Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 20.07.2005 № А54-2649/2005-С11
<ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ 1966 ГОДА РОЖДЕНИЯ И СТАРШЕ (А В 2002 - 2004 ГОДАХ - МУЖЧИНЫ 1952 ГОДА РОЖДЕНИЯ И СТАРШЕ И ЖЕНЩИНЫ 1956 ГОДА РОЖДЕНИЯ И СТАРШЕ) ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ДОЛЖНЫ УПЛАЧИВАТЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВИДЕ ФИКСИРОВАННОГО ПЛАТЕЖА ЛИШЬ В ЧАСТИ, НАПРАВЛЯЕМОЙ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2005 г. № А54-2649/2005-С11

(Извлечение)

ГУ Управление ПФ РФ по Касимовскому району Рязанской области обратилось в Арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю П., проживающей по адресу: Рязанская область, о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в виде фиксированного платежа в сумме 1800 руб. и пени в сумме 67,34 руб. за период с 01.01.2005 по 28.03.2005.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, заявив о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 215 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 АПК РФ.
В отзыве на заявление ответчик факт неуплаты страховых взносов признает, однако указывает на то, что фактически предпринимательской деятельностью с 1999 г. не занималась, в настоящее время не имеет работы, зарегистрирована в службе занятости и получает пособие по безработице, уплатить сумму, указанную в исковом заявлении, не имеет возможности.
Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель П. зарегистрирована в органах ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. В качестве предпринимателя П. зарегистрирована 21.07.1999, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации предпринимателя № 2312. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 05-36/1835 от 27.06.2005 П. с 14.05.2005 утратила статус предпринимателя на основании ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись от 14.05.05 № 405622613400129.
По данным заявителя уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 г. предпринимателем не производилась. У ответчика имеется задолженность по уплате страховых взносов за 2004 г. в сумме 1800 руб., из них 1200 руб. - на страховую часть пенсии, 600 руб. - на накопительную часть пенсии. Согласно реестру поступления платежей от страхователя, представленному в материалы дела заявителем, предпринимателем П. за период с 01.01.2004 по день подачи искового заявления в суд страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивались.
Таким образом, за индивидуальным предпринимателем П. имеется задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в сумме 1800 руб.
Как следует из представленных в материалы дела заявителем расчетов пени, за нарушение срока уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. органом Пенсионного фонда за период с 01.01.2005 по 28.03.2005 начислены пени в сумме 67 руб. 34 коп., в том числе на страховую часть трудовой пенсии в сумме 44 руб. 90 коп., на накопительную часть - в сумме 22 руб. 44 коп.
Требование органа ПФР № 1126 по состоянию на 28.03.2005 об уплате суммы задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в сумме 1800 руб. и пени в сумме 67,34 руб., направленное ответчику по почте, предпринимателем П. не исполнено, что послужило основанием для обращения органа ПФР в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично. Принимая решение, суд исходил из следующего.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФ РФ.
В силу п. 1 ст. 28 Закона индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии (п. 3).
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется, согласно ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 164-О установлено, что конституционно-правовой смысл положений п. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляя виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа, тем более что действующее законодательство не содержит специальных норм, которые предусматривали бы механизм реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и достигшими пенсионного возраста, права на получение в настоящее время накопительной части пенсии при установлении им трудовой пенсии по старости. Не принят до сих пор и федеральный закон, которым бы определялся ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости для расчета ее размера (пункт 9 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данным Определением Конституционный Суд РФ установил, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Согласно копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе серия 62 № 0028056 П. родилась 16.10.1956 в Восточно-Казахстанской области.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше), к которым относится и ответчик, для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Учитывая изложенное, факт неуплаты ответчиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в виде фиксированного платежа, направляемого на страховую часть пенсии, Арбитражный суд считает, что требование заявителя о взыскании с П. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в сумме 1200 руб. на страховую часть пенсии и пени в сумме 44,90 руб. за период с 01.01.2005 по 28.03.2005 правомерно и подлежит удовлетворению.
В удовлетворении остальной части требования следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии со ст. 333.22 НК РФ Арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Учитывая изложенное, тяжелое финансовое положение ответчика, отсутствие постоянного дохода в виде заработной платы, суд считает необходимым уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, до 50 руб.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с П., родившейся 16.10.1956 в Восточно-Казахстанской области, проживающей по адресу: Рязанская область, в доход бюджета Пенсионного фонда РФ задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2004 г. в сумме 1200 руб. на страховую часть трудовой пенсии и пени за просрочку уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за период с 01.01.2005 по 28.03.2005 в сумме 44 руб. 90 коп.
В удовлетворении остальной части требования отказать.
2. Взыскать с П., родившейся 16.10.1956 в Восточно-Казахстанской области, проживающей по адресу: Рязанская область, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 50 руб.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru