Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Рязанского областного суда от 01.03.2005
<СУД ПРИЗНАЛ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДПУНКТ 4 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 7 ЗАКОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ" ОТ 23 НОЯБРЯ 2004 ГОДА № 126-ОЗ И ОТКАЗАЛ В ТРЕБОВАНИЯХ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ СТАТЬИ 1, 7 (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПОДП. 4 П. 1 ЭТОЙ СТАТЬИ), АБЗАЦ 3 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 5 ВЫШЕУКАЗАННОГО ЗАКОНА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 1 марта 2005 года

(Извлечение)

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Рязанской области и администрации г. Рязани о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Рязанской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" от 23 ноября 2004 года № 126-ОЗ в части, суд установил:
Прокурор Рязанской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению статьи 1 и 7 Закона Рязанской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" от 23 ноября 2004 года № 126-ОЗ, опубликованного в газете "Рязанские ведомости" от 27 ноября 2004 года.
В обоснование своих требований указал, что статьей 1 этого закона на территории Рязанской области вводится регулирование правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными ресурсами до разграничения государственной собственности на землю, а статьей 7 органам местного самоуправления предоставлены лишь отдельные полномочия для решения вопросов по распоряжению такими землями (в частности, отсутствуют такие полномочия, как предоставление земельных участков для строительства многоквартирных домов и нежилых зданий).
Пунктом 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Во исполнение этой нормы Правительством РФ принято Постановление "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" от 7 августа 2002 года № 576, в котором установлено, что предоставление этих земельных участков гражданам и юридическим лицам производится в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, принятым в соответствии с ним федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ. К данным правовым актам закон субъекта РФ не относится. В связи с чем прокурор считает, что субъектам РФ не предоставлено право осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам, связанным с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и соответственно ограничивать права органов местного самоуправления на решение лишь отдельных вопросов по распоряжению такими землями.
Администрация г. Рязани в своем заявлении также оспаривала ст. 7 по тем же основаниям, что и прокурор Рязанской области, но дополнительно ссылалась на ст. 71 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ" от 6 июля 1991 года. Одновременно просила признать недействующим абзац 3 п. 1 ст. 5 названного закона, указав на то, что этой нормой Правительству Рязанской области предоставлены те права органов местного самоуправления, которые ограничены ст. 7, но поскольку эта норма противоречит требованиям федеральных законов, то и абзац 3 п. 1 ст. 5 не подлежит применению.
В судебном заседании прокурор поддержал свои требования, а также дополнительно указал на то, что помимо оснований, указанных в заявлении, подп. 4 п. 1 оспариваемой ст. 7 противоречит требованиям ст. 22 Земельного кодекса РФ; в удовлетворении требований администрации г. Рязани о признании недействующим абз. 3 п. 1 ст. 5 названного закона полагал необходимым отказать.
Представители Рязанской областной Думы заявленные требования не признали и просили в их удовлетворении отказать.
Суд, выслушав заключение прокурора, объяснения представителей Рязанской областной Думы, администрации г. Рязани, исследовав материалы дела, считает, что подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона Рязанской области подлежит признанию недействующим, а в остальной части требований следует отказать по следующим основаниям.
Рязанской областной Думой 4 ноября 2004 года принят Закон Рязанской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" № 126-ОЗ, который подписан Губернатором Рязанской области 23 ноября 2004 года и опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 27 ноября 2004 года.
В статье 1 данного закона говорится - "Настоящий закон регулирует до разграничения государственной собственности на землю правоотношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными ресурсами на территории Рязанской области".
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодатель субъекта РФ вправе осуществлять правовое регулирование по вопросам, связанным с владением, пользованием и распоряжением земельными ресурсами на территории Рязанской области, до разграничения государственной собственности на землю и соответственно не имеется оснований для признания недействующей ст. 1 Закона Рязанской области.
Также из этих положений федерального законодательства следует, что органы местного самоуправления в пределах их полномочий вправе распоряжаться находящимися в государственной собственности землями до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством, в том числе законом субъекта Российской Федерации, не предусмотрено иное.
Статьей 7 определены полномочия органов местного самоуправления и, в частности, установлен исчерпывающий перечень, когда органы местного самоуправления вправе принимать решения о предоставлении земель, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.
Как указывалось выше, субъекты РФ вправе осуществлять правовое регулирование по вопросам распоряжения землей до разграничения государственной собственности на землю и определять полномочия органов местного самоуправления по этим вопросам, поэтому законом субъекта могут быть установлены и отдельные ограничения по вопросу распоряжения государственными землями. В связи с этим ст. 7 (за исключением подп. 4 п. 1) и абз. 3 п. 1 ст. 5 Закона Рязанской области не противоречат федеральному законодательству и в удовлетворении требований о признании их недействующими следует отказать.
Утверждение прокурора о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 года № 576 об утверждении Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, земельные участки предоставляются в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к которым оспариваемые акты не относятся, не влечет удовлетворения заявленных требований, поскольку данные Правила определяют порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам и не устанавливают право распоряжения ими.
Ссылка администрации г. Рязани на ст. 71 Закона РФ от 6 июля 1991 года также не влечет удовлетворения заявленных требований.
Действительно, в этой норме говорится о правах городской администрации на предоставление земельных участков в пределах городской черты, но эти права ограничены - "за исключением случаев, предусмотренных законодательством". Законодатель Рязанской области, действуя в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ, предусмотрел иные случаи, наделив органы местного самоуправления отдельными полномочиями.
Вместе с тем в подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона Рязанской области указано, что органы местного самоуправления вправе принимать решения о продлении договоров аренды земельных участков по истечении срока ранее заключенных договоров аренды, за исключением случаев заключения договоров аренды с управлением государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Земельного кодекса РФ по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36 и ст. 46 настоящего кодекса.
Перечень исключительных случаев, запрещающих продление договоров аренды по федеральному законодательству, является иным, чем это предусмотрено в названной норме Закона Рязанской области. В связи с чем данная норма подлежит признанию недействующей.
Учитывая то, что в силу этой нормы могли быть заключены договоры аренды и стороны уже исполнили вытекающие из этого договора права и обязанности, суд считает возможным признать ее недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Рязанской области и администрации г. Рязани в части, признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона Рязанской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" от 23 ноября 2004 года № 126-ОЗ с момента вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении других требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статьи 1, 7 (за исключением подп. 4 п. 1 этой статьи), абзац 3 пункта 1 статьи 5 данного закона - отказать.
Обязать Рязанскую областную Думу опубликовать в средстве массовой информации сообщение о признании недействующей названной нормы Закона Рязанской области.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Рязанский областной суд


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru