Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 27.04.2005 № А54-757/2005-С18
<СУММА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ ПО ПИСЬМЕННОМУ ЗАЯВЛЕНИЮ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА. В СЛУЧАЕ НАЛИЧИЯ У НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НЕДОИМКИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ ИЛИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ, НАЧИСЛЕННЫМ ПО ТОМУ ЖЕ БЮДЖЕТУ, ВОЗВРАТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОЙ СУММЫ НАЛОГА ПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАЧЕТА УКАЗАННОЙ СУММЫ В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ НЕДОИМКИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2005 г. № А54-757/2005-С18

(Извлечение)

ОАО энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее по тексту - ОАО "Мосэнерго") обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции МНС России № 7 по Рязанской области о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции МНС России № 7 по Рязанской области, выразившегося в неосуществлении возврата в месячный срок суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2550000 руб. из местного бюджета и в размере 21850000 руб. - из областного бюджета.
МРИ МНС России № 7 по Рязанской области представлена в материалы дела копия приказа Управления ФНС по Рязанской области от 29.11.2004 № 03-06-08/200 "О мерах по реализации приказа ФНС России от 12.11.2004 № САЭ-3-15/53 "О структуре Управления ФНС России по Рязанской области", согласно которому заявитель реорганизован путем преобразования в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Рязанской области. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Рязанской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 7 по Рязанской области.
Судом произведена замена Межрайонной инспекции МНС России № 7 по Рязанской области на правопреемника - Межрайонную инспекцию ФНС России № 7 по Рязанской области.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил требование и просил суд признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неосуществлении возврата в месячный срок суммы излишне уплаченного налога на прибыль за шесть месяцев 2004 г. в размере 2550000 руб. из местного бюджета и в размере 21850000 руб. - из областного бюджета и обязать устранить допущенные нарушения, без указания обязанности возвратить суммы излишне уплаченных налогов, поскольку на данный момент переплата по налогу на прибыль отсутствует.
В обоснование заявленных требований представитель ОАО "Мосэнерго" указал на то, что общество 03.09.2004 обратилось в налоговый орган по месту нахождения филиала - ГРЭС-24 с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль предприятий за шесть месяцев 2004 г. Налоговый орган не возвратил излишне уплаченный налог, что противоречит ст. 78 НК РФ.
Налоговый орган по заявленным требованиям возражает по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Из материалов дела следует, что заявителем ежеквартально в течение 2004 г. осуществлялись авансовые платежи по налогу на прибыль в бюджет Рязанской области и в местный бюджет г. Кораблино Рязанской области.
Согласно хронологии расчетов, отраженных по лицевому счету налогоплательщика за период с 01.01.2004 по 31.03.2005, общество на 01.12.2004 и 01.01.2005 имело переплату по налогу на прибыль в областной бюджет в сумме 28509923 руб., в местный бюджет - в сумме 3356702 руб.
03.09.2004 ОАО "Мосэнерго" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 6 месяцев 2004 г. из местного бюджета в размере 2550000 руб. и из бюджета субъекта РФ - в размере 21850000 руб.
Налоговый орган не принял решение о возврате налога, посчитав, что излишне уплаченные суммы налога на прибыль внесены по результатам отчетного периода (6 месяцев 2004 г.) и считаются авансовыми платежами, а возврат (зачет) излишне уплаченного налога в силу ст. 78 НК РФ возможен лишь по истечении налогового периода.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав представителей сторон, Арбитражный суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходил из следующего:
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не предусмотрено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 7 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
Как следует из материалов дела и не отрицается налоговым органом, на момент обращения общества с заявлением 03.09.2004 о возврате налога по данным лицевого счета у налогоплательщика имелась переплата в бюджет субъекта РФ в сумме 21857060 руб., в местный бюджет - в сумме 2561868 руб.
По состоянию на 03.10.2004 сумма переплаты осталась неизменной.
Учитывая изложенное, норму ст. 78 НК РФ, подачу заявителем заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций, у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа в возврате сумм налога на прибыль организаций в месячный срок со дня подачи заявления о возврате.
Довод налогового органа о том, что авансовые платежи по налогу на прибыль не являются налогом и не могут быть зачтены или возвращены в порядке, предусмотренном ст. 78 НК, до окончания налогового периода и представления годовой налоговой декларации не основаны на нормах закона.
Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.
Статьей 287 НК РФ предусмотрено, что по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Следовательно, квартальные (ежемесячные) авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со статьей 287 НК - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.
При таких обстоятельствах требование заявителя о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неосуществлении возврата в месячный срок со дня подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 2550000 руб. из местного бюджета и в размере 21850000 руб. - из областного бюджета, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На момент рассмотрения дела в суде возврату излишне уплаченный налог на прибыль за 6 месяцев 2004 г. из дохода местного бюджета в сумме 2550000 руб., из дохода областного бюджета - в сумме 21850000 руб. не подлежит, поскольку на момент рассмотрения спора в суде переплата по налогу на прибыль отсутствует. Сумма излишне уплаченного налога на прибыль по итогам 6 месяцев 2004 г. была зачтена налоговым органом в счет погашения недоимки по налогу на прибыль за 2004 г.
Налоговому органу следует устранить допущенные нарушения путем информирования налогоплательщика о произведенных зачетах.
Уплаченная заявителем при подаче данного заявления госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю из дохода федерального бюджета РФ согласно п. 5 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Произвести замену Межрайонной инспекции МНС России № 7 по Рязанской области на правопреемника - Межрайонную инспекцию ФНС России № 7 по Рязанской области.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

1. Бездействие Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Рязанской области (Рязанская область), выразившееся в неосуществлении возврата в месячный срок со дня подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций за 6 месяцев 2004 г. в размере 2550000 руб. из местного бюджета и в размере 21850000 руб. - из областного бюджета, проверенное на соответствие Налоговому кодексу РФ, признать незаконным.
2. Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 7 по Рязанской области (Рязанская область) устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" г. Москвы.
3. Возвратить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Мосэнерго" г. Москвы из дохода федерального бюджета РФ 1000 руб., перечисленные в уплату госпошлины по платежным поручениям от 09.12.2004 № 28268.
4. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru