Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Кораблинского районного Совета депутатов Рязанской области от 19.12.2006 № 63
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области", № 5, 25.12.2006


Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 3 данного документа)



КОРАБЛИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2006 г. № 63

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

1. Утвердить районную целевую Программу "Развитие образования муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области на 2007 - 2010 годы" (прилагается).
2. Предусмотреть средства для реализации районной программы в бюджете муниципального образования - Кораблинский муниципальный район на 2007 - 2010 годы.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава муниципального образования -
Кораблинский муниципальный район
М.П.ЛИПАТОВ





Приложение
к решению Кораблинского
районного Совета депутатов
"Об утверждении районной целевой Программы
"Развитие образования МО - Кораблинский
муниципальный район на 2007 - 2010 годы"

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО - КОРАБЛИНСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН НА 2007 - 2010 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

   -------------------T---------------------------------------------------¬

¦Название Программы¦Районная целевая программа "Развитие образования МО¦
¦ ¦- Кораблинский муниципальный район Рязанской¦
¦ ¦области на 2007 - 2010 годы" ¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦Основание для ¦Решение Совета при управлении образования и¦
¦разработки ¦молодежной политики МО - Кораблинский муниципальный¦
¦Программы ¦район Рязанской области № 1 от 22 февраля 2006 года¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Администрация МО - Кораблинский муниципальный район¦
¦заказчик ¦Рязанской области ¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦Разработчик ¦Управление образования и молодежной политики¦
¦Программы ¦администрации МО - Кораблинский муниципальный район¦
¦ ¦Рязанской области ¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Обеспечение условий для удовлетворения потребностей¦
¦ ¦граждан Кораблинского района, общества и рынка¦
¦ ¦труда в качественном образовании путем создания¦
¦ ¦новых механизмов регулирования в сфере образования,¦
¦ ¦обновления структуры и содержания образования,¦
¦ ¦развития фундаментальности и практической¦
¦ ¦направленности образовательных программ, внедрения¦
¦ ¦инновационных технологий в образовательный процесс,¦
¦ ¦совершенствования системы непрерывного образования ¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦Стратегические ¦Развитие образования как важнейшего фактора¦
¦задачи Программы ¦формирования нового качества экономики и общества; ¦
¦ ¦- совершенствование содержания и технологий¦
¦ ¦образования; ¦
¦ ¦- развитие системы обеспечения качества¦
¦ ¦образовательных услуг; ¦
¦ ¦- повышение эффективности управления в системе¦
¦ ¦образования района; ¦
¦ ¦- совершенствование экономических механизмов в¦
¦ ¦сфере образования; ¦
¦ ¦- обеспечение конституционных прав граждан на¦
¦ ¦доступность качественного образования ¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые ¦Охват детей дошкольными образовательными¦
¦индикаторы и ¦программами (в процентах от общей численности детей¦
¦показатели ¦дошкольного возраста) ¦
¦Программы ¦2007 г. - 73% ¦
¦ ¦2008 г. - 77% ¦
¦ ¦2009 г. - 80% ¦
¦ ¦2010 г. - 85% ¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦ ¦Количество учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по¦
¦ ¦программам предпрофильной подготовки,¦
¦ ¦индивидуальным учебным планам и программам¦
¦ ¦профильного обучения (в процентах от общей¦
¦ ¦численности учащихся 9 - 11 классов) ¦
¦ ¦2007 г. - 5% ¦
¦ ¦2008 г. - 7% ¦
¦ ¦2009 г. - 10% ¦
¦ ¦2010 г. - 25% ¦
¦ ¦Количество школьников, обучающихся в системе¦
¦ ¦внутришкольного дополнительного образования (в % от¦
¦ ¦общего числа школьников) ¦
¦ ¦2007 г. - 2% ¦
¦ ¦2008 г. - 5% ¦
¦ ¦2009 г. - 8% ¦
¦ ¦2010 г. - 11% ¦
¦ ¦Количество образовательных учреждений, реализующих¦
¦ ¦новые государственные образовательные стандарты¦
¦ ¦общего образования на основе компетентностного¦
¦ ¦подхода, включающего в себя требования к уровню¦
¦ ¦подготовки выпускников различных ступеней общего¦
¦ ¦образования, условий осуществления образовательной¦
¦ ¦деятельности ¦
¦ ¦базисный учебный план (в % от числа школ района) ¦
¦ ¦2010 г. - 100% ¦
¦ ¦Количество школьников, охваченных обучением с¦
¦ ¦использованием современных информационных¦
¦ ¦технологий (в % от общего числа школьников) ¦
¦ ¦2007 г. - 65% ¦
¦ ¦2008 г. - 75% ¦
¦ ¦2009 г. - 85% ¦
¦ ¦2010 г. - 90% ¦
¦ ¦Количество поступивших в учебные заведения среднего¦
¦ ¦и высшего профессионального образования по¦
¦ ¦результатам единого государственного экзамена (в %¦
¦ ¦от числа выпускников 11-х классов школ и учащихся¦
¦ ¦ПУ) ¦
¦ ¦2007 г. - 40% ¦
¦ ¦2008 г. - 55% ¦
¦ ¦2009 г. - 70% ¦
¦ ¦2010 г. - 85% ¦
¦ ¦Количество учащихся 9 - 11 классов, обучающихся по¦
¦ ¦программам предпрофильной подготовки,¦
¦ ¦индивидуальным учебным планам и программам¦
¦ ¦профильного обучения (в % от числа 9 - 11 классов) ¦
¦ ¦2007 г. - 5% ¦
¦ ¦2008 г. - 7,5% ¦
¦ ¦2009 г. - 10% ¦
¦ ¦2010 г. - 25% ¦
¦ ¦Внедрение повышающих нормативов финансирования¦
¦ ¦обучения и воспитания детей-сирот и детей,¦
¦ ¦находящихся под опекой (в % по отношению к 2006¦
¦ ¦году), в том числе в семьях: ¦
¦ ¦2007 г. - 10% ¦
¦ ¦2008 г. - 12% ¦
¦ ¦2009 г. - 14% ¦
¦ ¦2010 г. - 16% ¦
¦ ¦Увеличение объема средств, привлеченных в сферу ¦
¦ ¦образования района от шефов, спонсоров и меценатов ¦
¦ ¦по отношению к 2006 году ¦
¦ ¦2007 г. - 2% ¦
¦ ¦2008 г. - 5% ¦
¦ ¦2009 г. - 7% ¦
¦ ¦2010 г. - 10% ¦
¦ ¦Прирост консолидированного бюджета образования по ¦
¦ ¦отношению к 2006 году ¦
¦ ¦2007 г. - 14% ¦
¦ ¦2008 г. - 20% ¦
¦ ¦2009 г. - 25% ¦
¦ ¦2010 г. - 30% ¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2007 - 2010 годы ¦
¦реализации ¦На первом этапе (2007 - 2008 годы) предусмотрены¦
¦Программы ¦работы, связанные с разработкой проектов развития¦
¦ ¦системы образования района по отдельным ¦
¦ ¦направлениям, их апробацией, с распространением¦
¦ ¦инновационных разработок в рамках приоритетного¦
¦ ¦национального проекта "Образование" ¦
¦ ¦На втором этапе (2009 - 2010 годы) будет проведена¦
¦ ¦модернизация материальной базы образования,¦
¦ ¦осуществлено методическое, кадровое и¦
¦ ¦информационное обеспечение Программы, внедрение и¦
¦ ¦распространение результатов, полученных на первом¦
¦ ¦этапе ¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦Объемы и источники¦Общий объем финансирования Программы в ценах¦
¦финансирования ¦соответствующих лет составляет 20265 млн. руб., в¦
¦Программы ¦том числе: ¦
¦ ¦за счет средств областного бюджета - 7,5 млн. руб.;¦
¦ ¦федерального бюджета - 10,5 млн. руб.; ¦
¦ ¦бюджетов муниципалитета - 1,765 млн. руб.; ¦
¦ ¦за счет внебюджетных источников - 0,5 млн. руб. ¦
+------------------+---------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦Будут апробированы и внедрены новые стандарты¦
¦результаты ¦общего образования по 50% образовательных¦
¦реализации ¦дисциплин. ¦
¦Программы и ¦Увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом¦
¦показатели ¦доля учащихся, получающих образование с¦
¦социально- ¦использованием информационных технологий. ¦
¦экономической ¦Увеличится с 50% до 70% доля учащихся, поступивших¦
¦эффективности ¦в учебные заведения среднего и высшего¦
¦ ¦профессионального образования по результатам ЕГЭ. ¦
¦ ¦Обеспечение 99,9% охвата детей школьного возраста¦
¦ ¦основным общим образованием. ¦
¦ ¦Создание вариативных форм дошкольного образования¦
¦ ¦(дошкольные группы в школах, группы¦
¦ ¦кратковременного пребывания, консультационные¦
¦ ¦пункты и др.). ¦
¦ ¦Создание в районе школ - ресурсных центров,¦
¦ ¦организация их сетевого взаимодействия. ¦
¦ ¦Введение гибкой системы профилей обучения в старшей¦
¦ ¦ступени школы. ¦
¦ ¦Увеличится охват молодежи и детей деятельностью¦
¦ ¦общественных объединений. ¦
¦ ¦Увеличится доля средств, поступивших от¦
¦ ¦коммерческих и некоммерческих организаций на¦
¦ ¦финансирование образования, в общей сумме расходов¦
¦ ¦на образование по сравнению с 2006 годом. ¦
¦ ¦Увеличится охват обучающихся программами¦
¦ ¦дополнительного образования с 60% до 70% по¦
¦ ¦сравнению с 2006 годом. ¦
¦ ¦Будет обеспечено ежегодное повышение квалификации и¦
¦ ¦(или) переподготовки не менее 20% педагогических и¦
¦ ¦руководящих кадров системы образования района. ¦
¦ ¦Будет обеспечен приоритет различных форм семейного¦
¦ ¦устройства детей, оставшихся без попечения¦
¦ ¦родителей. ¦
L------------------+----------------------------------------------------


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам
социально-экономического развития МО - Кораблинский муниципальный район Рязанской области

Одним из условий социально-экономического развития района и повышения благосостояния его населения является модернизация образования.
Главное преимущество успешности района связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования.
Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста района в средне- и долгосрочной перспективе.
Для достижения этой цели необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Задачи Программы на период до 2010 года таковы:
- развитие современной системы непрерывного образования;
- обеспечение доступности качественного общего образования;
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.
Решение этих задач в 2007 - 2010 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:
- несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
- отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;
- несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития района.
Отдельные мероприятия, направленные на решение этих проблем, реализовывались в предшествующий период.
Благодаря мерам, принятым в 2004 - 2006 годах в рамках реализации Концепции развития образования в Кораблинском районе, областных, районных целевых, межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли образования в социально-экономическом развитии района:
- приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
- разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
- создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в ходе реализации Концепции развития образования района, пока еще нельзя говорить о том, что процесс ее модернизации в полной мере удовлетворяет работодателей, родителей, общественность.
Реализация поставленных в Программе стратегических целей и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления отрицательных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования района направлено на создание условий для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами политики в сфере образования района в условиях бюджетных ограничений.
Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Кроме того, реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую образовательную политику, обеспечит формирование единого образовательного и информационного пространства. Решение задач Программы невозможно осуществить в рамках текущего финансирования, направленного исключительно на содержание образовательных учреждений муниципальной собственности.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса мероприятий, затрагивающих систему образования в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации и распространения на муниципальном уровне, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
- неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения;
- перенос срока полномасштабного выпуска школьников, обучавшихся по новым образовательным стандартам, на 2015 и последующие годы, что негативно повлияет на качественную структуру трудовых ресурсов района и уменьшит ее конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность;
- замедление роста доли детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования;
- сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения;
- рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения.
Для обеспечения качественного образования, его равной доступности для всех граждан района предусматривается перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда. Экономика завтрашнего дня - это инновационная экономика знаний и наукоемких технологий. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового потенциала и задачами новой экономики будут созданы механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности района, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.
Ускорение темпов обновления технологий потребует разработки адекватного содержания образования и соответствующих методов обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения.
Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы образования на внешние факторы во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. В силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности.
Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
Слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам и дефицит квалифицированных кадров являются следствием несоответствия действующих в этой сфере механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования. В то же время недостаточно развиты механизмы привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики. Отсутствуют условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
При отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов единой региональной политики в сфере образования района, все указанные противоречия не будут устранены, а стоящие перед образованием задачи не найдут своего решения.
Без Программы не будут созданы единые условия для развития рыночных механизмов в сфере образования, увеличится разрыв между требованиями рынка труда и качеством образовательных услуг, не будет реализован принцип равных возможностей и доступа граждан района к качественному образованию.

2. Основные направления реализации Программы

Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
1. Совершенствование содержания и технологий образования будет достигнуто за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
- оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;
- введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
- внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
2. Развитие системы обеспечения качества образования будет достигаться за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;
- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;
- завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования, а также осуществление государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников.
3. Повышение эффективности управления в сфере образования будет обеспечено за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;
- внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
- совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.
4. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования будет обеспечено за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- внедрение новых моделей финансирования образовательных учреждений;
- внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных учреждений;
- реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования района.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru