Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 15.04.2005 № А54-2076/04-С2
<НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ - ПАТЕНТА ИСКЛЮЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВЗЫСКАНИЯ СБОРА ЗА ПРАВО ТОРГОВЛИ В ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 26.08.2005 № А54-2076/04-С2 данное решение и Постановление апелляционной инстанции от 17.06.2005 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2005 г. № А54-2076/04-С2

(Извлечение)

Межрайонная инспекция МНС РФ № 11 по Рязанской области обратилась в Арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю С., проживающему по адресу: Рязанская область, о взыскании сбора за право торговли в сумме 11200 руб., пени за несвоевременную уплату сбора - 841,1 руб. и штрафных санкций за непредставление документов (пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ) в сумме 200 руб. в соответствии с решением инспекции от 15.12.2003 № 23.
Предприниматель в отзыве иск не признал, пояснив, что локальный нормативный акт, в соответствии с которым налоговый орган взыскивает начисленный сбор за право торговли, а также пени и налоговые санкции, не отвечает требованиям действующего налогового законодательства.
В заседании Арбитражного суда объявлен перерыв на период с 04.04.2005 по 08.04.2005 (статья 163 АПК РФ).
В связи с реорганизацией налогового органа (Приказ Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 29 ноября 2004 г. № 03-06-08/200) определением Арбитражного суда от 21.03.2005 надлежащим истцом по делу признана Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Рязанской области.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали заявленные требования, пояснив свою позицию обоснованным начислением сбора, пени и штрафных санкций за налоговые правонарушения, выявленные в ходе выездной налоговой проверки.
Предприниматель и его представитель не признали иск, указав на неправомерность Положения о сборе за право торговли, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Шиловский район Рязанской области от 25.03.2003 № 15. По мнению представителей ответчика, поименованный нормативный акт не содержит определения налоговой базы и порядка исчисления сбора. В дополнение к этому предприниматель указал на добровольную частичную уплату сбора в сумме 2000 руб. по квитанции Шиловского отделения Сбербанка РФ от 25.11.2003, что не учтено налоговой инспекцией.
При рассмотрении материалов дела установлено:
Налоговая инспекция в ноябре 2003 года провела выездную налоговую проверку хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя С. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты сбора за право торговли на территории Шиловского района Рязанской области и единого налога на вмененный доход за период хозяйственной деятельности с 01.01.2003 по 01.11.2003. В ходе проверки были выявлены налоговые правонарушения, заключающиеся в неуплате предпринимателем сбора за право торговли за период с 01.04.2003 по 25.11.2003 по четырем торговым точкам в общей сумме 11200 руб., а также в непредставлении по требованию налогового органа четырех патентов на право торговли. Перечисленные налоговые правонарушения отражены в акте выездной налоговой проверки от 25.11.2003 № 23.
Решением инспекции от 15.12.2003 № 23 предпринимателю по результатам выездной налоговой проверки были начислены: сбор за право торговли в сумме 11200 руб., пени за несвоевременную уплату указанного сбора в сумме 841,1 руб. и штрафные санкции в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в сумме 200 руб. Требования инспекции от 15.12.2003 № 82 и 83 о добровольной уплате начисленного сбора, пени и штрафных санкций оставлены предпринимателем без удовлетворения.
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Положением о сборе за право торговли, рекомендованным комиссией Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам от 04.06.1992 № 61/693, Министерством финансов Российской Федерации от 02.06.1992 № 04-05-20, Государственной налоговой службой Российской Федерации от 02.06.1992 № ИЛ-6-04-176, в пункте 2.1 предусмотрено, что плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно-правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, их дочерние образования и филиалы, а также граждане Российской Федерации и других государств, осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.
В соответствии с разделом 3 Положения о сборе за право торговли (утв. решением Совета депутатов муниципального образования - Шиловский район от 25.03.2003 № 15 в редакции решений от 21.06.2003 № 32 и 33) объектом обложения сбором является деятельность юридического или физического лица по осуществлению оптовой или розничной торговли на территории муниципального образования - Шиловский район Рязанской области. В соответствии с разделом 4 указанного Положения в отношении стационарной торговой сети (магазины, столовые, кафе, бары, рестораны, палатки, ларьки, павильоны, АЗС, аптеки и другие) ставка сбора применяется в размере четырех минимальных оплат труда за каждую единицу торговой сети в месяц.
Сбор за право торговли уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента на право торговли. Уплата суммы сбора за право торговли (раздел 5 Положения) производится при приобретении временного патента безналичным путем через учреждения банка, при приобретении разового талона - наличными денежными средствами лицу, уполномоченному производить выдачу разовых талонов на территории поселка Шилово, а также наличными в кассу администраций сельских округов и поселка Лесной. Документ об уплате сбора за право торговли не заменяет временного патента или разового талона.
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке выдачи временного патента на право торговли (Приложение № 2 к решению Совета депутатов муниципального образования - Шиловский район Рязанской области от 25.03.2003 № 15) для получения временного патента на право торговли заявитель представляет в администрацию муниципального образования следующие документы:
а) заявление на выдачу временного патента с указанием: для юридического лица - полного наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса, наименования банка и номера расчетного счета в банке; для физического лица - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
б) копии учредительных документов (с предъявлением оригинала в случае, если не заверены нотариусом);
в) копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если она не заверена нотариусом);
г) копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
д) указание срока действия патента;
е) перечень объектов, на которых будет осуществляться заявленная деятельность, и мест их расположения с указанием характеристики каждого объекта (вид объекта, специализация, занимаемая площадь);
ж) копию документа, подтверждающего право владения или пользования помещениями;
з) копии заключений органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственной противопожарной службы о соответствии торговых и складских помещений предъявленным требованиям;
и) справку о наличии контрольно-кассовых машин и регистрации их в налоговом органе;
к) документ, подтверждающий оплату.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче временного патента принимается в течение 15 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами (в том числе и документом, подтверждающим оплату). Временный патент выдается на срок не менее одного квартала (в редакции решения от 21.06.2003 № 33). По просьбе заявителя временный патент может быть выдан на срок до одного года.
В акте выездной налоговой проверки от 25.11.2003 № 23 и в решении инспекции от 15.12.2003 № 23 сбор начислен за период хозяйственной деятельности предпринимателя с 01.04.2003 по 25.11.2003. Начало исчисления налоговым органом срока уплаты сбора с 1 апреля 2003 года неправильно по своей сущности, а также не соответствует решению Совета депутатов муниципального образования - Шиловский район от 21.06.2003 № 34. Данным решением был изменен срок вступления в силу решения Совета от 25.03.2003 № 15 "Об утверждении Положения о сборе за право торговли (новая редакция)". С учетом внесенной поправки Положение о сборе за право торговли в новой редакции вступило в силу с 1 мая 2003 г.
Налоговый орган в решении от 15.12.2003 № 23 не отразил факт добровольной уплаты предпринимателем С. по квитанции Шиловского отделения Сбербанка РФ от 25.11.2003 сбора за право торговли в сумме 2000 руб.
Возражения налогоплательщика о том, что локальные нормативные акты муниципального образования, регулирующие уплату сбора, не определяют налоговую базу, налоговый период и порядок исчисления сбора за право торговли, Арбитражный суд находит неосновательными. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Налогового кодекса РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Отсюда сбор считается установленным, если определены его плательщики и элементы обложения для обеспечения реальности взимания сбора. В рассматриваемых Положениях о сборе за право торговли и о порядке выдачи временного патента на право торговли определены как плательщики сбора (организации и физические лица, осуществляющие торговую деятельность на территории Шиловского района), так и основные элементы обложения сбором (торговая деятельность в зависимости от способа ее реализации - стационарная торговая сеть, выносная торговля "с лотка", торговля "с рук" и т.д.). Перечисленные элементы обложения подробно изложены в разделах 3 и 4 Положения о сборе за право торговли. Налогоплательщик неосновательно распространяет основные условия по установлению налогов (пункт 1 статьи 17 НК РФ) на элементы обложения, присущие конкретным сборам.
Тем не менее доводы налогового органа о необходимости дополнительного начисления налогоплательщику сбора за право торговли по имеющимся у него четырем торговым точкам Арбитражный суд находит неосновательными. Из содержания Положения о сборе за право торговли на территории муниципального образования следует, что объектом налогообложения является деятельность лица (оптовая или розничная торговля на территории Шиловского района). Сама по себе уплата сбора осуществляется до начала торговли и реализуется получением патента. Наличие специального разрешения - патента исключает возможность последующего взыскания сбора за право торговли в принудительном порядке. По своей правовой природе платеж сбора имеет предварительный характер в целях получения разрешения на осуществление торговых операций.
В силу статьи 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, налогового агента и других лиц. В соответствии с пунктом 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Налоговой инспекцией по результатам проведенной выездной налоговой проверки не доказаны обстоятельства, свидетельствующие об осуществлении предпринимателем С. розничной (или оптовой) торговой деятельности по имеющимся у него четырем торговым точкам за период с 01.05.2003 по 25.11.2003. Выводы инспекции о наличии оснований для уплаты сбора за указанный период по всем торговым точкам не подтверждены материалами выездной налоговой проверки.
Таким образом, налоговым органом неосновательно произведено начисление как самого сбора, так и пени за нарушение срока его уплаты. Необходимо дополнить, что Положением о сборе за право торговли не определены конкретные сроки уплаты сбора (заинтересованные хозяйствующие субъекты приобретают патенты в зависимости от необходимости осуществления торговых операций), что также исключает возможность начисления пени за нарушение сроков уплаты сбора.
Отсутствие у предпринимателя С. временных патентов на право торговли с 01.05.2003 по 25.11.2003 исключает возможность привлечения его к налоговой ответственности за непредставление названных документов налоговому органу. Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, применяется к лицам, имеющим запрашиваемые налоговым органом документы. Отсюда штрафные санкции в сумме 200 руб. за непредставление четырех документов (четырех патентов) взысканию не подлежат.

8 апреля 2005 г. Дело № А54-2076/2005

РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 167, 176, 216 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении иска отказать.
2. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru