Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 27.01.2006 № А54-4926/03-С2
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ТРЕБОВАНИЯ ИСТЦА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ТАК КАК ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СЛЕДУЕТ, ЧТО ПРИ НЕИСЧИСЛЕНИИ И НЕУДЕРЖАНИИ НАЛОГОВЫМ АГЕНТОМ НАЛОГА НА НЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВОЗЛОЖЕНА ОБЯЗАННОСТЬ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПОСКОЛЬКУ ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПО УПЛАТЕ НАЛОГА СВЯЗАНА ТОЛЬКО С ФАКТОМ УДЕРЖАНИЯ ЭТОГО НАЛОГА ИЗ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2006 г. № А54-4926/03-С2

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС РФ № 1 по г. Рязани о признании недействительными решения инспекции от 17.11.03 № 12-14/10851 и требований от 17.11.03 № 12-14/10852 и 12-14/10853.
Инспекция в отзыве не признала заявление общества, указав на отсутствие оснований для оспаривания вышеперечисленных ненормативных актов налогового органа.
В заседании Арбитражного суда представитель общества поддержал заявление, указав на неправомерность решения и требований налогового органа о начислении и предъявлении к оплате обществу, выполняющему обязанности налогового агента, налога на добавленную стоимость в сумме 762066 руб., пени в сумме 33131,2 руб. и штрафных санкций в сумме 152000 руб. за неперечисление в бюджет налоговым агентом налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса РФ.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль" г. Рязани (реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ", Республика Татарстан) 20 августа 2003 г. представило Межрайонной инспекции МНС РФ № 1 по г. Рязани (правопреемником которой является Межрайонная инспекция ФНС РФ № 1 по Рязанской области) декларацию по налогу на добавленную стоимость за июль 2003 года.
В силу части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом Арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) Арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии Арбитражного процесса.
Участвующими в деле лицами представлены доказательства, свидетельствующие о реорганизации заявителя и налогового органа. С учетом представленных документов надлежащим заявителем по делу следует считать общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" Республики Татарстан (в лице Рязанского филиала) и надлежащим заинтересованным лицом - Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 1 по Рязанской области.
По представленной декларации и полученным документам инспекцией проведена камеральная проверка, по результатам которой принято решение от 17.11.03 № 12-14/10851. Согласно решению инспекции обществу начислен налог на добавленную стоимость за июль 2003 г. в сумме 762066,0 руб., пени в сумме 33131,2 руб. за нарушение срока уплаты начисленного налога и штрафные санкции в сумме 152000 руб. за неперечисление в бюджет налоговым агентом подлежащего начислению и уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса РФ. Основанием для начисления НДС, пени и штрафа явилось, по мнению инспекции, налоговое правонарушение, заключающееся в неисчислении и неуплате в бюджет обществом как налоговым агентом налога на добавленную стоимость в связи с арендой муниципального и государственного имущества (нарушение обществом требований пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ).
Общество не согласилось с решением инспекции и требованиями от 17.11.03 о добровольной оплате вышеперечисленных сумм налога, пени и штрафных санкций, пояснив, что налог на добавленную стоимость в полном объеме перечислен в доходы бюджетов в составе арендной платы за пользование муниципальным и государственным имуществом. Повторное требование налогового органа о начислении и уплате НДС, дополненное требованиями об уплате пени и штрафа, является неправомерным. В обоснование своей позиции налоговый агент представил копии платежных поручений на перечисление в бюджет арендной платы за июль 2003 г. (платежное поручение от 21.07.03 № 1668 на сумму 10330,3 руб., платежное поручение от 23.07.03 № 1720 на сумму 400000 руб. и платежное поручение от 25.07.03 № 1740 на сумму 3400000 руб.). В судебном заседании представитель общества пояснил, что в структуре арендной платы за июль 2003 г., в общей сумме 3800000 руб., в доход федерального бюджета перечислен также НДС в сумме 633333,3 руб. Ошибочное включение в состав арендной платы НДС не может служить основанием для его дополнительного начисления и уплаты, т.к. интересы бюджета в этом случае не ущемлены.
Оценив материалы дела и доводы представителя заявителя, Арбитражный суд находит требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с договором аренды недвижимого имущества № 2222002 от 02.12.02, заключенным между Управлением муниципальным имуществом администрации г. Рязани и обществом с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль", общество является арендатором муниципального имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Рязань. Размер месячной арендной платы на 2003 год установлен сторонами договора в сумме 3443,4 руб.; кроме того, НДС в сумме 688,6 руб. Платежным поручением от 21.07.03 № 1668 общество перечислило в доход местного бюджета арендную плату за 3 квартал 2003 г. в сумме 10330,3 руб. и платежным поручением от 22.07.03 № 1669 налог на добавленную стоимость (в платежном документе ошибочно указан налог на доходы физических лиц) за этот же период в сумме 2066,0 руб.
В соответствии с долгосрочным договором аренды недвижимого имущества № 9211002 от 30.12.92, заключенным между Рязанским областным комитетом по управлению государственным имуществом и товариществом с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (правопреемник - ООО "Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль"), и дополнительными соглашениями к нему ООО "Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль" являлось арендатором государственного имущества. Годовая арендная плата на 2003 год установлена сторонами в сумме 46952606 руб., сумма НДС в договоре не выделена. В июле 2003 года в счет арендной платы перечислено 3800000 руб. В платежных поручениях НДС также не выделен.
В соответствии с положениями статей 148, 149 Налогового кодекса РФ операции по передаче имущества в аренду облагаются НДС.
Согласно пункту 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В рассматриваемом случае на основании текста самого договора аренды невозможно разрешить вопрос о наличии или отсутствии НДС в составе арендных платежей.
Суд считает, что при разрешении данного налогового спора следует исходить из действительной воли и интереса субъектов данных отношений, связанных с заключением договора аренды и формированием его условий, с учетом анализа всех обстоятельств при установлении факта уплаты НДС. Сам по себе факт невыделения НДС в платежных поручениях либо запись в платежном поручении "НДС не предусмотрен" не являются безусловным доказательством неуплаты налога в бюджет. Суд считает, что аналогичное отсутствие в тексте договора аренды прямого указания относительно НДС не может служить основанием для заключения об отсутствии НДС в структуре арендных платежей.
Из материалов дела судом также установлено, что согласно договору № 25/11 от 25.11.01 региональное агентство оценки "Экспертиза" произвело оценку рыночной стоимости имущественного комплекса ОАО "Ново-Рязанская ТЭЦ" по состоянию на 01.12.01. Рыночная стоимость государственного имущества, арендованного ОАО "Ново-Рязанская ТЭЦ", по состоянию на 01.12.01 составляет 344547200 руб., в том числе НДС (20%) - 57424533,3 руб. Рыночная стоимость имущества, приобретенного за счет прибыли ОАО "Ново-Рязанская ТЭЦ" по состоянию на 01.12.01 составляет 649920600 руб., в том числе НДС (20%) - 108320100,0 руб.
Согласно письму КУГИ Рязанской области от 22.02.02 № 636/02-27 на устный вопрос правопреемника - общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" - о выделении налога на добавленную стоимость в расчете арендной платы на 2002 год, после подписания дополнительного соглашения № 8 от 07.12.01 к договору аренды, КУГИ Рязанской области сообщает, что налог уже учтен в оценке рыночной стоимости переданного в аренду федерального имущества. В этом случае НДС исчисляется расчетным путем из общей суммы годовой арендной платы на 2002 год.
В соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ при удержании налога налоговые агенты применяют ставку, определяемую расчетным методом.
Исходя из названных норм закона, невыделение в сумме арендной платы в договоре и платежном документе налога на добавленную стоимость не означает, что сумма НДС не входила в состав перечисленной в бюджет арендной платы, поскольку в силу закона арендная плата для целей налогообложения в данном случае определяется с учетом НДС.
При таких обстоятельствах следует считать доказанным тот факт, что неудержанная налоговым агентом сумма НДС перечислена им в доход федерального бюджета по платежным поручениям о перечислении арендной платы от 23.07.03 № 1720 на общую сумму 400000 руб. и от 25.07.03 № 1740 на сумму 3400000 руб.
Таким образом, нарушение обществом предусмотренной законом обязанности налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и отдельному перечислению в бюджет НДС не влечет повторного взыскания с налогового агента налога, пени и штрафных санкций.
Согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговым агентом перечисляются в бюджет только суммы удержанных с дохода налогоплательщика налогов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 173 НК РФ сумму НДС уплачивают за счет средств, подлежащих перечислению арендодателю.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 45, пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, считается неисполненной по уплате налога обязанность налогоплательщика, т.е. налогоплательщик является должником перед бюджетом как лицо, получившее оплату за товар, работу, услугу вместе с неудержанным налогом.
Из названных норм закона следует, что при неисчислении и неудержании налоговым агентом налога, на него не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств, поскольку обязанность налогового агента по уплате налога связана только с фактом удержания этого налога из средств налогоплательщика-арендодателя.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для начисления налоговому агенту НДС, пени и штрафа по оспариваемым ненормативным актам налогового органа от 17.11.03.
В силу части 2 ст. 201 АПК РФ в случае, если оспариваемый ненормативный акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
Учитывая правомерность требований заявителя и руководствуясь ст. 167, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать надлежащим заявителем по делу общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ", Р. Татарстан, г. Казань.
2. Признать надлежащим заинтересованным лицом по делу Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 1 по Рязанской области.
3. Признать недействительными как не соответствующие положениям Налогового кодекса РФ следующие ненормативные акты Межрайонной инспекции МНС РФ № 1 по г. Рязани:
решение от 17.11.03 № 12-14/10851,
требования инспекции от 17.11.03 № 12-14/10852 и 12-14/10853.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 1 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" г. Казани (Рязанский филиал), вызванные принятием решения и требований инспекции от 17.11.03.
4. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Рязанскому филиалу) из федерального бюджета денежные средства в сумме 3000 руб., перечисленные в уплату госпошлины по платежным поручениям от 18.11.03 № 2756 и от 15.12.03 № 058.
5. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru