| |
РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 07.10.2005 № А54-4344/2005-С5
<АДМИНИСТРАЦИЯ Г. РЯЗАНИ СВОИМ БЕЗДЕЙСТВИЕМ НАРУШИЛА УСТАНОВЛЕННЫЙ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В СОБСТВЕННОСТЬ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ТАКОЕ БЕЗДЕЙСТВИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЗАКОННЫМ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 29.11.2005 № А54-4344/2005-С5 данное решение оставлено без изменения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2005 г. № А54-4344/2005-С5
(Извлечение)
В Арбитражный суд Рязанской области обратилось ОАО "Центральный рынок" г. Рязани с требованием о признании бездействия должностного лица и.о. главы Администрации г. Рязани К. в вопросе продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Рязань ОАО "Центральный рынок" незаконным.
В связи с тем, что вышеуказанное заявление было подано заявителем с нарушением требований, установленных ст. 126 АПК РФ, Арбитражным судом 20.07.2005 вынесено определение об оставлении заявления без движения, которым ОАО "Центральный рынок" было предложено в срок до 05.08.2005 устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
Учитывая, что обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, заявителем устранены, определением суда от 11.08.2005 заявление ОАО "Центральный рынок" принято к производству.
Представитель заявителя в судебном заседании (19.09.2005) заявил ходатайство об уточнении заявления и просил суд признать бездействие Администрации г. Рязани, возглавляемой и.о. главы Администрации г. Рязани К., в вопросе продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0080043:0010, 62:29:0080043:0011, 62:29:0080043:0021, расположенными по адресу: г. Рязань, незаконным. Уточнение заявления судом принято.
05.10.2005 повторно (направив по факсу в суд) уточнил заявленное требование и просил признать бездействие администрации г. Рязани, выразившееся в уклонении от вынесения решения либо отказа в предоставлении ОАО "Центральный рынок" в собственность спорных земельных участков, и обязать Администрацию г. Рязани вынести решение о предоставлении в собственность ОАО "Центральный рынок" земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0080043:0010, 62:29:0080043:0011, 62:29:0080043:0121.
Непосредственно в судебном заседании (05.10.2005) представитель заявителя определился с формулировкой заявленных требований и просил суд признать бездействие Администрации г. Рязани, выразившееся в уклонении от вынесения решения либо отказа в предоставлении ОАО "Центральный рынок" в собственность спорных земельных участков, и обязать Администрацию г. Рязани направить ОАО "Центральный рынок" проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0080043:0010, 62:29:0080043:0011, 62:29:0080043:0121. Исключая формальный подход к рассмотрению спора, уточненные требования приняты судом к рассмотрению, поскольку являются взаимосвязанными, направленными заявителем на достижение одной конкретной цели.
По ходатайству представителя заявителя к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Рязани.
По инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, привлечено Управление государственным имуществом и земельными ресурсами Правительства Рязанской области.
Представитель заявителя заявление поддержал с учетом последнего уточнения и пояснил, что ОАО "Центральный рынок" неоднократно обращалось к Администрации г. Рязани с просьбой разрешить продажу земельного участка, на котором расположен принадлежащий обществу объект незавершенного строительства, однако ответа до настоящего времени получено не было. В настоящее время на данном земельном участке существует объект незавершенного строительства, который зарегистрирован в установленном порядке 25.03.2005. Земельный участок под объектом незавершенного строительства находится в пользовании ОАО "Центральный рынок" по договору аренды.
Представитель Администрации г. Рязани заявление отклонил и указал на то обстоятельство, что в соответствии со ст. 36 ЗК РФ право на приватизацию земельного участка имеется только у лиц, являющихся собственниками зданий, строений и сооружений, а не их незавершенной части. А так как земельный участок под объектом незавершенного строительства находится в пользовании заявителя по договору аренды, то представитель Администрации считает, что общество уже реализовало свое право на земельный участок, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, путем оформления его в аренду согласно п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Представитель Управления государственным имуществом и земельными ресурсами Правительства Рязанской области поддержал позицию ответчика.
На доводы ответчика заявитель пояснил, что на момент введения в действие ЗК РФ на данном земельном участке не были расположены объекты недвижимости и соответственно "Центральный рынок" не мог реализовать свое исключительное право приватизации, поэтому был заключен договор аренды земельного участка и получено разрешение на производство строительных работ. Довод ответчика о том, что право на приватизацию земельного участка имеется только у лиц, являющихся собственниками зданий, строений и сооружений, а не их незавершенной части, по его мнению, является несостоятельным, поскольку через некоторое время (месяц, два месяца) строительство будет завершено и строение будет зарегистрировано в установленном порядке.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Рязани в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в отсутствие его представителя, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что ОАО "Центральный рынок" были заключены договоры аренды № А057-04 от 24 февраля 2004 года (кадастровый № 62:29:0080043:0010), № А058-04 от 24 февраля 2004 года (кадастровый № 62:29:0080043:0011) и № с 074-02 от 20 мая 2002 года (кадастровый № 62:29:0080043:0121) на земельные участки, расположенные по адресу: г. Рязань. Указанным земельным участкам присвоен адрес: г. Рязань.
ОАО "Центральный рынок" был получен ордер (разрешение) на производство работ № 94 от 24.06.2005.
В настоящее время на указанном земельном участке существует объект незавершенного строительства, который зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке. Свидетельство о государственной регистрации права собственности, серия 62МГ № 223552, выдано 25 марта 2005 года.
ОАО "Центральный рынок" 17.06.2005 (№ 55 от 17.06.2005) обратилось к Администрации г. Рязани с заявлением о продаже земельных участков по адресу: г. Рязань, на которых расположен принадлежащий заявителю объект незавершенного строительства (свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства серии 62МГ 223552).
Поскольку заявитель расценил, что ответчик в установленный ст. 28, 36 ЗК РФ 2-недельный срок не принял решения о предоставлении ОАО "Центральный рынок" земельных участков в собственность и вообще уклонился от дачи ответа по вопросу, входящего в его компетенцию, тем самым нарушил его законные права и интересы, обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего:
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1).
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3 Конституции Российской Федерации). Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе, условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение государственными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Судом установлено и из материалов дела следует, что объект, принадлежащий заявителю, не является зданием, строением, сооружением, а представляет собой объект незавершенного строительства, который следует признать самостоятельным видом объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика предусмотренной п. 6 ст. 36 ЗК РФ обязанности подготовки и направления заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка, в связи с чем требование об обязании Администрации г. Рязани направить ОАО "Центральный рынок" проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0080043:0010, 62:29:0080043:0011, 62:29:0080043:0121 необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Между тем в силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимают решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовят проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Указанной нормой установлен порядок и сроки рассмотрения заявления с его положительным результатом, в то же время Арбитражный суд считает, что, применяя аналогию права, ответчик был обязан в любом случае дать в разумный срок свой мотивированный ответ.
При таких обстоятельствах Администрация г. Рязани своим бездействием нарушила установленный указанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации срок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность, в связи с чем такое бездействие является незаконным.
Суд считает необходимым разъяснить ОАО "Центральный рынок", что после завершения строительства объекта недвижимости и его государственной регистрации общество не лишено права обращения с соответствующим заявлением в исполнительный орган местного самоуправления.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя пропорционально удовлетворенным требованиям, и поскольку в удовлетворении второго требования ему отказано, уплаченная при подаче заявления госпошлина возврату не подлежит. Ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требования об обязании Администрации г. Рязани направить ОАО "Центральный рынок" проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0080043:0010, 62:29:0080043:0011, 62:29:0080043:0121, отказать.
2. Признать бездействие Администрации г. Рязани, выразившееся в уклонении от вынесения решения либо отказа в предоставлении ОАО "Центральный рынок" в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 62:29:0080043:0010, 62:29:0080043:0011, 62:29:0080043:0121, незаконным как несоответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Обязать Администрацию г. Рязани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Центральный рынок" путем направления мотивированного ответа.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|