Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 28.02.2005 № А54-7/2005-С2
<ЗАКОННОСТЬ НЕНОРМАТИВНОГО АКТА МОЖЕТ БЫТЬ ПРОВЕРЕНА СУДОМ ТОЛЬКО ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ЛИЦА, ЧЬИ ПРАВА НАРУШЕНЫ, ИСТЕЦ НЕ ПРЕДСТАВИЛ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ЕГО ПРАВА НА СПОРНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА ОТКАЗАНО>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 25.08.2005 № А54-7/2005-С2 данное решение и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 18.05.2005 оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2005 г. № А54-7/2005-С2

(Извлечение)

Жилищно-строительный кооператив "Луч-6" г. Рязани обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Рязанского городского Совета от 12.02.2004 № 54.
Представители Рязанского городского Совета и Администрации г. Рязани не признали заявление жилищно-строительного кооператива, указав на отсутствие оснований для оспаривания поименованного решения.
В заседании Арбитражного суда объявлен перерыв на период с 24.02.2005 по 28.02.2005 (статья 163 АПК РФ).
В судебном заседании представители жилищно-строительного кооператива "Луч-6" (далее - ЖСК) уточнили предмет своего заявления, в связи с чем просят признать незаконным решение Рязанского городского Совета от 12.02.2004 № 895 "О предоставлении земельного участка предпринимателю П.", а также ходатайствуют о восстановлении пропущенного трехмесячного срока для обращения в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
Уточненное по предмету заявление в силу статьи 49 АПК РФ принято к рассмотрению Арбитражного суда. Одновременно Арбитражный суд считает необходимым восстановить пропущенный заявителем трехмесячный срок на подачу заявления об оспаривании в судебном порядке поименованного ненормативного акта Рязанского городского Совета, т.к. данный срок не имеет пресекательного характера и пропущен по уважительной причине. О принятом городским Советом решении от 12.02.2004 заявителю стало известно только из письма Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Рязани от 20.07.2004 № 20-10/979.
По ходатайству представителей жилищно-строительного кооператива к материалам дела приобщены дополнительные документы.
По ходатайству представителей Рязанского городского Совета и Администрации г. Рязани к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора на стороне городского Совета в соответствии со статьей 51 АПК РФ привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Рязани и индивидуальный предприниматель П., проживающий по адресу: г. Рязань.
В заседании Арбитражного суда представители ЖСК поддержали требования о признании незаконным решения городского Совета от 12.02.2004 № 895, указав, что отвод земельного участка предпринимателю П. осуществлен с нарушением требований действующего земельного законодательства и ущемлением прав и законных интересов ЖСК. По мнению представителей ЖСК, земельный участок для строительства предпринимателем газовой котельной и трансформаторной подстанции отведен на части территории земельного участка, используемого для эксплуатации жилого дома ЖСК. При отводе земельного участка предпринимателю П. не было в установленном порядке осуществлено изъятие части земельного участка, законным пользователем которого является ЖСК; не соблюдены требования по согласованию строительства новых объектов (газовой котельной и трансформаторной подстанции) с компетентными государственными органами и смежными землепользователями, нарушены требования санитарных и экологических норм.
Представители Рязанского городского Совета и Администрации г. Рязани не признали требования ЖСК, пояснив свою позицию тем, что оспариваемое решение городского Совета от 12.02.2004 являлось предварительным, на основе которого Администрации г. Рязани и предпринимателю П. разрешалось в установленном порядке осуществить выбор земельного участка для строительства газовой котельной и трансформаторной подстанции ориентировочной площадью 280 квадратных метров с предварительным согласованием места размещения объекта при условии заключения Администрацией и предпринимателем договора о передаче вновь построенных объектов в муниципальную собственность. Решение городского Совета не определяло конкретное расположение и границы земельного участка, предоставляемого для строительства объектов энергоснабжения. Помимо этого представители заинтересованных лиц указали на завышенный размер фактически используемого ЖСК для эксплуатации дома земельного участка, а также на неподведомственность возникшего спора Арбитражному суду, т.к. заявитель не осуществляет предпринимательскую деятельность.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Рязани в отзыве не признал заявление ЖСК, указав, что заявитель пользуется земельным участком в завышенном размере, ориентировочной площадью 4500 кв. метров. Нормативная площадь земельного участка, необходимая для размещения и эксплуатации жилого дома ЖСК, составляет 3993 кв. метра. Землеустроительное дело об отводе земельного участка жилищно-строительному кооперативу "Луч-6" (с определением границ земельного участка на местности) не оформлялось. Перечисленные обстоятельства свидетельствует об отсутствии у заявителя оснований для утверждения о нарушении его прав предполагаемым отводом земельного участка предпринимателю для строительства объектов энергоснабжения.
Представитель предпринимателя П. не признал требования ЖСК, указав, что строительство предпринимателем объектов энергоснабжения не затрагивает прав ЖСК на используемый им земельный участок, который согласно декларациям самого налогоплательщика составляет 2940 кв. метров.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено:
Решением исполнительного комитета Рязанского городского Совета народных депутатов от 07.06.1989 № 324 жилищно-строительному кооперативу "Луч-6" для строительства 12-этажного жилого дома Железнодорожного района г. Рязани (квартал 139) был отведен земельный участок условной площадью 0,4 га. Границы земельного участка определялись прилагаемым к решению планом земельного участка. Земельный участок был предоставлен ЖСК в бессрочное пользование и дальнейшую эксплуатацию жилого дома, что подтверждено типовым актом от 26.08.1989. В апреле 1992 года строительство жилого дома было завершено и дом сдан в эксплуатацию.
Индивидуальный предприниматель П. 06.02.2004 обратился в Рязанский городской Совет и Администрацию г. Рязани с заявлением о выделении земельного участка площадью 280 кв. м, примыкающего к строящемуся 110-квартирному жилому дому, для строительства газовой котельной и трансформаторной подстанции.
Решением Рязанского городского Совета от 12.02.2004 № 895 Администрации г. Рязани и предпринимателю П. было дано разрешение в установленном порядке осуществить выбор земельного участка для строительства газовой котельной и трансформаторной подстанции ориентировочной площадью 280 квадратных метров с предварительным согласованием места размещения объекта при условии заключения Администрацией и предпринимателем договора о передаче вновь построенных объектов энергоснабжения в муниципальную собственность.
Принятое городским Советом решение о последующем выполнении обязательных законодательных процедур по оформлению земельного участка для строительства энергоснабжающих объектов предприниматель оставил без исполнения. Предприниматель П. самовольно осуществил строительство газовой котельной и трансформаторной подстанции на земельном участке общей площадью 600 кв. м, при этом заняв часть земельного участка ЖСК, прилегающего к жилому дому ЖСК по адресу: г. Рязань.
Постановлением Главного государственного инспектора Рязанской области по использованию и охране земель от 19.07.2004 № 48 за самовольное занятие земельного участка предприниматель П. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 2000 руб. Помимо этого Постановлением инспекции ГАСН Рязанской области от 15 июля 2004 года № 15 предприниматель П. за нарушение установленного порядка строительства объектов (без необходимого разрешения) также был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб.
По мнению представителей ЖСК, причиной неправомерных действий индивидуального предпринимателя послужила незаконность решения Рязанского городского Совета от 12.02.2004, ущемляющего права и законные интересы ЖСК строительством объектов энергоснабжения на закрепленной за жилым домом территории.
Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать.
В соответствии с требованиями действующего федерального и локального земельного законодательства (пункт 5 статьи 30, статьи 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 11, 13 и 14 Временных правил землепользования в городе Рязани, утв. решением Рязанского городского Совета от 30.05.2002 № 217) в состав процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включаются несколько стадий.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
На первой стадии осуществляется выбор земельного участка для размещения объекта и принимается решение о согласовании места его размещения. На второй стадии проводятся работы по формированию земельного участка. На третьей - земельному участку присваивается кадастровый номер. На четвертой - принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием для заключения договора аренды земельного участка.
Выбор земельного участка для строительства подробно регламентирован статьей 31 Земельного кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В анализируемой ситуации по вине предпринимателя П. процедура оформления земельного участка для строительства объектов энергоснабжения не получила разрешения еще на первой стадии. Результаты выбора земельного участка не оформлены актом о выборе земельного участка для строительства с указанием проектных границ участка, а также не принято решение о предварительном согласовании места размещения объектов.
Оспариваемое решение Рязанского городского Совета от 12.02.2004 № 895 не является решением о предварительном согласовании места размещения объектов энергоснабжения. Данное решение предписывает последующее осуществление этого согласования Администрации г. Рязани и предпринимателю П. Из содержания рассматриваемого решения городского Совета видно, что предпринимателю разрешается предоставление земельного участка с указанием ориентировочного размера площади - 280 кв. метров (г. Рязань) с последующей передачей объектов строительства в муниципальную собственность. Все другие характеристики, составляющие сущность решения о предварительном согласовании места размещения объектов строительства (утверждение акта о выборе земельного участка, определение проектных границ участка в соответствии с требованиями пунктов 3 - 5 статьи 14 Временных правил землепользования в городе Рязани) в оспариваемом решении отсутствуют.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что принятое Рязанским городским Советом решение от 14.02.2004 № 895 не затрагивает прав и законных интересов ЖСК в отношении закрепленного за жилым домом ЖСК земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу ст. 4 АПК РФ правом на обращение в суд за защитой обладает лицо, чьи права и законные интересы нарушены. Вышеприведенные нормы процессуального права корреспондируют со статьей 13 ГК РФ: ненормативный акт может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии действующему законодательству и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что законность ненормативного акта может быть проверена судом только по заявлению лица, чьи права нарушены. Таким образом, заявитель, обращаясь в суд, прежде всего обязан доказать, что его права и законные интересы нарушены и подлежат судебной защите.
Тем не менее доказательств того, что истцу был в установленном порядке отведен земельный участок для размещения и эксплуатации жилого дома в соответствии с требованиями ранее действовавшего и настоящего земельного законодательства (п. 3 ст. 113 ЗК РСФСР, ст. 30 ЗК РФ), суду не представлено. Правоустанавливающих или землеустроительных документов, которые в надлежащем порядке, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подтверждали бы право собственности (или аренды) земельного участка ЖСК с определением его границ на местности, суду не представлено.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если Арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. 167, 176, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru