Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 19.11.2005 № А54-5119/2005-С10
<ОТСУТСТВИЕ В БЮДЖЕТЕ НЕОБХОДИМЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ Г. РЯЗАНИ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОБЯЗАННОСТИ ПО КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2005 г. № А54-5119/2005-С10

(Извлечение)

МП "ЖЭУ № 18" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Финансово-казначейскому управлению Рязанской области при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани, ФКУ администрации г. Рязани, МП "КВЦ" г. Рязани о взыскании убытков в сумме 1710588 руб. 29 коп. за предоставленные в 2003 и 2004 гг. в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" льготы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Определением от 10.10.2005, в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области.
В судебном заседании 26.10.2005, по ходатайству истца, в порядке ст. 47 АПК РФ, была произведена замена ненадлежащего ответчика (Финансово-казначейского управления Рязанской области) на надлежащего (Субъект Российской Федерации - Рязанская область, в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области), ФКУ Рязанской области, в порядке ст. 51 АПК РФ, по инициативе суда привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Истец исковые требования поддерживает в полном объеме, указывая на исполнение муниципальным предприятием требований Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - ФЗ "О ветеранах"), в соответствии с которым жители г. Рязани, имеющие право на льготу, оплачивают услуги жилищно-коммунального хозяйства в размере 50% от установленного тарифа. Истец также указал на то, что за период с января 2003 г. по декабрь 2004 г. общий размер понесенных предприятием фактических затрат от применения льготного тарифа по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства составил 1710588 руб. 29 коп., понесенные предприятием расходы не возмещены за счет бюджетных средств.
Ответчик против удовлетворения иска возражает, указывая на то, что денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" в 2003 и 2004 гг. выделялись в объеме, недостаточном для компенсации расходов.
Представитель ФКУ Рязанской области возражает против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что истцом не доказан факт осуществления им соответствующих расходов, их объем, прямое отношение к оказанию услуг именно льготной категории граждан, указывает, что факт наличия убытков и их размер не подтверждены первичными бухгалтерскими документами. Ссылаясь на ст. 124 ГК РФ и ст. 239 БК РФ, представитель ФКУ Рязанской области полагает, что обязанность по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм и при отсутствии данных средств в бюджете он не может рассматриваться как причинитель вреда. Кроме того, представитель ФКУ Рязанской области указывает на то обстоятельство, что обязанность по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм, что Рязанская область в 2003 и 2004 гг. выполнила в полном объеме.
Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани в отзыве на исковое заявление заявленные требования поддержало, указывая на то, что согласно подпункту "а" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы от предоставления льгот по оплате жилья и капитального ремонта, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Исходя из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ФЗ "О ветеранах", в обязанности органов местного самоуправления не входит возмещение из местных бюджетов выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилья и капитального ремонта. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, которые должны быть предусмотрены в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ.
Представитель МП "Кустовой вычислительный центр" (далее по тексту - МП "КВЦ") подтвердил наличие задолженности бюджета Рязанской области за 2003 и 2004 гг. перед истцом. Также пояснил суду, что с истцом заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета, расчет выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства МП "КВЦ" делает с учетом всех понижающих коэффициентов и благоустройства жилья.
Из представленных в материалы дела документов следует.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление № 18" (МУП "ЖЭУ № 18") зарегистрировано в качестве юридического лица распоряжением Префекта Октябрьского округа г. Рязани № 275 от 30.07.1992 за № 7660. Решением Рязанского городского Совета от 12.02.2004 № 957 МУП "ЖЭУ № 18" переименовано в муниципальное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление № 18 города Рязани" и утверждена новая редакция Устава. В соответствии с п. 2.2 Устава основными видами деятельности предприятия являются эксплуатация, техническое обслуживание, профилактика, текущий ремонт конструктивных элементов и систем инженерного оборудования жилого фонда и нежилых зданий, капитальный ремонт.
В период с января 2003 г. по декабрь 2004 г. МП "ЖЭУ № 18 города Рязани" осуществляло эксплуатацию, содержание, техническое обслуживание жилого фонда.
МУП "ЖЭУ № 18" (в настоящее время МП "ЖЭУ № 18 города Рязани") и Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани заключили договоры на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства № 38 от 28.02.2003 и № 30 от 02.02.2004, по условиям которых Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани обязалось перечислять МП "ЖЭУ № 18 города Рязани" денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, обслуживаемым МП "ЖЭУ № 18 города Рязани" и имеющим право на льготы по ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ и по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 № 181-ФЗ в соответствии с Постановлением Главы администрации Рязанской области от 25.10.2002 № 40 "Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах" и Соглашениями № 29 от 26.12.2002 и от 05.01.2004 между Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани и Управлением социальной защиты населения Рязанской области (п. 1.1 и п. 2.1.1 договора). Срок действия данных договоров установлен - с 01.01.2003 по 31.12.2003 и с 01.01.2004 по 31.12.2004 соответственно.
Пунктом 3 данных договоров стороны установили порядок расчетов, согласно которому возмещение вышеуказанных расходов производится Управлением социальной защиты населения Рязанской области путем перечисления денежных средств Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани, которое в свою очередь перечисляет денежные средства на расчетный счет МП "ЖЭУ № 18 города Рязани".
В соответствии с данными, представленными Управлением социальной защиты населения Рязанской области, прогнозируемый объем расходов на реализацию ФЗ "О ветеранах" предполагался на 2003 г. - 561356 тыс. руб., на 2004 г. - 732611 тыс. руб. Фактически же произведено финансирование в 2003 г. - 319434 тыс. руб. и в 2004 г. - 377183 тыс. 700 руб.
Расходы от предоставления льгот по реализации ФЗ "О ветеранах" были частично компенсированы истцу в сумме 2824478 руб. 58 коп.
На 01.01.2005 сумма некомпенсированных расходов от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с ФЗ "О ветеранах", составила 1710588 руб. 29 коп, в связи с чем истец, руководствуясь ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ, обратился в Арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
За период с 01.01.2003 по 31.12.2004 МП "ЖЭУ № 18 города Рязани", исполняя требования ФЗ "О ветеранах", оказывало жилищные и коммунальные услуги жителям г. Рязани, имеющим право на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг, с предоставлением 50% скидки от установленного тарифа. В связи с чем понесло расходы в размере 4535066 руб. 87 коп.
Возмещение расходов осуществлялось согласно договорам на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства № 38 от 28.02.2003 и № 30 от 02.02.2004. Данные договоры заключены во исполнение Постановления главы администрации Рязанской области от 25.10.2002 № 40 "Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах".
Пунктом 3 данных договоров стороны установили порядок расчетов, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот категориям граждан, имеющим право на льготы в соответствии с вышеуказанным законом, производится Управлением социальной защиты населения Рязанской области путем перечисления денежных средств, платежным поручением через банковские учреждения на расчетный счет Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани. Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани в свою очередь перечисляет на расчетный счет МП "ЖЭУ № 18 города Рязани" сумму средств, рассчитанную с учетом коэффициента распределения, в зависимости от поступивших из Управления социальной защиты населения Рязанской области денежных средств. Счет выписывается МП "ЖЭУ № 18 города Рязани" на основании документов о фактически предоставленных льготах на оплату услуг.
Во исполнение условий данных договоров возмещения расходов в рамках финансирования Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани были произведены в сумме 2824478 руб. 58 коп.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" части 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей в спорный период, расходы на льготную оплату жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ независимо от вида жилищного фонда.
Следовательно, реализация данного вида льгот на территории Рязанской области должна осуществляться органами государственной власти Рязанской области за счет средств областного бюджета, на местные бюджеты такие расходы не возлагаются. Полномочия Рязанской области по реализации Федерального закона "О ветеранах" могут быть переданы органам местного самоуправления при соблюдении установленных действующим законодательством процедур.
В силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете соответствующего уровня. На основании п. 2 этой же статьи увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате реализации решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, компенсируется органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Абзацем 11 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
Отношения между субъектом и муниципальным образованием оформлены Соглашениями № 29 от 26.12.2002 и от 05.01.2004 о сотрудничестве по возмещению расходов при реализации Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О ветеранах".
Согласно законам Рязанской области "Об областном бюджете на 2003 год" и "Об областном бюджете на 2004 год" расходы на реализацию льгот, установленных ФЗ РФ "О ветеранах", определены на 2003 г. в сумме 319434 руб. и на 2004 г. в сумме 377183,70 тыс. руб.
Все денежные средства, поступившие из органов социальной защиты субъекта РФ были перечислены истцу, однако из-за недостаточности финансирования возмещение осуществлено не в полном объеме. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами.
Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области.
Отсутствие в бюджете Рязанской области необходимых денежных средств для предоставления населению г. Рязани льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг не является основанием для освобождения от обязанности по компенсации расходов предприятия, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Доводы ФКУ Рязанской области о том, что взыскание с бюджета денежных средств возможно только в случае, если эти средства были заложены в качестве бюджетных обязательств субъекта РФ, но не исполнены им по какой-либо причине, а также о том, что обязанность субъекта РФ по компенсации вышеуказанных расходов существует только в пределах заложенных в бюджете сумм, не принимаются судом во внимание, поскольку то обстоятельство, что ФКУ Рязанской области не предусмотрело в бюджете субъекта РФ денежных средств, необходимых для компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности по возмещению убытков за счет средств бюджета субъекта РФ. Обязанность по возмещению этих расходов возложена на ответчика Федеральным законом "О ветеранах" и каких-либо исключений или случаев освобождения от данной обязанности Закон не предусматривает. В противном случае реализация указанного Федерального закона ставится в зависимость от воли ответчика, что является недопустимым, поскольку противоречит принципу верховенства закона.
В случаях, когда законы о предоставлении льгот не обеспечиваются бюджетными средствами, у лиц, исполнивших данные законы, возникают убытки по причине незаконных действий (бездействия) государственных органов, не предусмотревших в бюджете денежные средства, необходимые для обеспечения данных законов.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Постановлением Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154 на Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области возложены полномочия по представлению в Арбитражных судах Российской Федерации интересов казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг. в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
Финансово-казначейскому управлению Рязанской области вышепоименованным постановлением, начиная с 01.01.2005 и до исполнения решений судов по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг., предписано предусматривать дополнительные денежные средства на исполнение решений судов по указанным в постановлении искам и направлять их Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области за счет ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете Рязанской области в порядке, установленном Правительством Рязанской области.
Следовательно, по искам о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот в 2003 - 2004 гг., Управление защиты населения Рязанской области является надлежащим ответчиком.
Фактический размер убытков МП "ЖЭУ № 18 города Рязани" по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за период с 01.01.2003 по 31.12.2004 составляет 1710588 руб. 29 коп. Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела документами, в том числе: списками граждан, имеющих права на льготы, справками о суммах фактически предоставленных льгот и ведомостями выпадающих доходов за период с 01.01.2003 по 31.12.2004.
Представитель МП "Кустовой вычислительный центр", оказывающего в соответствии с договором № 286 от 01.10.2002 МП "ЖЭУ № 18 города Рязани" услуги по ведению бухгалтерского учета в части информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению и учету платежей, сбору средств от населения, в судебном заседании также подтвердил обоснованность требований в заявленной сумме.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом неоднократно предлагалось ответчику произвести контррасчет размера исковых требований. Ответчик не представил суду контррасчет размера некомпенсированных расходов истца от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Ответчиком также не представлены документально подтвержденные возражения в отношении спорной суммы, в связи с чем довод ответчика о неподтвержденности суммы заявленных требований не принимается судом во внимание. Истцом и третьим лицом (МП "КВЦ"), являющимся специализированной организацией по выполнению автоматизированного расчета начислений по видам льгот, представлена в материалы дела достаточная первичная документация, позволяющая произвести необходимые расчеты.
Вместе с тем ответчик, считая представленные в материалы дела документы недостаточными, вправе самостоятельно обратиться в соответствующие органы и службы, либо при соответствующих обстоятельствах ходатайствовать об истребовании необходимых документов перед судом.
Учитывая вышеизложенное, суд находит требование истца о взыскании с субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области из средств бюджета Рязанской области убытков в сумме 1710588 руб. 29 коп. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку последний освобожден от уплаты госпошлины в силу ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 171 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны субъекта РФ - Рязанской области в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области из средств бюджета Рязанской области в пользу муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление № 18" города Рязани убытки в сумме 1710588 руб. 29 коп.
2. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru