Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Рязанского областного суда от 17.11.2005
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗАЦ 5 РАЗДЕЛА 2, АБЗАЦ 3 П. 10 РАЗДЕЛА 4 ПРИЛОЖЕНИЯ № 2 И ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 206 "О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.02.2006 № 6-Г06-1 данное решение отменено и вынесено новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора отказано.



РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2005 года

(Извлечение)

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Рязанской области о признании недействующими - абзац 5 раздела 2, абзац 3 п. 10 раздела 4 Приложения № 2 и Приложение № 3 к Постановлению Правительства Рязанской области от 31 декабря 2004 года № 206 "О межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков" (в редакции Постановлений Правительства Рязанской области от 29.04.2005 № 89, от 20.05.2005 № 102, от 17.06.2005 № 139, от 23.09.2005 № 221),

установил:

Прокурор Рязанской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Постановления Правительства Рязанской области от 17 июня 2005 года № 139 "О внесении дополнений и изменений в Постановление Правительства Рязанской области № 206 от 31.12.2004 "О межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков".
В ходе рассмотрения дела Правительством Рязанской области в Постановление № 206 от 31.12.2004 вновь внесены изменения, и оспариваемые положения стали действовать в иной редакции, в связи с чем прокурор уточнил свои требования и просил признать недействующими абзац 5 раздела 2, абзац 3 п. 10 раздела 4 Приложения № 2 и Приложение № 3 к Постановлению Правительства Рязанской области от 31 декабря 2004 года № 206 "О межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков" (в редакции Постановлений Правительства Рязанской области от 29.04.2005 № 89, от 20.05.2005 № 102, от 17.06.2005 № 139, от 23.09.2005 № 221).
В обоснование своих требований прокурор указал, что 21 декабря 2004 года Правительством Рязанской области принято Постановление № 206 "О межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков", которое опубликовано в газете "Рязанские ведомости" 20 января 2005 года № 10 - 11.
17 июня и 23 сентября 2005 года приняты Постановления № 139, 221 "О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области № 206 от 31 декабря 2004 года..." которые опубликованы в газете "Рязанские ведомости".
Внесенными изменениями введена и утверждена форма инвестиционного контракта, заключаемого между Правительством Рязанской области и застройщиками земельных участков (Приложение № 3 к Постановлению № 206); на межведомственную комиссию, решающую вопросы по предоставлению земельных участков, возложена задача по составлению с застройщиками инвестиционных контрактов (абзац 5 раздела 2 "Положения о межведомственной комиссии..." Приложение № 2), а правовое управление аппарата Губернатора и Правительства Рязанской области осуществляют подготовку инвестиционных контрактов (абзац 3 п. 10 раздела 4 Приложения № 2).
В силу этих нормативных актов граждане и юридические лица, изъявившие желание получить земельный участок для строительства, заключают с Правительством Рязанской области инвестиционные контракты, по которым на них возлагается ряд обязанностей, в том числе безвозмездно перечислить денежные средства в "Фонд содействия развитию Рязанской области" и передать часть площадей в собственность Рязанской области и муниципальных образований.
Прокурор считает, что оспариваемые акты, возложившие на застройщиков земельных участков обязанность заключить инвестиционный контракт, противоречат федеральным законам.
Так, предоставление земельных участков для строительства осуществляется в соответствии со ст. 30 и 32 Земельного кодекса РФ.
Данные нормативные акты не содержат положений о предоставлении органам государственной власти субъектов РФ полномочий по заключению с гражданами или юридическими лицами инвестиционных контрактов при предоставлении земельных участков для строительства.
В силу положений ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, тогда как названными актами Правительства Рязанской области граждане и юридические лица понуждаются к заключению договоров.
Оспариваемые акты противоречат и ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку ими ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, создаются дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и тем самым ограничивается конкуренция и ущемляются интересы хозяйствующих субъектов.
В связи с этим прокурор Рязанской области просил признать названные акты недействующими со дня их принятия.
В судебном заседании представитель прокуратуры Щукина Е.И. поддержала заявленные требования.
Представители Правительства Рязанской области Мозер С.В., Пуклич С.И. заявленные требования не признали и пояснили, что оспариваемые акты не возлагают на застройщика земельных участков обязанности заключить инвестиционный контракт, в данных актах говорится о праве последних на заключение такого договора.
Суд, выслушав прокурора, представителей Правительства Рязанской области, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
21 декабря 2004 года Правительством Рязанской области принято Постановление № 206 "О межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков". Данное постановление опубликовать в газете "Рязанские ведомости" 20 января 2005 года № 10 - 11.
В силу этого постановления была создана межведомственная комиссия Рязанской области и утверждено "Положение о межведомственной комиссии..." (Приложение № 2).
17 июня и 23 сентября 2005 года приняты Постановления № 139, 221 "О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области № 206 от 21 декабря 2004 года...", которые опубликованы в газете "Рязанские ведомости" соответственно 25 июня и 18 октября 2005 года (также в Постановление № 206 вносились изменения Постановлениями Правительства Рязанской области от 29.04.2005 № 89, от 20.05.2005 № 102, но они не затрагивают оспариваемых актов).
Абзацем 5 раздела 2 "Положения о межведомственной комиссии..." (в редакции Постановлений Правительства Рязанской области от 29.04.2005 № 89, от 20.05.2005 № 102, от 17.06.2005 № 139, от 23.09.2005 № 221) установлено, что к основным задачам межведомственной комиссии относится рассмотрение представляемых документов для составления инвестиционных контрактов.
Абзацем 3 п. 10 раздела 4 того же положения на правовое управление аппарата Губернатора и Правительства Рязанской области возложена обязанность по подготовке инвестиционного контракта (при необходимости).
Приложением № 3 к названному Постановлению № 206 (в редакции Постановлений от 29.04.2005 № 89, от 20.05.2005 № 102, от 17.06.2005 № 139, от 23.09.2005 № 221) введена форма инвестиционного контракта, заключаемого между Правительством Рязанской области и застройщиками земельных участков.
В соответствии с этими нормативными актами граждане и юридические лица, изъявившие желание получить земельный участок для строительства, заключают с Правительством Рязанской области инвестиционные контракты, по которым на них возлагается ряд обязанностей, в том числе безвозмездно перечислить денежные средства в "Фонд содействия развитию Рязанской области" и передать часть помещений (квартир) в собственность Рязанской области и муниципальных образований.
В силу ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, регулирует их договорные и иные обязательства, а также имущественные отношения.
Как следует из текста оспариваемых актов, Правительством Рязанской области вводится правовое регулирование по вопросам заключения гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок (инвестиционных контрактов) с возникновением соответствующих прав и обязанностей, то есть эти акты регулируют договорные обязательства и имущественные отношения сторон.
Таким образом оспариваемые прокурором акты содержат нормы гражданского права.
В силу ст. 71 Конституции РФ, ч. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Этими нормами федерального законодательства органам исполнительной власти субъектов России, к каковым относится Правительство Рязанской области, не предоставлено права на издание актов, содержащих нормы гражданского права. Поэтому оспариваемые акты подлежат признанию недействующими.
Кроме того, порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 30 Земельного кодекса РФ. Из положений этой статьи следует, что земельные участки предоставляются без заключения инвестиционных договоров. В связи с чем и по этому основанию оспариваемые акты подлежат признанию недействующими.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Заключение инвестиционных контрактов связано с возложением на хозяйствующих субъектов ряда обязанностей - представление в Правительство Рязанской области в недельный срок документов для раздела помещений, отчетов о выполненных работах, страхового полиса о страховании объекта от ущерба; не использовать освободившиеся помещения в коммерческих целях и других.
Возложение таких обязанностей ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов и влечет ущемление их интересов. Поэтому оспариваемые акты, как принятые с нарушением требований п. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", также подлежат признанию недействующими.
В судебном заседании представители Правительства Рязанской области указали на то, что оспариваемые акты не понуждают застройщиков к заключению инвестиционных договоров, такие договоры заключаются застройщиками добровольно, а безвозмездное отчуждение недвижимости и передача денежных средств являются актом их доброй воли.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ" № 2 от 20 января 2003 года (п. 12) разъяснил, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном законом порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, устанавливающего правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
В силу ст. 69 Устава Рязанской области систему нормативных правовых актов Рязанской области составляют: Устав (Основной Закон) Рязанской области; законы Рязанской области; постановления Губернатора Рязанской области; постановления Рязанской областной Думы; постановления Правительства Рязанской области.
Из текста оспариваемых актов следует, что они приняты управомоченным на то органом государственной власти, устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение. В связи с чем они являются нормативными правовыми актами, поэтому довод о добровольности заключения контракта является несостоятельным.
Более того, в силу ч. 1 ст. 2 ГК РФ правовое регулирование договорных обязательств, основанных на равенстве, автономии воли их участников, также относится к сфере гражданского законодательства.
Как указывалось выше, Правительство Рязанской области не вправе принимать акты в сфере гражданского законодательства, соответственно названный довод представителей Правительства Рязанской области также не влечет отказа в удовлетворении заявления прокурора.
Таким образом, все оспариваемые прокурором акты - абзац 5 раздела 2, абзац 3 п. 10 раздела 4 "Положения о межведомственной комиссии..." Приложения № 2 и Приложение № 3 к Постановлению Правительства Рязанской области от 31 декабря 2004 года № 206 "О межведомственной комиссии...." (в редакции Постановлений Правительства Рязанской области от 29.04.2005 № 89, от 20.05.2005 № 102, от 17.06.2005 № 139, от 23.09.2005 № 221) противоречат требованиям Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в связи с чем подлежат признанию недействующими со дня их принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Рязанской области удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими - абзац 5 раздела 2, абзац 3 п. 10 раздела 4 "Положения о межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков" Приложения № 2 и Приложение № 3 к Постановлению Правительства Рязанской области от 31 декабря 2004 года № 206 "О межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков" (в редакции Постановлений Правительства Рязанской области от 29.04.2005 № 89, 20.05.2005 № 102, от 17.06.2005 № 139, от 23.09.2005 № 221) со дня их принятия.
Правительству Рязанской области после вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение в газете "Рязанские ведомости" о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Рязанский областной суд


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru