Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 13.07.2005 № А54-1829/2005-С17
<СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ИСК О ПРИЗНАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ В ЧАСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ЦЕНЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА НА СУММУ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ, ТАК КАК ПЕРЕДАЧА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВЫКУПАЕМОГО В ПОРЯДКЕ ПРИВАТИЗАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2005 г. № А54-1829/2005-С17

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Река-92" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Рязанскому региональному отделению специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - Фонд) и Управлению Федерального казначейства по Рязанской области (далее - УФК) о признании недействительным договора купли-продажи № 62-007-03-ф находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность обществом с ограниченной ответственностью "Река-92", от 12.09.2003 в части соглашения об уплате суммы налога на добавленную стоимость в размере 42206 руб. 18 коп. за приобретенный земельный участок.
Истец исковые требования поддержал, уточнил исковые требования и просит признать недействительным п. 2.7 договора купли-продажи № 62-007-03ф от 12.09.2003 в части условия об оплате налога на добавленную стоимость в размере 42206 руб. 18 коп.
Уточнение исковых требований судом принято.
Истец исковые требования поддерживает, указывая на несоответствие договора купли-продажи № 62-007-03-ф находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность обществом с ограниченной ответственностью "Река-92", от 12.09.2003 требованиям законодательства в части включения налога на добавленную стоимость в цену договора и порядка его уплаты по указанным в договоре реквизитам.
Ответчик - Рязанское региональное отделение специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по иску возражает, ссылаясь на то, что является субъектом налоговых отношений, несет все права и обязанности продавца, в том числе по уплате налогов, возложенных на продавца. Выступая продавцом в договоре купли-продажи земельных участков, Фонд является плательщиком налога на добавленную стоимость; сделки по продаже земельных участков, заключенные Российским фондом федерального имущества до первого января 2005 г., являются объектом налогообложения, операции по реализации земельных участков не освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе выкупаемые в процессе приватизации земель, находящихся в государственной собственности, что следует из разъяснения МНС России от 19.02.2003 № ВГ-9-03/04.
Ответчик (Управление федерального казначейства по Рязанской области) указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку стороной оспариваемого договора не является, налог на добавленную стоимость был перечислен истцом на счет Российского фонда федерального имущества - Рязанское отделение.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, пояснения по иску не представило.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Между специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (Продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Река-92" (Покупатель) заключен договор купли-продажи № 62-007-03-ф находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность ООО "Река-92", от 12.09.2003, по условиям которого Продавец обязался передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего Договора земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 62:29:008 00 73:0001, находящийся по адресу: г. Рязань, для размещения и эксплуатации магазина в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 723,7 кв. м, находящегося на праве аренды согласно Постановлению Администрации г. Рязани № 4340 от 21.11.2002.
Договор купли-продажи заключен на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области № 74-р от 29.08.2003.
В пункте 2.1 Договора указано, что цена Договора составляет 253327,10 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 42206,18 руб. В п. 2.7 Договора указаны реквизиты для перечисления налога на добавленную стоимость.
Во исполнение условий Договора 16 сентября 2003 г. Продавец передал, а Покупатель принял вышеназванный земельный участок по передаточному акту.
Платежным поручением № 76 от 15.09.2003 истец перечислил сумму 204699,99 руб., составляющую стоимость земельного участка, платежным поручением № 78 от 15.09.2003 на счет Рязанского регионального отделения "Российский фонд федерального имущества" перечислен налог на добавленную стоимость в сумме 42206,18 руб.
Считая, что включение налога на добавленную стоимость в цену земельного участка противоречит действующему законодательству, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Несоответствие закону или другому правовому акту выражается в нарушении требований, установленных ими.
В рассматриваемом случае в договоре купли-продажи № 62-007-03-ф находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность обществом с ограниченной ответственностью "Река-92" (далее по тексту - Договор), от 12.09.2003 определена выкупная цена земельного участка с начислением на эту цену налога на добавленную стоимость в сумме 42206,18 руб. Увеличение цены земельного участка на сумму налога на добавленную стоимость не соответствует действующему законодательству.
По договору ООО "Река-92" приобрело в собственность земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (торговое здание), находившийся до его отчуждения в федеральной собственности.
Торгово-закупочное предприятие "Река" (правопредшественник ООО "Река-92") в порядке приватизации выкупило объект недвижимости - магазин, расположенный по адресу: г. Рязань.
Действующее на момент приватизации объекта недвижимости законодательство не предусматривало одновременной приватизации объектов недвижимости и земельных участков, на которых они расположены.
В соответствии с пунктом 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Согласно абзацу второму пункта 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 3 ст. 28 главы V "Особенности приватизации отдельных видов имущества" Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести в собственность у государства или муниципального образования земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов.
Пунктом 14 статьи 43 Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ установлено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных согласно законодательству Российской Федерации к собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) в случае приобретения объектов, находящихся в федеральной собственности. При этом если решение о приватизации принимает Минимущество России, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.
Из материалов дела следует, что решение о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: г. Рязань, оформлено Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Рязанской области от 29.08.2003 № 74-р.
Продавцом по договору купли-продажи № 62-007-03-ф находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность обществом с ограниченной ответственностью "Река-92", от 12.09.2003 выступало Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" как организация, уполномоченная на совершение сделок от имени Российской Федерации.
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, следует, что передача земельного участка ООО "Река-92" производилась в порядке приватизации, поскольку передавался земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, приобретенный истцом в порядке приватизации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (продавец по договору) не являлось плательщиком налога, поскольку выполняло функции по передаче земельного участка в собственность от имени Российской Федерации.
При таких обстоятельствах условия договора купли-продажи № 62-007-03-ф от 12.09.2003 в части увеличения цены земельного участка на сумму налога на добавленную стоимость в сумме 42206,18 руб. (пункт 2.1 договора) не соответствуют требованиям действующего законодательства и являются недействительными.
В иске к Управлению федерального казначейства по Рязанской области следует отказать.
Госпошлина, уплаченная по иску, подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования ООО "Река-92" г. Рязани удовлетворить.
Признать недействительными условия договора купли-продажи № 62-007-03-ф находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные обществом с ограниченной ответственностью "Река-92", от 12.09.2003, пункт 2.1 в части увеличения цены земельного участка на сумму налога на добавленную стоимость 42206,18 руб.
2. В иске к Управлению федерального казначейства по Рязанской области отказать.
3. Возвратить ООО "Река-92" из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
4. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru