Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 22.03.2005 № А54-371/2005-С8
<АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ НОВЫЕ НАЛОГИ И (ИЛИ) СБОРЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ, РАЗМЕРЫ СБОРОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ ИЛИ ОТЯГЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ИЛИ ИНЫМ ОБРАЗОМ УХУДШАЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ИЛИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ, А ТАКЖЕ ИНЫХ УЧАСТНИКОВ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЮТ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 29.08.2005 № А54-371/2005-С8 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 23.05.2005 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2005 г. № А54-371/2005-С8

(Извлечение)

Межрайонная инспекция ФНС № 6 по Рязанской области (правопреемник Межрайонной инспекции МНС России № 2 по Рязанской области) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к ОАО "Рязанское авиапредприятие" Рязанского района Рязанской области о взыскании налоговой санкции по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу в общей сумме 52742 руб. на основании п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ.
Представитель заявителя требование поддержал, указал, что в ходе проведения выездной налоговой проверки было установлено, что в нарушение п. 1 ст. 226 НК РФ ОАО "Рязанское авиапредприятие" как налоговый агент не перечислил в бюджет удержанные суммы налога на доходы физических лиц в размере 124321 руб.; в нарушение статьи 9 Закона РФ от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" и статьи 243 НК РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, ответчиком была уменьшена на сумму начисленных, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 139392 руб., в том числе за 2002 г. в сумме 59160 руб., за 2003 г. в сумме 80232 руб. За совершение налогового правонарушения Межрайонной ИМНС России № 2 по Рязанской области принято решение № 05-18/1607дсп от 16.08.2004 о привлечении ответчика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ, в виде взыскания штрафа в общей сумме 52742 руб.
Ответчик в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОАО "Рязанское авиапредприятие", факт не уплаты налоговых санкций не опровергает.
Из материалов дела следует: Межрайонной ИМНС России № 2 по Рязанской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Рязанское авиапредприятие" Рязанского района Рязанской области по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с января 2001 г. по 26 июля 2004 г., единого социального налога за период с января 2001 г. по декабрь 2003 г.
Проверкой установлены факты исчисления и удержания ответчиком как налоговым агентом налога на доходы физических лиц, однако, в нарушение п. 6 ст. 226 НК РФ ОАО "Рязанское авиапредприятие" не исполняло обязанность по перечислению исчисленной и удержанной суммы налога в бюджет. В результате указанного нарушения налоговым органом был доначислен налог на доходы физических лиц в размере 124321 руб., в том числе за 2001 г. - 1555 руб., за 2002 г. - 24496 руб., за 2003 г. 415 руб., за 2004 г. - 36855 руб.
По единому социальному налогу проверкой установлен факт занижения указанного налога в результате уменьшения налога на сумму начисленных, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, чем, по мнению налогового органа, ОАО "Рязанское авиапредприятие" нарушило положение статьи 9 Закона РФ от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" и статьи 243 НК РФ. В результате указанного нарушения налоговым органом был доначислен единый социальный налог в сумме 139392 руб., в том числе за 2002 г. в сумме 59160 руб., за 2003 г. в сумме 80232 руб.
По результатам проверки ОАО "Рязанское авиапредприятие" налоговым органом был составлен акт № 05-18/433дсп выездной налоговой проверки от 26.07.2004. Акт получен генеральным директором общества 28.07.2004 под роспись. Возражения по акту проверки ответчиком в налоговый орган не представлены.
Рассмотрев акт № 05-18/433дсп выездной налоговой проверки от 26.07.2004, Межрайонной ИМНС России № 2 по Рязанской области было принято решение № 05-18/1607дсп от 16.08.2004 о привлечении налогоплательщика за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ по единому социальному налогу в сумме 27878 руб., предусмотренной ст. 123 НК РФ по налогу на доходы физических лиц в сумме 24864 руб.
Требованиями № 811 от 17.09.2004, № 920 от 28.10.2004 об уплате налоговой санкции в общей сумме 52742 руб., направленными заказным письмом, налогоплательщику предложено уплатить указанные налоговые санкции в добровольном порядке.
В добровольном порядке ответчик суммы налоговых санкций не уплатил.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив материалы дела, заслушав доводы представителя налогового органа, Арбитражный суд пришел к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.
Согласно статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Пункт 3 настоящей статьи предусматривает обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ. Указанные в настоящем пункте российские организации признаются налоговыми агентами.
В соответствии с пунктом 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производится в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
На основании п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Факт исчисления, удержания и не перечисления в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 124321 руб., в том числе за 2001 г. - 1555 руб., за 2002 г. - 24496 руб., за 2003 г. - 415 руб., за 2004 г. - 36855 руб., ОАО "Рязанское авиапредприятие" не оспаривается. Доказательств перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет ответчиком суду не представлены.
В соответствии со статьей 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Таким образом, привлечение ОАО "Рязанское авиапредприятие" к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в размере 24864 руб. (124321 руб. х 20%) является правомерным.
ОАО "Рязанское авиапредприятие" Рязанского района Рязанской области как организация в соответствии с пп. 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ является налогоплательщиком единого социального налога.
В силу ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога налогоплательщиками - работодателями установлен нормами ст. 243 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная ставка.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Пунктом 3 ст. 243 НК РФ предусмотрено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по установленной форме.
Согласно данным декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2003 г., представленной в материалы дела, ОАО "Рязанское авиапредприятие" Рязанского района Рязанской области начислено страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 76580,72 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - в сумме 3650,2 руб., что составляет в общей сумме 80230,92 руб.
В соответствии со строкой 0400 декларации по ЕСН за налоговый период 2003 г. общая сумма единого социального налога, исчисленная ответчиком в федеральный бюджет, составила 160461,84 руб. Сумма налогового вычета, продекларированного налогоплательщиком согласно строке 0500 декларации, составила 80230,92 руб.
Судом установлено, что правомерность исчисления ОАО "Рязанское авиапредприятие" суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 г. и его право на применение налогового вычета по единому социальному налогу налоговый орган не ставит под сомнение.
Как следует из материалов дела и выявлено налоговым органом в ходе выездной проверки, на момент подачи декларации по ЕСН за 2003 г. и по окончании срока уплаты за 2003 г. (15.04.2004) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 80230,92 руб., заявленной налогоплательщиком к налоговому вычету по ЕСН, в бюджет Пенсионного фонда РФ не были уплачены.
Срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно положениям указанной статьи сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 г. подлежала уплате ответчиком не позднее 15.04.2004.
Исходя из анализа положений ст. 243 НК РФ, Арбитражный суд пришел к выводу, что для целей применения налогового вычета по ЕСН сумма страхового взноса, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", должна быть равна сумме фактически уплаченного страхового взноса.
На момент принятия налоговым органом решения от 16.08.2004 № 05-18/1607дсп о привлечении ОАО "Рязанское авиапредприятие" Рязанского района Рязанской области к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, разница между суммой исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 г. и суммой, фактически уплаченных по итогам расчетного периода 2003 г. не позднее 15.04.2004, ответчиком не была погашена.
Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком. В материалы дела ОАО "Рязанское предприятие" представило справку, согласно которой ответчик имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 г.
Абзацем 4 п. 3 ст. 243 НК РФ (в редакции Федерального закона № 196-ФЗ от 31.12.2002) предусмотрено, в случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
В силу вышеизложенного Арбитражный суд пришел к выводу, что ОАО "Рязанское авиапредприятие", не уплатив сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 г., утрачивает право на использование налогового вычета, предусмотренного пунктом 2 статьи 243 НК РФ, в заявленной сумме. В связи с чем разница, образовавшаяся в данном случае, признается занижением налога согласно абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ (в редакции Федерального закона № 196-ФЗ от 31.12.2002).
Учитывая изложенное, Арбитражный суд считает, что за указанное правонарушение к ответчику подлежит применению мера налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за не полную уплату сумм единого социального налога за 2003 г. в размере 16046 руб. (80230,92 руб. х 20%).
Выводы налоговой инспекции о занижении единого социального налога за 2002 г. в результате уменьшения налога на сумму начисленных, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в сумме 59160 руб. и привлечении ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 11832 руб., суд считает необоснованными по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 122 НК РФ штраф подлежит взысканию с налогоплательщика в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других не правомерных действий (бездействия).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 31.12.2002 № 196-ФЗ статья 9 отсутствует.
   ------------------------------------------------------------------

Основанием для начисления единого социального налога за 2002 г. послужила статья 9 Федерального закона РФ от 31.12.2002 № 196-ФЗ, согласно которой в абзац четвертый п. 3 ст. 243 НК РФ внесено изменение, в связи с чем он изложен в следующей редакции: "В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу".
Указанный Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2003, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Поскольку данным законом введен новый порядок исчисления единого социального налога суд, исходя из требований п. 1 ст. 5 НК РФ, считает, что положения приведенной выше нормы вступают в законную силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Пунктом 3 ст. 243 НК РФ определено, что налогоплательщики по итогам каждого календарного месяца производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН. Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Таким образом, суд пришел к выводу, что определенный Федеральным законом от 31.12.2002 № 196-ФЗ порядок исчисления ЕСН не может распространяться на правоотношения, возникшие в 2002 г., в силу чего неприменим по данному делу.
Кроме того, на основании п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, Межрайонная ИМНС России № 2 по Рязанской области неправомерно доначислила предприятию 59160 руб. единого социального налога за 2002 г. и соответственно у налогового органа отсутствовали основания для взыскания с ОАО "Рязанское авиапредприятие" Рязанского района Рязанской области штрафных санкций в сумме 11832 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 215, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с открытого акционерного общества "Рязанское авиапредприятие", расположенного по адресу: Рязанская область, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1036216001458, в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 по Рязанской области для распределения по соответствующим бюджетам налоговую санкцию в сумме 40910 рублей, в том числе по налогу на доходы физических лиц в сумме 24864 руб., по единому социальному налогу в сумме 16046 руб.
В остальной части иска отказать.
2. Взыскать с открытого акционерного общества "Рязанское авиапредприятие", расположенного по адресу: Рязанская область, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1036216001458, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 1615 руб. 13 коп.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru