Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 01.03.2005 № А54-5550/04-С15
<ОТСУТСТВИЕ В БЮДЖЕТЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НЕОБХОДИМЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЮ Г. РЯЗАНИ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОБЯЗАННОСТИ ПО КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ, СВЯЗАННЫХ С ОПЛАТОЙ ЖИЛЬЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2005 г. № А54-5550/04-С15

(Извлечение)

Муниципальное предприятие г. Рязани "Ремонтно-строительное управление № 2" (далее - МП "РСУ № 2") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к субъекту Российской Федерации - Рязанская область в лице финансово-казначейского управления Рязанской области о взыскании убытков в сумме 1374120 руб. 51 коп. по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилья в соответствии с ФЗ "О ветеранах"; с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: на стороне истца - муниципального предприятия "КВЦ" г. Рязани; на стороне ответчика - Финансово-казначейского управления администрации г. Рязани и Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани.
Судом в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены: Правительство Рязанской области, Управление социальной защиты населения Рязанской области.
В предварительном судебном заседании 20.01.2005 истцом было заявлено ходатайство о привлечении Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области в качестве второго ответчика в связи с принятием Правительством Рязанской области Постановления от 30.11.2004 № 154 "О возложении полномочий по предоставлению интересов казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг., на Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области".
Судом ходатайство удовлетворено, в порядке статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области.
Истец заявленные требования поддерживает. В обоснование ссылается на исполнение муниципальным предприятием требований Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - ФЗ "О ветеранах"), в соответствии с которым жители г. Рязани, имеющие право на льготу, оплачивают жилье в размере 50% от установленного тарифа. За период с 1 октября 2002 г. по 31 октября 2004 г. общий размер понесенных предприятием фактических затрат от применения льготного тарифа по оплате жилья, с учетом перерасчета, составил 1374120 руб. 59 коп. Понесенные предприятием убытки не возмещены за счет бюджетных средств.
Представитель субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области считает заявленное требование неправомерным, ссылаясь на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку Постановлениями главы администрации Рязанской области от 25.10.2002 № 40 "Об утверждении порядка возмещения расходов по реализации ФЗ "О ветеранах" и Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154 "О возложении полномочий по предоставлению казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 годах, на Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области" с 1 января 2003 г. обязанность по целевому использованию средств, поступающих на реализацию ФЗ "О ветеранах", и предоставлению интересов Рязанской области в судах возложена на Управление социальной защиты населения администрации Рязанской области. Кроме того, обязанность по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм, что Рязанская область выполнила в полном объеме. Также факт осуществления истцом расходов не подтвержден первичными документами.
Представитель Управления социальной защиты населения Рязанской области по иску возражает и пояснил, что с 1 января 2003 г. финансово-казначейское управление Рязанской области направляло средства управлению социальной защиты населения Рязанской области. Направление средств осуществлялось в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете. Управлением социальной защиты полученные средства в полном объеме распределены между отделами социальной защиты населения в зависимости от численности граждан, имеющих право на льготы. В частности, Управлению социальной защиты населения г. Рязани в 2003 г. для реализации ФЗ "О ветеранах" направлено 127890,5 тыс. руб., в 2004 году - 139402,38 тыс. руб.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации г. Рязани указал, что исковые требования в отношении ответчика законны и обоснованны. В судебном заседании пояснил, что в 2002 году Рязанская область финансирования на возмещение расходов на реализацию ФЗ "О ветеранах" не выделяла. В 2003 - 2004 годах Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани были заключены договоры с МП РСУ № 2, в соответствии с которыми Управление обязуется перечислять истцу денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с реализацией ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ФЗ "О ветеранах", в пределах выделенных ассигнований, по мере их поступления из Управления социальной защиты населения администрации Рязанской области. Договорами установлено, что управление несет ответственность в пределах денежных средств, выделенных Управлением социальной защиты населения Рязанской области. За 2003 - 2004 гг. из поступивших в городское управление через Управление социальной защиты населения Рязанской области средств все суммы, причитающиеся истцу с учетом коэффициента распределения, перечислены; обязательства выполнены полностью, следовательно, городское управление не может нести ответственность за недостаточность выделенных областью средств на реализацию ФЗ "О ветеранах".
Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани считает, что требование заявлено правомерно и подлежит удовлетворению, ссылается на то, что согласно подпункту "а" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы от предоставления льгот по оплате жилья и капитального ремонта, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Исходя из положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ФЗ "О ветеранах" в обязанности органов местного самоуправления не входит возмещение из местных бюджетов выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилья и капитального ремонта. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, которые должны быть предусмотрены в федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ.
Представитель МП "Кустовой вычислительный центр" (далее по тексту - МП "КВЦ") подтвердил наличие задолженности бюджета Рязанской области за 2002, 2003, 2004 гг. перед истцом. Также пояснил суду, что расчет выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилья МП "КВЦ" делает с учетом всех понижающих коэффициентов и благоустройства жилья.
Представитель Правительства Рязанской области пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154 на Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области возложены полномочия по предоставлению интересов казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 годах. По исковым требованиям возражает в связи с необоснованностью заявленной к возмещению суммы убытков из-за отсутствия в деле первичных документов.
Из материалов дела следует.
Муниципальное предприятие города Рязани "Ремонтно-строительное управление № 2" зарегистрировано в качестве юридического лица Постановлением префектуры Московского округа г. Рязани № 220 от 10.08.1992; свидетельство о государственной регистрации выдано 31.12.2002. В соответствии с п. 2.1 Устава целью создания предприятия является эксплуатация, капитальный и текущий ремонт жилищного фонда.
МП "РСУ № 2" с администрацией г. Рязани заключены договоры № 12/16-22 от 01.10.2002 на оказание населению услуг по предоставлению в пользование жилых помещений сроком с 01.10.2002 по 31.12.2003 и № 25-Б от 05.01.2004.
01.01.2003 между МП "РСУ № 2" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани заключен договор № 14 на возмещение расходов (далее по тексту - договор на возмещение расходов) при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам, имеющим право на льготы по ФЗ "О ветеранах".
30.01.2004 между МП "РСУ № 2" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани заключен договор № 17 на возмещение расходов (далее по тексту - договор на возмещение расходов) при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства гражданам, имеющим право на льготы по ФЗ "О ветеранах". 12.08.2004 к указанному договору было заключено дополнительное соглашение в связи с переименованием предприятия.
Согласно п. 2.1.1 договоров на возмещение расходов Управление социальной защиты населения администрации г. Рязани обязано перечислять МП "РСУ № 2" денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах" в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из Управления социальной защиты населения администрации Рязанской области. Срок действия договоров установлен - договор № 14 с 01.01.2003 по 31.12.2003; договор № 17 с 01.01.2004 по 31.12.2004.
Пунктом 3 договоров на возмещение расходов определен порядок расчетов, согласно которому возмещение расходов производится Управлением социальной защиты населения администрации Рязанской области путем перечисления денежных средств Управлению социальной защиты населения г. Рязани, которое в свою очередь перечисляет денежные средства на расчетный счет предприятия.
В соответствии с данными, представленными Управлением социальной защиты населения Рязанской области, прогнозируемый объем расходов на реализацию ФЗ "О ветеранах" на 2003 г. по Рязанской области предлагался в сумме 561356 тыс. руб. Фактически произведено финансирование на 2003 г. - 319434 тыс. руб., в том числе дополнительно выделено и перераспределено 33490, 45 тыс. руб. На 2004 г. прогнозируемый объем расходов предполагался 732611 тыс. руб. Фактически произведено финансирование - 377183,70 тыс. руб., в том числе дополнительно выделено и перераспределено 29082,24 тыс. руб.
В 2002 году возмещение расходов МП "РСУ № 2" Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани произведено не было в связи с тем, что финансирование из бюджета Рязанской области не производилось. По имеющейся задолженности 2002 года в размере 330936 руб. 57 коп. составлен акт выверки от 03.02.2005.
В 2003 - 2004 гг. расходы от предоставления льгот по реализации ФЗ "О ветеранах" во исполнение заключенных договоров МП "РСУ № 2" были частично компенсированы в сумме 1740158 руб. 99 коп.
Сумма, оставшаяся невозмещенной за период 2002 - 2004 гг., составила 1347120 руб. 51 коп, что явилось основанием для обращения с исковыми требованиями в суд.
Оценив материалы дела, представленные доказательства, доводы сторон, третьих лиц, суд пришел к выводу, что требование истца подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с договорами от 01.10.2002 № 12/16-22 и от 05.01.2004 № 25-Б, заключенными с администрацией города Рязани, МП "РСУ № 2" осуществляет содержание, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт муниципального жилищного фонда.
Согласно договорам от 01.01.2003 № 14 и от 30.01.2004 № 17, заключенным между МП "РСУ № 2" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани, Управление обязуется перечислять истцу денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с реализацией ФЗ "О ветеранах" (расходы при предоставлении льгот по оплате содержания жилья - п. 1.1 договоров), в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из Управления социальной защиты населения администрации Рязанской области.
Условиями договоров на возмещение расходов определен порядок расчетов, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот категориям граждан, имеющим право на льготы в соответствии с вышеуказанным законом, производится Управлением социальной защиты населения администрации Рязанской области путем перечисления денежных средств, платежным поручением через банковские учреждения на расчетный счет городского управления (Управления социальной защиты населения г. Рязани). Городское управление перечисляет на расчетный счет организации сумму средств, рассчитанную с учетом коэффициента распределения, в зависимости от поступивших из Управления социальной защиты населения Рязанской области денежных средств. Счет выписывается организацией на основании документов о фактически предоставленных льготах на оплату услуг. Возмещения расходов в рамках финансирования Управлением социальной защиты населения г. Рязани были произведены.
В соответствии с подпунктом "а" подпункта 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на льготную оплату жилья возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Следовательно, реализация данного вида льгот на территории Рязанской области должна осуществляться органами государственной власти Рязанской области за счет средств областного бюджета, на местные бюджеты такие расходы не возлагаются. Полномочия Рязанской области по реализации Федерального закона "О ветеранах" могут быть переданы органам местного самоуправления при соблюдении установленных действующим законодательством процедур.
В силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Согласно п. 1 ст. 38 упомянутого Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете соответствующего уровня. На основании п. 2 этой же статьи увеличение расходов органов местного самоуправления, возникшее в результате реализации решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, компенсируется органами, принявшими решение. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Абзацем 11 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства на реализацию переданных государственных полномочий должны предоставляться местному бюджету в форме субвенций.
Под субвенцией, в соответствии с абз. 11 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, следует понимать бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области.
Отсутствие в бюджете Рязанской области необходимых денежных средств для предоставления населению г. Рязани льгот по оплате жилья не является основанием для освобождения от обязанности по компенсации затрат предприятия, связанных с оплатой жилья.
Согласно законам Рязанской области "Об областном бюджете на 2003 год", "Об областном бюджете на 2004 год" расходы на реализацию льгот, установленных ФЗ РФ "О ветеранах", определены в сумме 319434 тыс. руб. и 377183,70 тыс. руб. соответственно. В Законе Рязанской области "Об областном бюджете на 2002 год" указанные расходы не предусмотрены (статья 24 закона признана недействующей в судебном порядке). По данным Управления социальной защиты населения Рязанской области, заложенные в бюджет суммы значительно меньше требуемых для реализации Закона "О ветеранах".
Доводы ФКУ Рязанской области о возможности взыскания с бюджета денежных средств только в случае, если эти средства были заложены в качестве бюджетных обязательств субъекта, но не исполнены им по какой-либо причине и обязанность субъекта РФ по компенсации льгот существует только в пределах заложенных в бюджете сумм, что Рязанская область выполнила в полном объеме, суд считает несостоятельными. В случаях, когда законы о предоставлении льгот не обеспечиваются бюджетными средствами, у лиц, исполнивших данные законы, возникают убытки по причине незаконных действий (бездействия) государственных органов.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Постановлением Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154 на Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области возложены полномочия по предоставлению в Арбитражных судах Российской Федерации интересов казны Рязанской области по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг. в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
Финансово-казначейскому управлению Рязанской области вышепоименованным постановлением, начиная с 01.01.2005 и до исполнения решений судов по искам к казне Рязанской области о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по некоторым категориям граждан в 2003 - 2004 гг., предписано предусматривать дополнительные денежные средства на исполнение решений судов по указанным в постановлении искам и направлять их Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области за счет ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете Рязанской области в порядке, установленном Правительством Рязанской области.
Следовательно, по искам о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот в 2003 - 2004 гг., Управление защиты населения Рязанской области является надлежащим ответчиком.
По возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот в 2002 году, надлежащий ответчик финансовый орган, представляющий казну Рязанской области - Финансово-казначейское управление Рязанской области.
Фактический размер убытков МП "РСУ № 2" по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" за 2002 - 2004 гг. составляет 1347120 руб. 51 коп. (из них 330936 руб. 57 коп. - 2002 г., 1016183 руб. 94 коп. - 2003 - 2004 гг.). Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела документами, в том числе: списками граждан, имеющих права на льготы; оборотно-сальдовыми ведомостями и ведомостями выпадающих доходов за период с 01.10.2002 по 31.12.2004; первичными документами (в том числе копиями ветеранских удостоверений). Третьим лицом - МУП "КВЦ", осуществляющим учет платежей и сбор средств от населения, в судебном заседании также подтверждена обоснованность требований в заявленной сумме.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчики не представили в суд контррасчет по предоставленным истцом льготам и документальных возражений в отношении спорной суммы, в связи с данным обстоятельством доводы ответчика о необоснованности заявленных требований судом расцениваются как необоснованные. Таким образом, доказательства понесенных истцом убытков и экономическое обоснование затрат исследованы судом и ответчиками в установленном порядке не оспорены.
Исходя из изложенного, требования о взыскания с казны субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице уполномоченных органов (с учетом Постановления Правительства Рязанской области от 30.11.2004 № 154) из средств бюджета Рязанской области в пользу истца в сумме 1347120 руб. 51 коп. правомерны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчиков, однако взысканию не подлежат, поскольку ответчики освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Взыскать с казны субъекта РФ - Рязанской области в лице Управления труда и социальной защиты населения Рязанской области из средств бюджета Рязанской области в пользу муниципального предприятия города Рязани "Ремонтно-строительное управление № 2" убытки в сумме 1016183,94 руб. по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилья в 2003 - 2004 годах в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
2. Взыскать с казны субъекта РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области из средств бюджета Рязанской области в пользу муниципального предприятия города Рязани "Ремонтно-строительное управление № 2" убытки в сумме 330936,57 руб. по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилья в 2002 году в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
3. На решение может быть подана жалоба в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru