Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 14.09.2005 № А54-4114/2005-С9
<СУД ОТКАЗАЛ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ИСТЦА О ВЫНЕСЕНИИ РЕШЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, ТАК КАК ИСТЦОМ ДОКУМЕНТАЛЬНО НЕ ПОДТВЕРЖДЕНО, ЧТО СПОРНЫЕ ЗДАНИЯ ПЕРЕДАНЫ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 14.02.2006 № А54-4114/2005-С9 данное решение и Постановление апелляционной инстанции от 14.11.2005 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2005 г. № А54-4114/2005-С9

(Извлечение)

Управление муниципальным имуществом администрации г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к ОАО "Рязсельмаш" о вынесении решения о государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости.
Истец исковые требования поддерживает, указывая на следующее: согласно плану приватизации ГП "Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения", утвержденному КУГИ Рязанской области, в уставный капитал ОАО "Рязсельмаш" включены детские сады № 20 и № 159 и здания, в которых они располагались.
На основании плана приватизации ОАО "Рязсельмаш" зарегистрировало право собственности на здание, литер А, расположенное по адресу: г. Рязань.
В 1994 году между ОАО "Рязсельмаш" и Управлением образования мэрии г. Рязани (в настоящее время Управление образования, науки и молодежи администрации г. Рязани) был заключен договор о безвозмездной передаче в бессрочное оперативное управление дошкольных образовательных учреждений № 20 и № 159.
Полагая, что данный договор является договором безвозмездной передачи всего имущества детских садов, в том числе и вышеуказанных зданий, в муниципальную собственность, истец обратился с исковыми требованиями о вынесении решения о регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости от ОАО "Рязсельмаш" к муниципальному образованию - Рязань.
Ответчик по иску возражает, указывая на то, что истец не вправе обращаться в Арбитражный суд с требованием о государственной регистрации перехода права собственности, так как ответчик является собственником недвижимого имущества, а договор о взаимных обязательствах не предполагает переход права собственности от ответчика к истцу на спорные помещения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
В соответствии с решением КУГИ администрации Рязанской области от 08.02.1993 № 15 "Об учреждении акционерного общества открытого типа "Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения" было учреждено АООТ "Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения", созданное в порядке приватизации завода "Рязсельмаш".
В план приватизации были включены объекты соцкультбыта: детский сад № 20 (Первомайский проспект, д. 19) и ясли-сад № 159 (ул. Шевченко, д. 55), стоимость данных объектов включена в уставный капитал приватизируемого предприятия.
На основании плана приватизации Рязанской регистрационной палатой произведена государственная регистрация права собственности ОАО "Рязсельмаш" на объекты недвижимости, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: № 62 МВ 117476 от 30.07.2002, № 62 МВ 117958 от 14.10.2002, № 62 МВ 117959 от 14.10.2002.
Данная регистрация оспаривалась истцом по делу № А54-3839/03-С7, в удовлетворении иска было отказано.
Истец просит удовлетворить исковые требования, ссылаясь на включение спорных объектов в реестр муниципальной собственности. В выписке из реестра муниципальной собственности основаниями для включения объектов в реестр муниципальной собственности указаны: решение малого Совета Рязанского городского Совета народных депутатов № 88 от 29.09.1992 и договор о взаимных обязательствах от 1994 года.
Постановление главы администрации Рязанской области от 29.04.1994 № 274 об исключении спорных объектов из перечня передаваемых в муниципальную собственность объектов и письмо мэра г. Рязани от 06.07.1995 № 3-5/1302 об отказе в передаче в муниципальную собственность зданий детских садов ОАО "Рязсельмаш" опровергают доводы истца о передаче спорных объектов в муниципальную собственность.
Указанные обстоятельства были предметом исследования судебных инстанций по делу № А54-3839/03-С7. При этом с учетом всех обстоятельств, в том числе приведенных и в настоящем деле, суд признал регистрацию права собственности за ОАО "Рязсельмаш" соответствующей требованиям закона. Данное обстоятельство в силу ст. 69 АПК РФ имеет для настоящего дела преюдициальное значение и не подлежит переоценке.
По договору о взаимных обязательствах имущество детских садов, в том числе спорные здания, было передано во владение и пользование Управлению образования мэрии г. Рязани. Данный вывод также следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 № 12621/04.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, право владения и пользования имуществом.
По договору о взаимных обязательствах предусмотрены частичные ограничения действий собственника в отношении владения и пользования спорными объектами, однако они возникли по воле собственника.
Право распоряжения не было передано по договору, следовательно, ОАО "Рязсельмаш" вправе распоряжаться принадлежащими ему зданиями детских садов, т.е. определять их юридическую судьбу.
То, что спорные объекты находятся во владении и пользовании муниципальных детских учреждений, не свидетельствует о том, что право собственности ОАО "Рязсельмаш" на них утрачено.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего закона, признается юридически действенным при отсутствии его государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их правообладателей.
ОАО "Рязсельмаш" после заключения в 1994 году с Управлением образования мэрии г. Рязани договора о взаимных обязательствах зарегистрировало в Рязанской областной регистрационной палате право собственности на спорные объекты за собой. Таким образом, ОАО "Рязсельмаш" признано государством правообладателем на данные объекты недвижимости. Регистрация данного права в установленном порядке не признана недействительной.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом документально не подтверждено, что здания, расположенные по адресу г. Рязань, Первомайский проспект, 19, и ул. Шевченко 55, переданы в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах суд считает требование истца о вынесении решения о государственной регистрации перехода права собственности не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. Отменить обеспечительные меры, принятые на основании определения Арбитражного суда Рязанской области от 12.09.2005 по делу № А54-4114/2005.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru