Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 08.07.2005 № А54-2308/2005-С10
<ИМУЩЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ВЫКУПАЕМОЕ В ПОРЯДКЕ ПРИВАТИЗАЦИИ, НЕ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 18.01.2006 № А54-2308/2005-С10 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 2005 г. № А54-2308/2005-С10

(Извлечение)

ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Российской Федерации в лице Специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" г. Москвы, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области, УФНС по Рязанской области, о применении последствий недействительности сделки в части соглашения об уплате суммы налога на добавленную стоимость (пункты 2.1., 2.5., 2.7. договора) и взыскании суммы уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 692866 руб. 23 коп.
Истец исковые требования поддержал в полном объеме, указывая на недействительность пунктов 2.1., 2.5., 2.7. договора купли - продажи земельного участка № 62-046-04-ю от 21.12.2004.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражает, указывает, что является плательщиком НДС выступая продавцом в сделках купли-продажи земельных участков. Полагает, что положения пп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ к правоотношениям, возникшим при выкупе государственных земельных участков, не применяются.
Третье лицо (УФНС по Рязанской области) против удовлетворения исковых требований возражает, полагает, что ответчик при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, должен был предъявить покупателю (истец по делу) сумму НДС.
Третье лицо (Территориальное управление) в судебное заседание не явилось, отзыв на исковое заявление не представило. В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон и третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства, Арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с договором купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка № 62-046-04-ю от 21.12.2004 продавец (ответчик по делу) передал покупателю (истец по делу) земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 62:29:009 00 36:0001, находящийся по адресу, установленному относительно ориентира: г. Рязань, для размещения и эксплуатации газонаполнительного пункта общей площадью 24108 кв. м.
Пунктом 2.1. договора установлено, что его цена составляет 4542123 руб. 09 коп., в том числе налог на добавленную стоимость 692866 руб. 23 коп.
Пунктом 2.2. определена цена выкупаемого участка, которая составляет 3849256 руб. 86 коп.
Согласно п. 2.7. указанного договора налог на добавленную стоимость в сумме 692866 руб. 23 коп. перечисляется на текущий счет продавца.
Факт исполнения сторонами договорных обязательств, в том числе оплаты истцом налога на добавленную стоимость в сумме 692866 руб. 23 коп. подтверждается передаточным актом от 27.12.2004, платежным поручением № 4295 от 23.12.2004, представленными в материалы дела и не оспаривается сторонами.
Как следует из представленных в материалы дела плана приватизации государственного предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Рязаньоблгаз", свидетельств о государственной регистрации права объектов недвижимости, расположенных по адресу г. Рязань, выданных Рязанской областной регистрационной палатой 21.09.2000, а также распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области от 10.12.2004 № 323-р, выкуп указанного земельного участка осуществлялся в порядке приватизации.
Законодательство, действовавшее на момент приватизации истцом имущества предприятия, не предусматривало одновременной приватизации имущественных комплексов государственных предприятий и земельных участков, на которых они расположены. Это стало возможным с октября 2001 года, когда вступил в действие Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 28 главы V "Особенности приватизации отдельных видов имущества" Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.
Пунктом 14 статьи 43 Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ установлено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 № 576, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности. При этом, если решение о приватизации таких земельных участков принимает Минимущество России, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.
Решение о приватизации земельных участков, приобретенных истцом по договору купли-продажи, находящегося в государственной собственности земельного участка № 62-046-04-ю от 21.12.2004, оформлено распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области от 10.12.2004 № 323-р. Договор купли-продажи со стороны продавца заключен Специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества". При заключении договора ответчик действовал в качестве организации, уполномоченной на совершение сделок от имени Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
Таким образом передача указанного земельного участка в собственность истцу по договору купли-продажи производилась в порядке приватизации и, следовательно, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Ответчик не являлся плательщиком данного налога, поскольку выполнял функции по передаче земельных участков в собственность от имени Российской Федерации.
Доводы ответчика и третьего лица (Управление ФНС по Рязанской области) не могут быть приняты судом, поскольку противоречат прямому указанию закона - пп. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ.
При таких обстоятельствах условие договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка № 62-046-04-ю от 21.12.2004 в части, касающейся увеличения цены земельного участка на сумму налога на добавленную стоимость, не соответствует требованиям действующего законодательства, вследствие чего требование истца является правомерным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика, однако учитывая, что последний освобожден от ее уплаты, подлежат возврату из федерального бюджета в соответствии со ст. 333.40 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.40 НК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Обязать Специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" г. Москвы возвратить ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани 692866 руб. 23 коп., полученных в виде налога на добавленную стоимость.
2. Возвратить ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.

5 июля 2005 г. Дело № А54-2308/2005-С10


РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Обязать Специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" г. Москвы возвратить ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани 692866 руб. 23 коп., полученных в виде налога на добавленную стоимость.
2. Возвратить ОАО "Рязаньоблгаз" г. Рязани из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.
3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru