Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2005 № А54-1483/2005-С15
<УБЫТКИ, ПРИЧИНЕННЫЕ ГРАЖДАНИНУ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, В Т.Ч. ИЗДАНИЯ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ЗАКОНУ ИЛИ ИНОМУ ПРАВОВОМУ АКТУ АКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИЛИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПОДЛЕЖАТ ВОЗМЕЩЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2005 г. № А54-1483/2005-С15

(Извлечение)

ООО "Рязаньрегионгаз" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Фонду социальной поддержки населения Скопинского района, Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, Министерству финансов РФ о взыскании суммы убытков в связи с предоставлением льгот в размере 1094 руб. 06 коп.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация МО Скопинского района Рязанской области в лице Финансового отдела.
В судебном заседании представителем Министерства финансов РФ было заявлено ходатайство о привлечении Администрации МО Скопинского района Рязанской области в лице Финансового отдела Администрации в качестве надлежащего ответчика. Истец по заявленному ходатайству не возражал. Судом ходатайство удовлетворено, в порядке ст. 47 АПК РФ Администрация МО Скопинского района Рязанской области в лице Финансового отдела переведена из третьих лиц в соответчики по делу.
Истец заявленные требования поддерживает. В обоснование ссылается на исполнение со своей стороны требований Федерального закона РФ от 09.07.1993 № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентах" (далее по тексту - Закон) по предоставлению льгот, в соответствии с которым лица, награжденные знаком "Почетный донор", имеющие право на льготу, в 2004 году оплачивали коммунальные услуги (газ) в размере 50% от установленного тарифа. За период с января 2004 г. по январь 2005 г. общий размер понесенных истцом по Скопинскому району фактических затрат составил 8462 руб. 95 коп. Из них возмещены 7368 руб. 89 коп. Не возмещенные фактические затраты истец считает убытками, которые должны быть возмещены за счет бюджетных средств.
Представитель субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области считает, что казна субъекта Российской Федерации не может нести ответственность по иску, так как Законом Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" обязанность по финансированию данного закона не возложена на субъект Российской Федерации - Рязанскую область, вследствие чего финансово-казначейское управление Рязанской области не является надлежащим ответчиком по данному делу. Надлежащий ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов РФ считает исковые требования в отношении себя необоснованными и не подлежащими удовлетворению, мотивируя отсутствием оснований для возмещения вреда, то есть отсутствием доказательств вины Министерства финансов Российской Федерации, причинно-следственной связи между его действиями и возникновением убытков у истца. Надлежащим ответчиком по делу считает Финансовый отдел муниципального образования - Скопинский район Рязанской области в связи с ненадлежащим исполнением им непосредственного финансирования статьи 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", который определен Правительством Российской Федерации.
Фонд социальной поддержки населения Администрации муниципального образования - Скопинский район в отзыве указывает, что иск о возмещении суммы фактических затрат, связанных с предоставлением льгот в оплате за газ, заявлен к ненадлежащему ответчику и просит оставить исковое заявление в части предъявления иска к фонду социальной поддержки населения Скопинского района без удовлетворения.
Финансовый отдел Администрации муниципального образования - Скопинский район в отзыве на иск указывает, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику и в части предъявления иска к Финансовому отделу муниципального образования - Скопинский район просит отказать.
Из материалов дела следует.
В период с января по декабрь 2004 г. ООО "Рязаньрегионгаз" предоставляло на территории Скопинского района льготы гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", по оплате газа в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов". Согласно вышепоименованному Закону, ООО "Рязаньрегионгаз" ежемесячно предоставляло в Фонд социальной поддержки населения Скопинского района счета на возмещение затрат, связанных с предоставлением льгот.
Всего за указанный период ООО "Рязаньрегионгаз" представлено документов по проживающим на территории района 16-ти донорам на возмещение расходов на сумму 8462,95 руб., из них возмещено 7368,89 руб. Не возмещенные расходы составили 1094 руб. 06 коп., которые истец считает прямыми убытками.
В связи с отказом в возмещении понесенных убытков со стороны Администрации Скопинского района в добровольном порядке истец обратился с настоящими исковыми требованиями в Арбитражный суд.
Оценив материалы дела, представленные доказательства, доводы сторон, третьих лиц, суд пришел к выводу, что требования истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 № 5142-1 (далее по тексту - Закон) граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг.
ООО "Рязаньрегионгаз" оказывало услуги по предоставлению указанной льготы в части оплаты газа в 2004 году, что подтверждается ведомостями фактически предоставленных льгот.
В соответствии со ст. 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" от 23.12.2003 № 186-ФЗ бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций выделены субвенции на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных ст. 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов". Предоставление и расходование указанных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2004 года утверждены Правила предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона (далее по тексту - Правила).
Пунктами 2, 3 Правил установлено, что расходы, связанные с реализацией статьи 11 Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год. Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования расходов на эти цели, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации, и на основании ежеквартальных отчетов финансовых органов субъектов Российской Федерации о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией статьи 11 Закона, а также данных о количестве граждан, которым предоставлены указанные льготы.
Пунктом 6 Правил на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и получателей бюджетных средств, обеспечивающих предоставление указанных льгот, возложена ответственность за достоверность представляемых в Министерство финансов Российской Федерации сведений для предоставления из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона.
Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.
Министерство финансов Российской Федерации в 2004 году осуществляло перечисление денежных средств на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона, субъектам Российской Федерации. В частности, Рязанской области были перечислены бюджетные средства в сумме 813673, 09 рублей, что подтверждается реестрами № 2309213530/1 от 29 октября 2004 года, № 2309216692/1 от 21 декабря 2004 года и актом сверки расчетов по межбюджетным отношениям на 1 января 2005 года, характеризующим состояние за 2004 год межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и соответствующим бюджетом субъекта Российской Федерации.
Дальнейшее перечисление вышеуказанных средств производилось в соответствии с п. 4 Правил, который устанавливает, что передача средств в порядке межбюджетных правоотношений из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты осуществляется органами Федерального казначейства на основании представляемых финансовыми органами субъектов Российской Федерации платежных поручений на перечисление субвенций в доходы местных бюджетов.
Таким образом, непосредственное исполнение финансирования статьи 11 Закона производилось Финансовым отделом муниципального образования - Скопинский район Рязанской области.
Довод Финансово-казначейского управления Рязанской области о наличии задолженности Федерального бюджета перед бюджетами местных органов власти не может быть принят судом в связи с тем, что не относится к предмету исковых требований и подлежит регулированию в рамках бюджетного законодательства. Кроме того, в отзывах Администрация муниципального образования - Скопинский район в лице Финансового отдела подтверждается, что неоплаченный счет за декабрь 2004 года был выставлен в январе 2005 года и указанный счет до настоящего момента не оплачен, следовательно, возмещение средств в порядке предоставления субвенций, определенном постановлением Правительства РФ со стороны Скопинского района соблюдено не было.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы.
Следовательно, по искам о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот в 2004 г., надлежащим ответчиком является Финансовый отдел муниципального образования - Скопинский район Рязанской области, который был обязан во исполнение Закона и вышепоименованного Постановления возместить данные расходы ООО "Рязаньрегионгаз" и обратиться в надлежащем порядке за их компенсацией.
Фактический размер убытков ООО "Рязаньрегионгаз" по предоставлению льгот в 2004 году составил 1094 руб. 06 коп. Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела документами, в том числе: списками граждан, имеющих права на льготы, сведениями о фактическом предоставлении льгот, актом сверки взаимных расчетов Фонда социальной поддержки населения Скопинского района и ООО "Рязаньрегионгаз". Доказательства понесенных истцом убытков и экономическое обоснование затрат исследованы судом и ответчиком не оспариваются.
Исходя из изложенного, требования о взыскании с казны муниципального образования - Скопинский район в лице его финансового органа в пользу истца в сумме 1094 руб. 06 коп. правомерны и подлежат удовлетворению.
Уплаченная истцом госпошлина в сумме 500 рублей подлежит возврату из дохода федерального бюджета в соответствии с п. 5 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны муниципального образования - Скопинский район в лице Финансового отдела администрации муниципального образования - Скопинский район в пользу ООО "Рязаньрегионгаз" убытки в сумме 1094,06 руб. по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате газа жилья в 2004 году в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 № 5142-1 ".
2. Возвратить ООО "Рязаньрегионгаз" из дохода федерального бюджета госпошлину в сумме 500 рублей.
3. На решение может быть подана жалоба в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru