Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2005 № А54-4582/2005-С8
<УЧИТЫВАЯ ТЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЧТО ОСПАРИВАЕМОЕ ТРЕБОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА И ПЕНИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НАРУШАЕТ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЗАЯВИТЕЛЯ, ОНО ПОДЛЕЖИТ ОТМЕНЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 18 октября 2005 г. № А54-4582/2005-С8

(Извлечение)

Муниципальное предприятие тепловых и электрических сетей (Рязанская область) обратилось в Арбитражный суд к Межрайонной ИФНС России № 4 по Рязанской области о признании недействительным требования налогового органа № 1309 по состоянию на 15.04.2005 об уплате налогов в сумме 81090 руб. и пени в размере 226704,59 руб.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме, указав, что оспариваемое требование не соответствует статье 69 НК РФ, а именно, в требовании отсутствуют основания для взыскания пени, ссылки на нормы законодательства о налогах и сборах РФ, предусматривающие обязанность налогоплательщика уплатить пени, не содержится расчет начисленных пени с указанием периода, ставки. Кроме того, по мнению общества, по налогу на прибыль и ЕСН, зачисляемого в территориальный фонд медицинского страхования, задолженность отсутствует.
Представитель ответчика отзыва на заявление не представил, в судебном заседании против заявленных требований не возражал, кроме признания недействительным требования инспекция в части пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд медицинского страхования, в сумме 443,30 руб., указав, что у предприятия имелась задолженность по указанному налогу и в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
Из материалов дела судом установлено: Межрайонной инспекцией ФНС № 4 по Рязанской области направлено в адрес Муниципального предприятия тепловых и электрических сетей г. Сасово (Рязанская область) требование № 1309 по состоянию на 15.04.2005 об уплате налогов: налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, прочие начисления за 3 квартал 2004 г. в сумме 15617 руб.; налог на прибыль субъекта, прочие начисления за 3 квартал 2004 г. - 53097 руб.; налог на прибыль местного бюджета, начисления за 3 квартал 2004 г. - 6247 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд медицинского страхования, прочие начисления за 4 квартал 2004 г. - 6129 руб.; об уплате пени за несвоевременную уплату налогов на сумму 226704,59 руб., всего - 307794,59 руб. Данным требованием налогоплательщику предложено погасить недоимку в срок до 25.04.2005.
Не согласившись с указанным требованием, Муниципальное предприятие тепловых и электрических сетей (Рязанская область) обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы сторон, Арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сбора срок.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, у предприятия отсутствует задолженность по налогу на прибыль с установленным сроком уплаты - 28.10.2004 в сумме 74961 руб. и по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд медицинского страхования, в сумме 6129 руб. Указанный факт подтверждается: уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г., согласно которой начисления по налогу отсутствуют; налоговой декларацией по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2004 г., согласно по которой сумма ЕСН по территориальному фонду медицинского страхования составила 83848 руб., данная сумма была уплачена налогоплательщиком в размере 83870 руб.
Таким образом, на момент предъявления требования об уплате налога № 1309 у предприятия отсутствовала недоимка по налогу на прибыль в сумме 74961 руб. и по ЕСН - 6129 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно оспариваемому требованию основанием для его предъявления послужили данные лицевого счета. Возможность направления требования на основании данных лицевого счета Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Лицевые счета являются внутренним документом налогового органа и служат средством контроля со стороны инспекции за уплатой налогов и сборов, а также соответствующих пени налогоплательщиком.
В силу ст. 80 НК РФ документом о полученных доходах, произведенных расходах, исчисленной сумме налога является налоговая декларация. Именно в декларации определяется сумма налога, в отношении которой у налогоплательщика возникает обязанность по ее уплате в установленный законом срок.
В связи с этим требование должно содержать ссылку на налоговую декларацию за соответствующий период как на основание взимания налога и пени либо на решение налогового органа по результатам налоговой проверки за соответствующий налоговый период.
В оспариваемом требовании № 1309 от 15.04.2005 в нарушение перечисленных норм Налогового кодекса РФ не указано, на какую сумму налога начислены пени, за какой период и по какой ставке, расчет суммы пени отсутствует, не указаны и суммы налогов, в связи с неуплатой которых возникла обязанность по уплате пени. Отсутствует ссылка на основания взимания пени, содержится лишь указание на статьи 45, 46, 47 НК РФ, предусматривающие общие обязанности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.02.01 № 5 разъяснено, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражным судом неоднократно (18.08.2005, 13.09.2005) предлагалось налоговому органу документально обосновать правомерность включения в требование сумм налогов и пени по налогам (сборам): документы, послужившие основанием для направления оспариваемого требования (декларации, расчеты, решения по результатам налоговых проверок), выписку по лицевому счету заявителя по налогам, предъявляемым к уплате по оспариваемому требованию; заявителю и ответчику предлагалось составить акт сверки по суммам,отраженным в оспариваемом требовании. Однако указанные определения Арбитражного суда ответчиком оставлены без исполнения и он не представил документы, свидетельствующие об обоснованности и правомерности включения в оспариваемое требование начисленных сумм налогов и пени.
Следовательно, налоговым органом не выполнены требования законодательства о налогах и сборах, в силу чего налогоплательщик не имел возможность проверить правильность начисления пени и обоснованность их размера. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении налоговым органом прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, оспариваемое требование выставлено с нарушением сроков, определенных ст. 70 НК РФ. Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, прочие начисления за 3 квартал 2004 г. в сумме 156117 руб. в соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ, должен быть уплачен 28.10.2004, однако требование предъявляется 15 апреля 2005 г., т.е. с пропуском трехмесячного срока.
На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Рязанской области № 1309 по состоянию на 15.04.2005 об уплате налога и пени в общей сумме 81090 руб. не соответствует Налоговому кодексу РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленное требование Муниципального предприятия тепловых и электрических сетей г. Сасово (Рязанская область) подлежит удовлетворению.
Расходы по госпошлине относятся на МИФНС России № 1 по Рязанской области, однако взысканию не подлежат, поскольку в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины. В связи с вышеизложенным уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина подлежит возврату Муниципальному предприятию тепловых и электрических сетей г. Сасово (Рязанская область) в соответствии со ст. 104 АПК РФ из дохода федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области № 1309 по состоянию на 15.04.2005 об уплате налога и пени, направленное в адрес Муниципального предприятия тепловых и электрических сетей (Рязанская область), проверенное на соответствие положениям Налогового кодекса РФ, признать недействительным полностью.
2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС № 4 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального предприятия тепловых и электрических сетей (Рязанская область), расположенного по адресу: Рязанская область, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102601402325.
3. Возвратить Муниципальному предприятию тепловых и электрических сетей (Рязанская область), расположенному по адресу: Рязанская область, зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102601402325, из дохода федерального бюджета РФ сумму государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 10.08.2005 № 452 в размере 2000 руб.
4. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение месяца со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru