Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ПРЕЗИДИУМ

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 1990 г. № 32/8-П

О ФАКТАХ НАРУШЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НЕКОТОРЫМИ
МЕСТНЫМИ СОВЕТАМИ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ КОМИТЕТАМИ

Президиум областного Совета народных депутатов отмечает, что местные Советы области в ходе перестройки и демократизации общественной жизни сосредоточивают свои усилия на повышении организующей роли местных Советов, депутатских формирований в решении коренных вопросов социально-экономического развития подведомственных территорий. Абсолютное большинство районных, городских, поселковых и сельских Советов, их президиумов и исполнительных комитетов, понимая необходимость нормализации функционирования системы органов государственной власти и управления в период проведения экономической реформы, строго руководствуются в своей деятельности Конституцией РСФСР и Законами РСФСР, принципами подотчетности и обязательности решений вышестоящих государственных органов для нижестоящих.
Вместе с тем в практике работы некоторых местных Советов допускаются факты нарушения Конституции РСФСР и действующего законодательства, принятия незаконных решений президиумами и исполнительными комитетами Советов, вмешательства в оперативную деятельность исполнительных органов. Такие нарушения допущены президиумом Ряжского районного Совета, исполкомами Клепиковского, Кораблинского, Рыбновского и ряда других районных Советов народных депутатов.
Превышение власти, игнорирование Конституции РСФСР допускаются Рязанским городским Советом народных депутатов и его президиумом. В нарушение Закона СССР "О собственности в СССР" (статьи 1, 34) президиум Рязанского городского Совета принял ряд решений о передаче собственности предприятий и организаций другим собственникам, тогда как таких прав президиум горсовета не имеет.
2 сентября 1990 года на третьей сессии Рязанский городской Совет народных депутатов реорганизовал исполнительный комитет с присоединением его как юридического лица к городскому Совету и передачей функций исполкома президиуму горсовета, тем самым упразднил исполнительный комитет как коллегиальный, исполнительный и распорядительный орган. Приняв такое решение, горсовет нарушил не только статью 146 Конституции РСФСР, оно противоречит и принятому 10 октября 1990 года Закону РСФСР "О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы".
Упразднение исполнительного комитета нарушило нормальное функционирование системы органов государственной власти и управления в г. Рязани и области, дестабилизирует социально-политическую обстановку, развитие демократических процессов. Президиум горсовета, решая те или иные вопросы, не советуется с областным и районными Советами народных депутатов, не привлекает к работе и консультациям квалифицированных специалистов отраслей народного хозяйства, юристов и правоведов. Практически отсутствуют контакты с районными Советами народных депутатов, нарушается коллегиальность в работе президиума, в его действиях просматривается стремление к авторитарным методам управления, разрушена структура исполнительно-распорядительной власти. Все это является одной из главных причин неудовлетворительного разрешения многих жизненно важных проблем города, вызывает недовольство и справедливые нарекания населения, снижает авторитет вновь избранного депутатского корпуса.
Президиум областного Совета народных депутатов решил:
1. Направить Записку отдела по вопросам работы Советов областного Совета народных депутатов и управления делами облисполкома "О фактах нарушения действующего законодательства некоторыми местными Советами и их исполнительными комитетами" президиумам районных и городских Советов народных депутатов для рассмотрения и приведения незаконно принятых решений в соответствие с Конституцией РСФСР и действующим законодательством.
О результатах рассмотрения проинформировать президиум областного Совета до 15 ноября 1990 года.
2. Предложить президиуму Рязанского городского Совета народных депутатов созвать внеочередную сессию городского Совета и рассмотреть на сессии вопрос об отмене незаконно принятого решения от 11.09.1990 "О внесении изменений в структуру органов Рязанского городского Совета народных депутатов". В соответствии со статьей 146 Конституции РСФСР и Законом РСФСР "О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы" восстановить исполнительный комитет городского Совета, отсутствие которого крайне отрицательно сказывается на стабилизации социально-политической обстановки и разрешении накопившихся проблем.
О принятом решении проинформировать президиум областного Совета народных депутатов до 15 ноября 1990 года.
3. Довести до сведения президиума Рязанского городского Совета народных депутатов о том, что президиум областного Совета народных депутатов, руководствуясь статьей 143 Конституции РСФСР, сохраняет за собой право выборного органа Советской власти области и при необходимости вынужден будет внести этот вопрос на сессию областного Совета народных депутатов и восстановить всю структуру исполнительной власти в городе.
4. Президиумам районных и городских Советов, поселковым и сельским Советам народных депутатов строго руководствоваться в своей деятельности Конституцией РСФСР и действующим законодательством, неукоснительно выполнять требования о коллегиальности в работе, к разрешению тех или иных вопросов привлекать компетентных лиц, юристов. Рекомендовать президиумам и исполкомам районных и городских Советов изыскать возможность и ввести в штаты аппарата местных Советов ставку юрисконсульта.
Обратить внимание руководителей органов местных Советов, что в соответствии с Законом СССР "О внесении изменений в Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" решения местных Советов, их исполнительных и распорядительных органов, принятые в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения соответственно нижестоящими Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами.
Рекомендовать постоянной комиссии по правовым вопросам и обеспечению социальной защищенности граждан областного Совета народных депутатов в целях нормализации функционирования системы органов государственной власти и управления постоянно осуществлять контроль за соблюдением требований Конституции СССР и Конституции РСФСР, действующего законодательства в работе местных Советов, их исполнительных и распорядительных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Советов, полнее содействовать государственным органам и депутатам в осуществлении их полномочий.

Председатель областного
Совета народных депутатов
Л.И.ХИТРУН





ПРОТОКОЛЬНО

Отметить, что президиум Рязанского городского Совета народных депутатов не представил заключения по проекту решения президиума областного Совета, заранее направленного горсовету на согласование, и отказался участвовать в рассмотрении и выработке конструктивных решений, соответствующих действующим законодательным актам Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Советского Союза.
Довести до персонального сведения всех депутатов Рязанского городского Совета народных депутатов о неправильных, противозаконных действиях руководства президиума городского Совета к выборному органу Советской власти области.
Такие действия президиума городского Совета президиум областного Совета народных депутатов квалифицирует как проявление очередной конфронтации в работе, противодействие, нарушение требований депутатской этики, нежелание руководства горсовета работать конструктивно.
Просить депутатов городского Совета определить свое персональное отношение к таким противоправным действиям и сообщить областному Совету свои конкретные соображения.

Президиум Рязанского
областного Совета
народных депутатов





ЗАПИСКА


О ФАКТАХ НАРУШЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НЕКОТОРЫМИ
МЕСТНЫМИ СОВЕТАМИ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ КОМИТЕТАМИ

Отдел по вопросам работы Советов областного Совета народных депутатов и управление делами облисполкома постоянно изучают практику работы местных Советов области, их президиумов и исполнительных комитетов по решению коренных вопросов социально-экономического развития подведомственных территорий, анализируют принимаемые ими решения, оказывают практическую помощь в осуществлении своих полномочий.
Анализ деятельности Советов народных депутатов и их президиумов показывает, что многие местные Советы в условиях радикальной экономической реформы и дальнейшей демократизации общества сосредоточивают свои усилия на повышении организующей роли Советов, депутатских формирований, укреплении связи с избирателями, ищут и находят новые подходы к решению социальных проблем. Это характерно, например, для деятельности Шацкого и Шиловского районных Советов, практика работы которых по социальному развитию подведомственных территорий была изучена и рассмотрена на заседании президиума областного Совета народных депутатов. На базе этих Советов проведен семинар заместителей председателей районных и городских Советов народных депутатов по изучению опыта их работы.
Абсолютное большинство районных, городских, поселковых и сельских Советов, их президиумов и исполнительных комитетов, понимая необходимость нормализации функционирования системы органов государственной власти и управления в период проведения экономической реформы, при решении вопросов, возникающих в их взаимоотношениях, руководствуются Конституцией РСФСР и Законами РСФСР, принципами подотчетности и обязательности решений вышестоящих Советов, их исполнительных органов для нижестоящих.
Вместе с тем в практике работы местных Советов допускаются факты нарушения Конституции РСФСР, Закона РСФСР "О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы", вмешательства президиумов Советов в оперативную деятельность исполнительных комитетов. Так, президиум Рыбновского районного Совета народных депутатов принял решение от 07.06.1990 № 8 "Об упорядочении торговли пивом в г. Рыбное", которым райпотребсоюзу поручено осуществлять продажу в магазинах бутылочного пива, в павильонах - на вынос, в ресторанах - методом обслуживания. Президиум Ухоловского районного Совета народных депутатов 19 июня 1990 года принял решение "О работе Кензинского и Волынщинского исполкомов сельских Советов народных депутатов по исполнению Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "Об усилении борьбы с сорными растениями". Решение этих вопросов относится к функциям исполнительных комитетов.
Президиумы и исполкомы ряда районных Советов, своеобразно трактуя Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", отменяют или приостанавливают решения вышестоящих органов. Президиум Ряжского районного Совета народных депутатов, например, решением от 17.09.1990 № 3 отменил решение облисполкома. В пункте № 1 решения президиума записано: "Считать утратившим силу решение облисполкома № 37 от 1987 года о создании экспериментального хозяйства на базе двух охотохозяйств - Криушинского Клепиковского района и Петровского Ряжского района". Такие нарушения допущены исполкомами Клепиковского и Кораблинского районов. Во многом это объясняется и тем, что в штатах аппарата президиумов и исполкомов районных и городских Советов народных депутатов нет юристов.
Превышение власти, игнорирование Конституции РСФСР допускает Рязанский городской Совет народных депутатов и его президиум. Ими принят ряд решений, противоречащих действующему законодательству, выходящих за пределы их компетенции, которые создают противоречивые толкования, дестабилизируют обстановку в городе и области, порождают дополнительные трудности в разрешении накопившихся проблем.
Так, 9 июля 1990 года президиумом горсовета принято решение № 12а "О положении в сельском хозяйстве и помощи селу", которым поручается предприятиям и организациям по существу препятствовать направлению работников этих коллективов на уборку урожая. На эти цели направлено и решение президиума городского Совета от 06.09.1990 № 57 "О недопустимости практики массового отвлечения учащихся общеобразовательных школ на сельхозработы". В то время как в сложившейся чрезвычайной обстановке с уборкой урожая в текущем году Совет Министров СССР и Совет Министров РСФСР приняли постановления, которыми исполкомам Советов поручалось дополнительно привлечь из городов и промышленных центров необходимое количество рабочей силы, транспорта и материальных ресурсов промышленных предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности.
Президиумом Рязанского городского Совета с мая по 20 октября 1990 года принято 107 решений по различным направлениям деятельности, из них 5 решений противоречат действующему законодательству. В нарушение Закона СССР "О собственности в СССР" (статьи 1, 34) и Положения о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 № 940, президиум городского Совета принял решения от 09.08.1990 № 28 "О передаче зданий и имущества киносети города в муниципальную собственность"; от 20.09.1990 № 64 "О безвозмездной передаче собственности производственного строче-вышивального объединения "Рязанские узоры" из коммунальной в коллективную собственность трудового коллектива"; от 20.09.1990 № 67 "О включении центрального рынка в состав коммунальной собственности городского Совета". Эти документы противоречат и Указу Президента СССР "О мерах по охране неприкосновенности права собственности в СССР". Городской Совет и его президиум не имеют права распоряжения собственностью, принадлежащей другим собственникам.
До принятия Закона СССР "Об общественных объединениях" президиум городского Совета зарегистрировал устав Рязанского отделения Демократической партии России (решение президиума горсовета от 20.09.1990 № 69). В соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 09.10.1990 Закон СССР "Об общественных объединениях" вводится в действие с 1 января 1991 года. Этим постановлением Верховным Советам союзных и автономных республик рекомендовано по 1 января 1991 года определить круг государственных органов, уполномоченных регистрировать уставы местных общественных объединений. Поэтому решение президиума городского Совета от 23.08.1990 № 38 "Об утверждении Временного положения об общественных объединениях в г. Рязани" является незаконным.
11 сентября 1990 года на третьей сессии городской Совет народных депутатов принял решение "реорганизовать исполком с присоединением его как юридического лица к Совету народных депутатов", тем самым упразднил исполнительный комитет как коллегиальный исполнительный и распорядительный орган. Этим решением горсовета нарушена статья 146 Конституции РСФСР, в которой сказано, что "Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты". Решение горсовета противоречит требованиям Закона РСФСР от 10 октября 1990 года "О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы", которым не только предусмотрена необходимость существования исполнительного комитета, но и подчеркнуто, что вмешательство президиумов Советов народных депутатов в оперативную деятельность исполнительных комитетов недопустимо. Фактически в г. Рязани президиум горсовета взял на себя исполнительную власть.
Отдел по вопросам работы Советов областного Совета народных депутатов старается оказать работникам горсовета методическую помощь по организации работы аппарата президиума и депутатской деятельности, по принимаемым президиумом горсовета решениям. В целях оказания практической помощи заместителем председателя областного Совета народных депутатов т. Стручковым В.Е., работниками отдела по вопросам работы Советов неоднократно проводились беседы с председателем Рязанского горсовета т. Рюминым В.В. Обращалось его внимание на факты нарушения горсоветом и президиумом горсовета Конституции РСФСР и действующего законодательства, на то, что решение горсовета об упразднении исполнительного комитета противоречит в настоящее время не только статье 146 Конституции РСФСР, но и принятому 10 октября 1990 года Закону РСФСР "О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы". Упразднение исполнительного комитета нарушило целостность и единство структуры Советов, нормальное функционирование системы органов государственной власти и управления в области и г. Рязани, дестабилизирует социально-политическую обстановку, развитие демократических процессов.
Однако постановка этих вопросов не находит взаимопонимания. Президиум горсовета, решая те или иные вопросы, нередко проявляет некомпетентность, в то же время не советуется с областным Советом, не привлекает квалифицированных юристов. Практически отсутствуют контакты с районными Советами народных депутатов, нарушается коллегиальность в работе президиума. Все это является одной из причин неудовлетворительного разрешения многих жизненно важных вопросов города. Хуже, чем в прошлые годы, проходит подготовка городского хозяйства, жилья, социально-культурных объектов к работе в зимних условиях, резко снижены объемы заготовок картофеля и овощей для горожан, серьезные недостатки имеются в организации обслуживания жителей, что вызывает недовольство и справедливые нарекания населения, снижает авторитет вновь избранного депутатского корпуса.
Отдел по вопросам работы Советов областного Совета народных депутатов и управление делами облисполкома полагали бы целесообразным направить настоящую Записку президиумам и исполкомам районных и городских Советов народных депутатов для рассмотрения и приведения незаконно принятых решений в соответствие с действующим законодательством. Предложить президиуму Рязанского городского Совета народных депутатов созвать внеочередную сессию городского Совета, отменить решение горсовета от 11.09.1990 "О внесении изменений в структуру органов Рязанского городского Совета народных депутатов" и восстановить исполнительный комитет. Одновременно считали бы необходимым рекомендовать президиумам и исполнительным комитетам районных и городских Советов предусмотреть (ввести) в штаты аппарата местных Советов ставку юрисконсульта.

Отдел по вопросам работы
Советов областного Совета
народных депутатов

Управление делами
облисполкома





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К РЕШЕНИЯМ РЯЗАНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ
ДЕПУТАТОВ И ЕГО ПРЕЗИДИУМА

Решения Рязанского городского Совета народных депутатов и его президиума
Решение президиума горсовета от 09.08.1990 № 28 "Об обращении трудовых коллективов города"
п. 1. Поддержать инициативу трудовых коллективов кинотеатров по передаче здании и имущества киносети в муниципальную собственность, сохранив структуру городской киносети вплоть до принятия горсоветом окончательного решения.
Решение от 20.09.1990 № 67 "О включении центрального колхозного рынка в состав коммунальной собственности городского Совета"
п. 1. Включить с 20.09.1990 Центральный колхозный рынок и его филиалы, принадлежащие им основные и оборотные средства в состав коммунальной собственности городского Совета. Вывести Центральный рынок и его филиалы из состава облпотребсоюза.
Решение от 20.09.1990 № 68.
п. 1. Разрешить горздравотделу передать безвозмездно с баланса на баланс завода ТКПО промышленную номенклатуру № 1 г. Рязани с балансовой стоимостью основных средств на 01.01.1990 - 86108 руб. и занимаемое здание площадью 1025,8 кв. метров. Ежегодная арендная плата составит 7202 рубля.

Нормы законодательства

Постановление Верховного Совета СССР "О введении в действие Закона СССР "О собственности в СССР"
п. 4. Положения Закона СССР "О собственности в СССР", относящиеся к государственной собственности, общесоюзной собственности, собственности союзных республик, автономных республик, автономных областей, автономных округов и коммунальной собственности, вступают в силу по мере разграничения имущества между указанными видами собственности.
Передача зданий произведена с нарушением Положения о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 22.04.1980 № 210 "О порядке передачи предприятий, объединений, организации, учреждений, здании и сооружений".
Решение от 23.08.1990 № 38 "Об утверждении временного положения об общественных объединениях в г. Рязани".
п. 1. Временное положение об общественных объединениях в г. Рязани утвердить с учетом замечаний членов президиума горсовета.
Решение президиума горсовета от 06.09.1990 № 50 "О принципах организации политико-экономической власти в городе".
п. 1. Упразднить исполком как коллегиальный распорядительный орган, создав на его базе структурное подразделение по управлению городским хозяйством.
Постановление Верховного Совета СССР "О введении в действие Закона СССР "Об общественных объединениях"
п. 1. Ввести в действие Закон СССР "Об общественных объединениях" с 1 января 1991 г.
п. 3. Рекомендовать Верховным Советам союзных и автономных республик:
привести законодательство союзных и автономных республик в соответствие с Законом СССР "Об общественных объединениях";
до 1 января 1991 года определить круг государственных органов, уполномоченных регистрировать уставы межреспубликанских (если они не регистрируются в министерстве юстиции СССР), республиканских и местных общественных объединений.
В настоящее время действует Положение о добровольных обществах и союзах, утвержденное Постановлением БЦИК и СНК 10 июля 1932 г.
п. 9. Добровольные общества и их союзы, в зависимости от района их деятельности, являются всесоюзными, всероссийскими, республиканскими (АССР), краевыми, областными, районными, городскими или сельскими.
В соответствии со статьей 146 Конституции РСФСР, исполнительными и распорядительными органами местных Советов являются избираемые ими исполнительные комитеты.
Законом РСФСР от 10.10.1990 "О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы" предусмотрено, что вмешательство президиумов Советов народных депутатов в деятельность исполнительных комитетов не допускается.
Решение третьей сессии Рязанского городского Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 11.02.1990 "О внесении изменений в структуру органов Рязанского городского Совета народных депутатов".
п. 1. Реорганизовать исполком с присоединением его как юридического лица к Совету народных депутатов.
п. 3. Утвердить в качестве правопреемника исполкома президиум городского Совета народных депутатов, а по вопросам регистрации малых предприятий, кооперативов и других субъектов предпринимательской деятельности - комиссию Совета по предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 146 Конституции РСФСР, исполнительными и распорядительными органами местных Советов являются избираемые ими исполнительные комитеты.
Закон РСФСР от 10.10.1990 "О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы"
п. 1. Конституция РСФСР и законы РСФСР обязательны для исполнения государственными и общественными органами, должностными лицами и гражданами на всей территории РСФСР.
Статьей 11 Закона СССР "О кооперации в СССР" установлено, что Устав кооператива подлежит регистрации в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива.
Малое предприятие приобретает права юридического лица со дня государственной регистрации в исполкоме районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту нахождения малого предприятия.

Ведущий юрисконсульт облисполкома
С.И.ДОРОЖКО





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru