Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 23.05.2005 № А54-988/2005-С4
<СУД ПОЛАГАЕТ, ЧТО ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ АННУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИИ НЕТ, ТАК КАК ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТСУТСТВОВАЛИ ПО ПРИЧИНАМ, НЕ ЗАВИСЯЩИМ ОТ САМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 17.10.2005 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 22.07.2005 оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2005 г. № А54-988/2005-С4

(Извлечение)

Управление ФНС России по Рязанской области просит аннулировать лицензию от 21.07.2003 Б 057662, регистрационный № 18, выданную Управлением МНС России по Рязанской области ООО "Торговый дом "Вина Ставрополья" г. Рязани на осуществление следующего вида деятельности: закупка, хранение и поставки алкогольной продукции.
Представитель налогового органа заявленное требование поддержал.
Представитель ООО "Торговый дом "Вина Ставрополья" считает, что на момент проверки нарушения, вызванные не зависящими от общества причинами, имели место, но в настоящее время нарушения, явившиеся основанием для приостановления действия лицензии и обращения с заявлением об аннулировании лицензии, устранены, в связи с этим просит в удовлетворении заявления отказать.
Одновременно обществом предъявлено встречное заявление о признании незаконным, не подлежащим исполнению решения Управления МНС России по Рязанской области от 18.08.2004 "О приостановлении действия лицензии".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 3 статьи 132, а не пункт 3 части 2 статьи 132 АПК РФ.
   ------------------------------------------------------------------

Поскольку имеется взаимная связь между встречным и первоначальным заявлениями, суд, руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 132 АПК РФ, встречное заявление принял к рассмотрению.
Из материалов дела судом установлено: 21.07.2003 Управлением МНС России по Рязанской области выдана обществу "Торговый дом "Вина Ставрополья" лицензия Б 057662, регистрационный номер 18, сроком на три года, разрешающая организации осуществлять закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
В соответствии с Положением о порядке проведения контрольных технологических проверок и ежегодных обследований организаций в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, утвержденным Приказом государственной Налоговой службы РФ от 26.08.1998 № БФ-3-13/213, проведено ежегодное обследование ООО "Торговый дом "Вина Ставрополья".
По результатам проверки составлен акт от 12.08.2004 № 18-18/4714, из которого следует, что организацией в нарушение ст. 19 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не представлены проверяющим следующие документы:
заключения уполномоченных органов ЦГСЭН по Рязанской области о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
заключение государственной противопожарной службы УВД Рязанской области о соблюдении требований пожарной безопасности;
заключение Управления вневедомственной охраны при УВД Рязанской области о соответствии требованиям, предъявляемым к объектам данной категории;
заключение государственной инспекции труда в Рязанской области о соответствии условий по охране труда для осуществления заявленной деятельности;
оригинал действующей лицензии на право закупки, хранения и поставки алкогольной продукции;
устав организации и учредительные документы ООО "ТД "Вина Ставрополья".
В нарушение ст. 4 Федерального закона от 08.01.1998 № 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" оплата лицензионного сбора за последующий год действия лицензии не произведена. Срок уплаты лицензионного сбора истек 27.07.2004.
В нарушение п. 10 "Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.05.1999 № 564 "Об утверждении положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", организацией не представлена декларация за 2 квартал 2004 года.
По результатам обследования ООО "ТД "Вина Ставрополья" было составлено предписание об устранении выявленных нарушений, информацию об исполнении предписания необходимо было представить в Управление МНС РФ по Рязанской области до 23.08.2004.
Нарушения, указанные в предписании, выданном по акту ежегодного обследования от 12.08.2004 № 18-18/4714 ООО "ТД "Вина Ставрополья", в установленные сроки не устранены.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в действующей редакции) Управлением МНС РФ по Рязанской области принято решение от 18.08.2004 № 18-34/4733 о приостановлении действия лицензии от 21.07.2003 Б 057662, регистрационный № 18, ООО "Торговый дом "Вина Ставрополья" на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
В связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия лицензии, не устранены, Управление на основании п. 3 ст. 20 упомянутого ранее Федерального закона № 171-ФЗ обратилось с заявлением об аннулировании лицензии.
Возражая против заявленного требования, общество ссылается на то, что все документы, включая свидетельство о регистрации, лицензию, были изъяты бывшим директором общества и хранились в неустановленном месте, в связи с чем не могли быть представлены налоговой инспекции при обследовании организации.
По заявлению общества от 05.07.2004 об исчезновении документов Московским РОВД г. Рязани 15.08.2004 возбуждено уголовное дело, местонахождение бывшего директора установлено 02.12.2004, выданные бывшим директором следствию документы возвращены обществу 22.03.2005, в подтверждение представлено письмо ОВД Московского округа от 31.03.2005.
Обществом приняты все меры по устранению установленных нарушений. В материалы дела представлены все документы, необходимые для ведения лицензируемого вида деятельности, в том числе платежное поручение № 91 от 29.12.2004 об оплате лицензионного сбора за последующий год действия лицензии, декларации об объемах поступления этилового спирта, в том числе денатурированного, алкогольной продукции и виноматериалов за 1 квартал 2004 г., 1 полугодие 2004 г., декларация об объемах оборота этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов за период с 1 января по 30 сентября 2004 г., за период с 1 января по 31 декабря 2004 г., за 1 квартал 2005 г., документы соответствующих территориальных органов о соответствии санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам, технике безопасности, охране труда производственных и складских помещений, устав, нотариально заверенная копия лицензии.
Письмами от 8 и 18 апреля 2005 г. общество обращалось в Управление налоговой службы с просьбой провести повторное ежегодное обследование.
Согласно объяснениям Управления по результатам ознакомления с указанными документами, представленными и в материалы дела, и Управлению, организацией восстановлен полный пакет документов, необходимый для продолжения действия лицензии и соответственно ведения лицензируемого вида деятельности. Однако данные документы представлены не в срок, указанный в предписании по результатам проведенного обследования.
В обоснование встречного требования о признании незаконным решения Управления от 18.08.2004 о приостановлении действия лицензии общество ссылается на то, что процедура принятия решения о приостановлении действия лицензии не регламентирована, надлежащий представитель общества не был извещен о результатах проведенного обследования, не был установлен срок для устранения нарушения.
Решение принято в отсутствие материалов, доказывающих вину общества.
Общество указывает на то, что при обследовании истребовались документы, предъявление которых не предусмотрено Положением о порядке проведения контрольных технологических проверок и ежегодных обследований организаций в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что заявление Управления и встречное заявление общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то Правительством Российской Федерации. Статьей 20 названного закона предусмотрено, что действие лицензии может быть приостановлено решением лицензирующего органа.
Согласно Положению "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 № 727, и Положению о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 783, выдача указанных лицензий осуществляется налоговыми органами и они наделены полномочиями принимать решения о приостановлении действия лицензии.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, в соответствии с Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506, являются правопреемниками Министерства РФ по налогам и сборам.
Положением о порядке проведения контрольных технологических проверок и ежегодных обследований организаций в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, утвержденным Приказом Госналогслужбы РФ от 26.08.1998 № БФ-3-31/213, предусмотрено (п. 4) ежегодное обследование организаций по всем видам деятельности.
Согласно п. 11 Положения при обследовании организаций на соответствие условиям, необходимым для осуществления деятельности в сфере оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, подлежат проверке:
а) наличие складских помещений для продукции в потребительской таре;
б) соответствие спиртохранилищ, винохранилищ установленным требованиям температурного режима для хранения продукции;
в) наличие заключений соответствующих территориальных органов о соответствии санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам, технике безопасности, охране труда производственных и складских помещений.
Результаты обследования организации оформляются актами установленной формы, которые должны быть подписаны проверяющими, руководством проверенной организации. В предписаниях акта проверки должны быть установлены сроки исполнения предложений и выявленных недостатков.
В предписании акта обследования от 12.08.2004 № 18-18/4714 в связи с выявленными нарушениями обществу предложено в срок до 23.08.2004 представить полный пакет документов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ, произвести оплату лицензионного сбора за последующий год действия лицензии, представить декларацию о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2004 г.
Акт обследования направлен организации почтой, от учредителя М.В. получено объяснение по акту проверки, согласно которому директором общества С.Т. изъяты все документы, по данному факту возбуждено уголовное дело Московским РОВД г. Рязани.
Общество факт получения акта обследования не отрицает.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ действие лицензии может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случаях, в том числе невыполнения организацией предписаний, неуплаты в установленный срок лицензионного сбора.
В связи с неисполнением предписания и неуплатой сбора 18.08.2004 управлением принято решение о приостановлении действия лицензии.
Суд полагает, что данное решение принято в соответствии с требованиями ФЗ № 171-ФЗ, так как обществом не исполнено предписание по акту обследования, а именно: не представлены документы соответствующих территориальных органов о соответствии санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам, технике безопасности, охране труда производственных и складских помещений.
Не представлены в установленный срок доказательства уплаты лицензионного сбора.
Ссылка общества на то, что в предписании неправомерно содержится предложение представить документы, указанные в ст. 19 упомянутого закона, а именно: оригинал лицензии, учредительные документы, суд считает необоснованной, так как юридическое лицо в соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса РФ действует на основании Устава, документом, разрешающим отдельный вид деятельности в соответствии со ст. 49 ГК РФ, является лицензия.
Установленный упомянутым ранее Положением порядок проведения проверок предусматривает проведение обследования организаций, получивших соответствующие лицензии. Для подтверждения своей правоспособности организация должна иметь и предъявить указанные документы. В связи с этим суд считает, что указание в предписании на необходимость представить лицензию, учредительные документы при обстоятельствах, установленных по данному делу, является правомерным.
Решение о приостановлении действия лицензии принято ранее установленного в предписании срока и не содержит указания на номер, дату лицензии, однако данные обстоятельства не влияют на законность решения, поскольку обществом не представлены доказательства исполнения предписания в установленный срок, решение содержит ссылку на акт обследования, поэтому обществу известно, действие какой лицензии приостановлено.
Пункт 1 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ предусматривает, что действие лицензии может быть приостановлено на срок, не превышающий шести месяцев, в связи с этим отсутствие данного срока в самом решении Управления прав общества не нарушает.
Факт получения акта обследования не отрицается и подтверждается объяснением одного из учредителей общества.
В связи с этим доводы общества о незаконности решения о приостановлении действия лицензии неправомерны, встречное заявление общества удовлетворению не подлежит.
Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что лицензия может быть аннулирована решением суда при невыполнении решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии.
Закон не предусматривает безусловного аннулирования лицензии, учитывая, что до судебного разбирательства и в процессе рассмотрения дела судом организацией приняты все меры по восстановлению документов, необходимых для осуществления деятельности, в том числе в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что подтверждается Управлением. Требуемые документы отсутствовали у организации определенное время по причинам, не зависящим от самой организации, суд полагает, что при установленных обстоятельствах достаточных оснований для аннулирования лицензии нет. В связи с этим требование Управления об аннулировании лицензии удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. По заявлению Управления ФНС России по Рязанской области в аннулировании лицензии от 21.07.2003 Б 057662, регистрационный номер 18, выданной ООО "Торговый дом "Вина Ставрополья", в удовлетворении требования отказать.
2. По встречному заявлению ООО "Торговый дом "Вина Ставрополья" в признании незаконным решения Управления ФНС России по Рязанской области от 18.08.2004 № 18-34/4733 о приостановлении действия лицензии, проверенного на соответствие ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", отказать.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в месячный срок со дня принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru