Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.10.2005 № 6-Г05-8
<ОБ ОТМЕНЕ РЕШЕНИЯ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21 ИЮНЯ 2005 ГОДА В ЧАСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОКУРОРА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ П. 3 И 7 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18 ФЕВРАЛЯ 2005 ГОДА № 42-ПГ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОМЕЩЕНИЯ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ СТОЯНКУ И ХРАНЕНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2005 г. № 6-Г05-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Емышевой В.А.,
Маслова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 5 октября 2005 года дело по заявлению прокурора Рязанской области о признании недействующим Постановления Губернатора Рязанской области от 18 февраля 2005 года № 42-пг "Об утверждении порядка помещения на специализированную стоянку и хранения задержанных транспортных средств"
по кассационной жалобе Правительства Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 21 июня 2005 года, которым требования прокурора в части удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Е., полагавшей оставить без изменения решение суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

18 февраля 2005 года Губернатором Рязанской области принято Постановление № 42-пг "Об утверждении порядка помещения на специализированную стоянку и хранения задержанных транспортных средств" (далее по тексту - Постановление Губернатора № 42-пг), которым утверждены "Порядок действий уполномоченных организаций при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче" (Приложение № 1), "Технические условия к размещению и оборудованию специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных транспортных средств" (Приложение № 2) и "Форма акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку" (Приложение № 3).
Прокурор Рязанской области обратился в Рязанский областной суд с заявлением о признании указанного постановления недействующим, ссылаясь на то, что данное постановление принято Губернатором Рязанской области с превышением предоставленных ему законом полномочий и противоречит требованиям федерального законодательства.
Решением Рязанского областного суда от 21 июня 2005 года требования прокурора удовлетворены частично: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 1, 3, 4 (в части обеспечения контроля за соблюдением требований, определенных пунктом 3 настоящего постановления, со стороны уполномоченных организаций и органов внутренних дел), 5 - 8 Постановления Губернатора Рязанской области № 42-пг, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Правительства Рязанской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить принятым по предметам совместного ведения федеральным законам.
Из преамбулы оспариваемого нормативного акта следует, что он принят во исполнение ст. 27.13 КоАП РФ и Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" и регулирует вопросы, связанные с помещением задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, а также с созданием (размещением и оборудованием) таких стоянок.
В соответствии с ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Такой порядок Правительством РФ установлен Постановлением от 18 декабря 2003 г. № 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации".
В п. 2 данного постановления органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Пунктами 2, 4, 9 постановления Губернатора Рязанской области утверждены "Технические условия к размещению и оборудованию специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных транспортных средств" (Приложение № 2), а также на управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области и начальника этого управления Т.А. возложено обеспечение контроля над созданием таких стоянок.
Суд правильно признал, что пункты 2, 4 (в части обеспечения контроля за соблюдением требований, определенных пунктом 2 настоящего постановления) и пункт 9 приняты Губернатором Рязанской области в целях создания (размещения и оборудования) специализированных стоянок, то есть во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 759 и, следовательно, не противоречат федеральному закону.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: общественно-государственное объединение "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" уполномочено на производство работ по организации помещения на стоянку и хранению задержанных транспортных средств на территории Рязанской области пунктом 5, а не пунктом 4 Постановления Губернатора Рязанской области от 18.02.2005 № 42-пг.
   ------------------------------------------------------------------

В этой части решение суда не оспаривается.
Пунктом 1 постановления утвержден Порядок действий уполномоченных организаций при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче (Приложение № 1); пунктом 3 утверждена форма акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку согласно Приложению № 3; пунктом 4 Управлению транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области предписано обеспечить контроль за соблюдением требований, определенных пунктами 2 и 3 настоящего постановления, со стороны уполномоченных организаций и органов внутренних дел; пунктом 4 общественно-государственное объединение "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" уполномочено на производство работ по организации помещения на стоянку и хранению задержанных транспортных средств на территории Рязанской области, органам местного самоуправления рекомендовано области оказывать содействие уполномоченной организации в организации услуг хранения задержанных транспортных средств на территории муниципальных образований (пункт 6), уполномоченной организации предписано изготовить бланки акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку (пункт 7); взаимодействие должностных лиц органов внутренних дел с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и за их выдачу, осуществлять на основе типового договора, утвержденного Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт 8).
Суд правильно признал недействующими пункты 1, 4, 5, 6, 8 постановления по тем основаниям, что эти пункты регулируют вопросы, связанные с задержанием транспортного средства в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ. А поскольку задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, установление мер обеспечения отнесено пп. 4 п. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации.
Так, Порядок действий уполномоченных организаций при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче (Приложение № 1) устанавливает характер и последовательность действий при помещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранении и выдаче, что отнесено КоАП РФ к компетенции Правительства РФ и регламентировано Постановлением № 759, а также Приказом МВД РФ от 19 марта 2004 года № 187 "О реализации Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 759", которым установлена форма протокола о задержании транспортного средства, типовой договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел с лицом, ответственным за хранение транспортных средств, порядок учета и выдачи транспортных средств.
Возложение на управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области (п. 4 постановления) контроля за соблюдением органами внутренних дел исполнения постановления Губернатора области противоречит ст. 8 ФЗ "О милиции". Уполномочивая общественно-государственное объединение "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" на производство работ по организации помещения на стоянку и хранению задержанных транспортных средств (п. 5), Губернатор тем самым ограничил возможность заниматься этим видом деятельности другим хозяйствующим субъектам, что противоречит ст. 7 ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
С учетом изложенного следует признать обоснованным вывод суда о том, что постановление в этой части принято Губернатором с превышением полномочий.
Вместе с тем нельзя согласиться с выводом суда о противоречии федеральному закону пунктов 3 и 7 постановления, которыми утверждена форма акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку и поручено изготовить соответствующие бланки.
В отличие от Типового договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке, предусмотренного Постановлением Правительства РФ № 759, акт приема-передачи составляется о передаче сотрудником органа внутренних дел представителю уполномоченной организации транспортного средства для помещения на специализированную стоянку в каждом случае задержания транспортного средства на конкретное транспортное средство, содержит его подробное описание, составляется с участием владельца транспортного средства, что не противоречит федеральному законодательству и создает дополнительные меры по обеспечению сохранности транспортного средства при его транспортировке или хранении на специализированной стоянке.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявления в этой части.
Иных доводов об обстоятельствах, кроме тех, которые были исследованы и оценены судом в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Рязанского областного суда от 21 июня 2005 года в части удовлетворения требований прокурора о признании недействующими п. 3 и 7 Постановления Губернатора Рязанской области от 18 февраля 2005 года № 42-пг "Об утверждении порядка помещения на специализированную стоянку и хранения задержанных транспортных средств" - отменить.
Вынести по данной части требований новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Рязанской области - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru