 г. изменения в план приватизации, утвержденный в 1992 г., руководствуясь законодательством о приватизации, действовавшим на момент внесения изменений в план приватизации. Изменение плана приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Рязанской области в 1994 году до фактического окончания приватизации не является нарушением действовавшего в то время законодательства о приватизации.
Таким образом, КУГИ Рязанской области не превысило свои полномочия, приняв решение от 26.10.1994 № 389/1 "О внесении изменений в акты оценки имущества ГПСИ "Россвязьинформ" при приватизации".
В соответствии со ст. 217 ГК РФ одним из оснований для приобретения права собственности является приватизация государственного имущества.
Как следует из материалов дела, заявитель имеет права собственника на спорные здания, которые были приобретены им в соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ на основании плана приватизации, утвержденного в 1992 г.
Право собственности на спорное имущество зарегистрировано за ОАО "Центртелеком" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.09.2003, о чем сделаны записи о регистрации № 62-01/11-77/2003-242, № 62-01/11-77/2003-243, № 62-01/11-77/2003-240 Рязанской областной регистрационной палатой.
Сделка по приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области не признана недействительной, а зарегистрированное право собственности заявителя на спорные здания в судебном порядке не оспорено.
В силу ст. 209 ГК РФ заявителю принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Исследовав по делу представленные доказательства, суд пришел к выводу, что спорное распоряжение по своей сути направлено на прекращение права собственности заявителя на принадлежащие ему спорные здания.
Ответчик превысил свои полномочия, приняв распоряжение об изъятии спорных зданий из состава имущества акционерного общества и уменьшении тем самым размера его уставного капитала.
Между тем прекращение права собственности в соответствии со ст. 235 ГК РФ возможно только в случаях, предусмотренных законом.
Такое основание прекращения права собственности на имущество, как издание органом исполнительной власти распоряжения, законом не предусмотрено.
Согласно ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого постановления закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший оспариваемый акт.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области не представило доказательства правомерности принятия своего распоряжения.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Принимая во внимание, что оспариваемый ненормативный акт Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области, не соответствует требованиям ст. 209, 217, 235 Гражданского кодекса РФ и пункту 3.4 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации от 01.07.1997, утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 № 1535, и нарушает права и интересы ОАО "Центртелеком" по владению, пользованию и распоряжению спорным имуществом, заявление о признании недействительным оспариваемого распоряжения подлежит удовлетворению.
Госпошлина, уплаченная ОАО "Центртелеком" при подаче заявления, подлежит возврату на основании п. 5 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области от 23.09.2005 № 247-р "Об отмене решения комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области от 26.10.1994 № 389/1", проверенное на соответствие Гражданскому кодексу РФ, Основным положениям государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации от 01.07.1997, утвержденным Указом Президента РФ от 22.07.1994 № 1535, признать недействительным.
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Центральная телекоммуникационная компания".
2. Возвратить открытому акционерному обществу "Центральная телекоммуникационная компания" в лице Рязанского филиала, расположенного по адресу: Рязань ул. Щедрина, д. 43, из дохода федерального бюджета 2000 руб., перечисленные в уплату государственной пошлины по платежному поручению от 18.11.2005 № 8464.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня его принятия. Решение, вступившее в законную силу может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru