Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 14.02.2005 № А54-5412/04-С11
<СЧЕТА-ФАКТУРЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ И ВЫСТАВЛЕННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА, НЕ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ПРЕДЪЯВЛЕННЫХ ПОКУПАТЕЛЮ ПРОДАВЦОМ СУММ НАЛОГА К ВЫЧЕТУ ИЛИ ВОЗМЕЩЕНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Центрального округа от 05.07.2005 № А54-5412/04-С11 данное решение и Постановление апелляционной инстанции от 11.04.2005 по данному делу оставлены без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2005 г. № А54-5412/04-С11

(Извлечение)

ЗАО "Ваши окна" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС России № 1 по г. Рязани от 20.09.2004 № 10-14/11458 в части отказа заявителю в возмещении НДС за март 2004 г. в сумме 133583,43 руб.
В судебном заседании 07.02.2005 представитель заявителя уточнил заявленное требование и просит суд признать недействительным решение Межрайонной инспекции МНС России № 1 по г. Рязани от 20.09.2004 № 10-14/11458 в части обязания уплатить НДС в сумме 133583,43 руб.
Представителем налогового органа в материалы дела представлена копия приказа Управления ФНС по Рязанской области от 29.11.2004 № 03-06-08/200 "О мерах по реализации приказа ФНС России от 12.11.2004 № САЭ-3-15/53 "О структуре Управления ФНС России по Рязанской области", согласно которому ответчик реорганизован путем преобразования в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Рязанской области является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по г. Рязани.
Определением Арбитражного суда от 18.01.2005 произведена замена ответчика по делу № А54-5412/04-С11 - Межрайонной инспекции МНС России № 1 по г. Рязани ее правопреемником - Межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Рязанской области.
В судебном заседании представитель заявителя заявленное требование поддержал, указав при этом на то, что считает незаконным оспариваемое решение, поскольку заявитель не совершал налоговых правонарушений, для проверки представил все необходимые документы, в том числе и исправленные счета-фактуры. Сумма НДС в размере 118348,3 руб. - это НДС, ранее уплаченный заявителем с авансов, и повторное взыскание указанной суммы является неправомерным.
Межрайонная инспекция ФНС № 1 по Рязанской области требования не признала, считая их необоснованными, поскольку заявителем представленные в налоговый орган документы для проверки заявленных к возмещению сумм НДС не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующих обстоятельств:
Из материалов дела следует, что 20.04.2004 заявителем была представлена в налоговый орган налоговая декларация по НДС за март 2004 г., а 21.09.2004 представлена уточненная декларация за данный период, согласно которой налоговые вычеты составили 786221 руб., из которых 118348 руб. составляет сумма налога, исчисленная и уплаченная налогоплательщиком с сумм авансовых платежей, подлежащих вычету после реализации соответствующих товаров.
В ходе камеральной проверки налоговым органом направлялись в адрес заявителя требования о предоставлении документов от 25.05.2004 № 10-14/5947, от 17.06.2004 № 10-14/7176, от 13.07.2004 № 10-14/8418, от 26.08.2004 № 10-14/10652. В указанных требованиях были запрошены как конкретные документы, подтверждающие приобретение и оплату товаров, так и документы, необходимые для подтверждения сумм НДС, который предъявлен к вычету за март 2004 г., в размере 902771 руб.
Заявителем был представлен запрошенный налоговым органом пакет документов, в том числе и счета-фактуры на отгруженную в марте 2004 г. продукцию, которая поставщиками была оплачена ранее (по авансовым платежам).
Оценив представленные заявителем документы, налоговым органом по результатам камеральной проверки 20.09.2004 было принято решение № 10-14/11458, согласно которому заявителю было предложено уплатить в срок, указанный в требовании, неуплаченный НДС в размере 133583,43 руб. (п. 2.1 "а" решения), из которых 118348,31 руб. - НДС по авансовым платежам, по которым налогоплательщиком не представлены документы (счета-фактуры) на аванс по ряду организаций, и 15235,12 руб. - НДС по счетам-фактурам, которые оформлены с нарушением ст. 169 НК РФ.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая оспариваемое решение и делая вывод о том, что обществом неправомерно применены налоговые вычеты в заявленной сумме, налоговый орган исходил из следующих обстоятельств:
Как указал налоговый орган в указанном выше решении, ЗАО "Ваши окна" не представило счета-фактуры для подтверждения налоговых вычетов, отраженных в книге покупок за март 2004 г., по ряду организаций на общую сумму 118348,31 руб., в том числе по следующим организациям: ООО ИЦ "Апрок-Тест (НДС - 81610,17 руб.), ООО "Промжилстрой" (НДС - 5338,98 руб.), ООО "Завод Стекловолокна" (НДС - 22881,36 руб.), ООО "Ока-Сервис" (НДС - 2500 руб.), ООО НПКФ "Комплектстройсервис" (НДС - 6017,8 руб.).
Как установлено судом в судебном заседании, от указанных организаций заявителем в июле 2003 г. и в январе - феврале 2004 г. был получен аванс, отгрузка товара осуществлена заявителем в марте 2004 г. В налоговый орган заявителем по требованию были по указанным организациям представлены копии платежных документов об оплате товара, книга покупок, книга продаж, счета-фактуры на отгрузку товаров (№ 86 от 26.03.2004, № 85 от 26.03.2004, № 81 от 23.03.2004, № 97 от 30.03.2004, № 102 от 26.03.2004), поскольку требования налогового органа не содержали указаний о необходимости представления счетов-фактур на авансы. Отказ в принятии налоговых вычетов в сумме 118348,3 руб. имел место в связи с непредставлением налогоплательщиком счетов-фактур на авансы.
В судебное заседание заявителем представлены счета-фактуры, выставленные им покупателям на авансы (№ 24 от 29.01.2004, № 64 от 27.02.2004, № 65 от 27.02.2004, № 224 от 31.07.2003, № 67 от 27.02.2004), по которым общая сумма НДС составляет 118348,31 руб. Указанные счета-фактуры отражены и в книге покупок за период с 01.03.2004 по 31.03.2004, которая представлялась заявителем в налоговый орган.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд исходил из норм АПК РФ, НК РФ и учитывал положения п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5, в котором указано, что "согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений", а в силу статьи 59 этого Кодекса Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе и товаров, приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 8 ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Поскольку заявителем с сумм авансовых платежей, полученных им по платежным поручениям № 2 от 27.01.2004, № 050 от 01.03.2004, № 042 от 24.02.2004, № 92 от 25.02.2004, № 316 от 07.07.2003, № 088 от 16.02.2004, налог на добавленную стоимость был уплачен в бюджет в сумме 118348,3 руб., то после отгрузки товара в марте 2004 г. у заявителя возникло право в соответствии с п. 8 ст. 171 НК РФ на получение налогового вычета в указанной сумме.
Поскольку данное право заявителем подтверждено первичными документами, учитывая неоднозначность требований налогового органа о предоставлении документов, норму п. 8 ст. 171 НК РФ, суд считает необоснованным доначисление заявителю НДС в сумме 118348,3 руб. Кроме этого в оспариваемом решении налоговым органом указано о необходимости заявителю уплатить данную сумму в бюджет, в адрес заявителя выставлено также требование № 10-14/11459 от 20.09.2004 об уплате данной суммы налога с указанием последствий неуплаты налога, предусмотренных ст. 46, 47 НК РФ.
Однако налоговым органом не учтено, что данная сумма налога заявителем уже фактически уплачена в бюджет при получении авансов и повторное обязательство по уплате НДС влечет двойное обложение налогом одной и той же полученной заявителем суммы выручки, что противоречит требованиям Налогового кодекса РФ.
Учитывая изложенное, требование заявителя о признании недействительным п. 2.1 "а" оспариваемого решения в сумме 118348,3 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В оспариваемом решении налоговым органом также указано, что ряд счетов-фактур, представленных заявителем для подтверждения налоговых вычетов в сумме 15235,12 руб., составлены с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ (счета-фактуры № 4575 от 27.02.2004, № 88 от 22.03.2004, № 2 от 11.03.2004, № 27 от 30.03.2004).
Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, является нарушением п. 1 ст. 172 НК РФ и основанием для отказа в возмещении НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Учитывая данную норму, заявителем в налоговый орган были представлены счета-фактуры, платежные документы, подтверждающие уплату поставщику НДС по приобретенным товарам.
Из материалов дела следует, что в представленном заявителем в налоговый орган счете-фактуре № 4575 от 27.02.2004 продавцом ЦГСЭН не указаны грузоотправитель и его адрес, грузополучатель и его адрес, номер платежно-расчетного документа. В счете-фактуре № 88 от 22.03.2004 (продавец ООО "Трафик") не указан номер платежно-расчетного документа. В счете-фактуре № 2 от 11.03.2004 (продавец ПБОЮЛ Ф.) не указан номер платежно-расчетного документа, реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В счете-фактуре № 27 от 30.03.2004 отсутствуют номер платежно-расчетного документа, адрес покупателя и грузополучателя.
11.10.2004 (после принятия налоговым органом оспариваемого решения) заявителем были представлены копии указанных счетов-фактур, в которых от руки произведена запись в графе "Грузополучатель и его адрес", "к платежно-расчетному документу", "покупатель и его адрес", но не указана дата исправления и фамилия и инициалы лица, произведшего данные исправления, данные исправления никем не были заверены. В судебном заседании представитель заявителя подтвердил, что указанные исправления были сделаны не лицами, выдавшими счета-фактуры, а бухгалтером заявителя.
В ходе судебного разбирательства заявителем в материалы дела представлены указанные счета-фактуры, исправленные организациями, выдавшими их (выданы новые счета-фактуры с тем же номером и от той же даты, с указанием всех необходимых сведений), но в них не указана дата исправления либо выдачи новых счетов-фактур.
Как пояснил представитель заявителя, исправленные счета-фактуры были запрошены заявителем от поставщиков товаров (работ, услуг) после предварительного судебного заседания по данному делу и получены им в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны:
1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, - с учетом суммы налога;
8) стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;
9) сумма акциза по подакцизным товарам;
10) налоговая ставка;
11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;
13) страна происхождения товара;
14) номер грузовой таможенной декларации.
Счет-фактура, в соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ, подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Пунктом 2 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Учитывая изложенное, отсутствие счетов-фактур, равно как и их наличие в ненадлежаще оформленном виде, препятствует реализации права налогоплательщика на налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде.
Исправленные счета-фактуры ЗАО "Ваши окна" г. Рязани представило суду после вынесения налоговым органом оспариваемого решения, и данные счета-фактуры не содержат сведений о дате внесения исправлений.
В силу пунктов 1 - 2 статьи 169, пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 1 статьи 173 и пункта 4 статьи 176 эти счета-фактуры (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) могут являться основанием для предъявления налога на добавленную стоимость к вычету и возмещению только за тот налоговый период, когда они получены от покупателя в исправленном (дооформленном) виде.
Этот вывод подтверждается и положениями пунктов 7, 8 и 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, разработанных во исполнение требований статьи 169 НК РФ и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914.
Покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке (пункт 7 Правил). Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (пункт 8 Правил).
При этом в пункте 14 подчеркнуто, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок. В книге покупок и книге продаж не подлежат также регистрации счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки (пункт 29 Правил).
При этом названными Правилами допускается внесение в счета-фактуры исправлений. Установлено, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления (пункт 29 Правил).
Следовательно, такие счета-фактуры могут быть зарегистрированы в журнале покупок только в том периоде, когда получены от продавца в правильно оформленном виде.
В пункте 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что Арбитражный суд проверяет законность обжалуемого ненормативного акта на дату его вынесения.
Учитывая изложенное, решение Межрайонной ИМНС России № 1 по г. Рязани от 20.09.2004 № 10-14/11458 в части признания неправомерным включения заявителем налога на добавленную стоимость в сумме 15235,12 руб. по выставленным счетам-фактурам № 4575 от 27.02.2004, № 88 от 22.03.2004, № 2 от 11.03.2004, № 27 от 30.03.2004, в ненадлежаще оформленном виде в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за март 2004 г., что повлекло занижение налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет за указанный налоговый период и обязании заявителя уплатить в бюджет НДС в сумме 15235,12 руб., является законным и обоснованным.
После надлежащего внесения исправлений в спорные счета-фактуры ЗАО "Ваши окна" (заявитель) не лишено возможности заявить уплаченный поставщику НДС к вычету из бюджета.
Учитывая изложенное, в удовлетворении данной части требования заявителя следует отказать.
Расходы по оплате госпошлины, согласно ст. 110 АПК РФ, относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований - на заявителя в размере 11,4 % и на ответчика в размере 88,595 %. Отнесенная на ответчика госпошлина взысканию не подлежит, поскольку налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины. В связи с вышеизложенным уплаченная заявителем при подаче иска госпошлина в сумме 885,95 руб. подлежит возврату заявителю в соответствии со ст. 104 АПК РФ из дохода федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Пункт 2.1 "а" Решения Межрайонной инспекции МНС России № 1 по г. Рязани от 20.09.2004 № 10-14/11458, проверенного на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признать недействительным в части обязания ЗАО "Ваши окна" г. Рязани уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 118348 руб. 30 коп.
В остальной части требования отказать.
2. Возвратить ЗАО "Ваши окна", расположенному по адресу: г. Рязань, из дохода федерального бюджета РФ 885 руб. 95 коп., перечисленных в уплату госпошлины по платежному поручению № 860 от 15.12.2004.
3. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru