Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Рязанского областного суда от 21.06.2005
<ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАДЕРЖАНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПОМЕЩЕНИЕМ ЕГО НА СТОЯНКУ, ХРАНЕНИЕМ, А ТАКЖЕ ЗАПРЕЩЕНИЕМ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОТНОСИТСЯ К ВЕДЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.02.2005 № 42-ПГ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПОМЕЩЕНИЯ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ СТОЯНКУ И ХРАНЕНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ" ПРИЗНАНО ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ>

Официальная публикация в СМИ:
"Рязанские ведомости", № 268, 13.12.2005 (Извлечение)


Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2005 № 6-Г05-8 данное решение в части удовлетворения требований прокурора о признании недействующими п. 3 и 7 Постановления Губернатора Рязанской области от 18.02.2005 № 42-пг отменено и направлено для принятия нового решения с указаниями в удовлетворении заявления отказать. В остальной части решение оставлено без изменения.



РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2005 года

(Извлечение)

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Рязанской области о признании недействующим Постановление Губернатора Рязанской области от 18 февраля 2005 года № 42-пг "Об утверждении порядка помещения на специализированную стоянку и хранения задержанных транспортных средств"

установил:

Прокурор Рязанской области обратился в суд с названным заявлением, мотивируя тем, что Постановлением Губернатора Рязанской области от 18 февраля 2005 года № 42-пг "Об утверждении порядка помещения на специализированную стоянку и хранения задержанных транспортных средств" утверждены "Порядок действий уполномоченных организаций при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче" (Приложение № 1), "Технические условия к размещению и оборудованию специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных транспортных средств" (Приложение № 2) и "Акт приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку" (Приложение № 3).
Оспариваемое постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" № 42 от 26 февраля 2005 г.
Прокурор считает, что данное постановление принято Губернатором Рязанской области с превышением предоставленных ему законом полномочий и противоречит требованиям федерального законодательства, а именно:
В соответствии со ст. 1.3, 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) правовое регулирование вопросов, связанных с задержанием транспортного средства, относится к ведению Российской Федерации. В связи с чем Губернатор Рязанской области не имел полномочий на принятие постановления, которым разрешаются вопросы, связанные с задержанием транспортного средства.
Кроме того, прокурор считает, что пункт 4 оспариваемого постановления противоречит Закону РФ "О милиции", а пункт 5 оспариваемого постановления, пункты 2.3, 2.5 Приложения № 1 и Приложение № 3 противоречат "Правилам задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. № 759.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал заявленные требования.
Представитель Губернатора Рязанской области Т.Н. не признал заявленные требования, пояснив, что оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству.
Суд, выслушав прокурора, представителя Губернатора Рязанской области, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Губернатором Рязанской области 18 февраля 2005 года принято Постановление № 42-пг "Об утверждении порядка помещения на специализированную стоянку и хранения задержанных транспортных средств", которым также утверждены - "Порядок действий уполномоченных организаций при помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранении и выдаче" (Приложение № 1), "Технические условия к размещению и оборудованию специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных транспортных средств" (Приложение № 2) и "Форма акта приема-передачи транспортного средства для помещения на специализированную стоянку" (Приложение № 3).
Оспариваемое постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" № 42 от 26 февраля 2005 г.
Из текста оспариваемого нормативного акта следует, что он принят во исполнение ст. 27.13 КоАП РФ и Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" и регулирует вопросы, связанные с помещением задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, а также с созданием (размещением и оборудованием) таких стоянок.
В соответствии с ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Такой порядок Правительством РФ установлен в Постановлении от 18 декабря 2003 г. № 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации".
В пункте 2 данного постановления Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок - специально отведенных охраняемых мест хранения задержанных транспортных средств, в том числе для транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Пунктами 2, 4, 9 постановления Губернатора Рязанской области утверждены "Технические условия к размещению и оборудованию специализированных стоянок, предназначенных для хранения задержанных транспортных средств" (Приложение № 2), а также на управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области и начальника этого управления Т.А. возложено обеспечить контроль за созданием таких стоянок.
Суд считает, что пункты 2, 4 (в части обеспечения контроля за соблюдением требований, определенных пунктом 2 настоящего постановления) и пункт 9 приняты Губернатором Рязанской области для создания (размещения и оборудования) специализированных стоянок, то есть во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 759 и, соответственно, эти пункты не противоречат требованиям федерального законодательства. В связи с чем в этой части заявление прокурора удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем из пунктов 1, 3, 4 (в части обеспечения контроля за соблюдением требований, определенных пунктом 3 настоящего постановления, со стороны уполномоченных организаций и органов внутренних дел), пунктов 5 - 8 следует, что они регулируют вопросы, связанные с задержанием транспортного средства в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вероятно, имеется в виду подпункт 7, а не подпункт 6 пункта 1 статьи 27.1 КоАП РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В силу пп. 6 п. 1 ст. 27.1 КоАП РФ задержание транспортного средства относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 1.3 КоАП РФ установление мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении относится к ведению Российской Федерации. В связи с этим пункты 1, 3, 4 (в части обеспечения контроля за соблюдением требований, определенных пунктом 3 настоящего постановления, со стороны уполномоченных организаций и органов внутренних дел), пункты 5 - 8 оспариваемого постановления приняты Губернатором Рязанской области с превышением полномочий, предоставленных ему законом, поэтому подлежат признанию недействующими.
Доводы представителя Губернатора Рязанской области о том, что пункты 1, 3, 4 (в названной части), 5 - 8 приняты во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 759 являются несостоятельными, поскольку из текста этих пунктов нельзя сделать такого вывода.
Утверждение представителя Губернатора Рязанской области о том, что оспариваемое постановление конкретизирует порядок задержания транспортного средства и определяет соответствующие организации для совершения этих действий также не влечет отказа в удовлетворении заявления, поскольку порядок задержания транспортного средства определен в КоАП РФ, Постановлении Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 759 и принятым в соответствии с п. 10 этого постановления Приказом МВД РФ от 19 марта 2004 года № 187 "О реализации Постановления Правительства РФ от 18 декабря 2003 года № 759". Этими нормативными актами установлен и конкретизирован порядок задержания транспортного средства, а также определены соответствующие организации для совершения этих действий.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд считает, что названные пункты оспариваемого постановления подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку участники административных правоотношений уже исполнили свои права и обязанности. Если названные нормы нарушили права конкретных лиц, то они не лишены возможности обратиться в суд с иском о защите имущественных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Рязанской области удовлетворить в части - признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 1, 3, 4 (в части обеспечения контроля за соблюдением требований, определенных пунктом 3 настоящего постановления, со стороны уполномоченных организаций и органов внутренних дел), пункты 5 - 8 Постановления Губернатора Рязанской области от 18 февраля 2005 года № 42-пг "Об утверждении порядка помещения на специализированную стоянку и хранения задержанных транспортных средств" с момента вступления решения суда в законную силу, в остальной части заявленных требований - отказать.
Обязать Губернатора Рязанской области опубликовать в газете "Рязанские ведомости" сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Рязанский областной суд


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru