Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 11.01.2005 № А54-4040/04-С18
<СУД ОСТАВИЛ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОДПУНКТА 12.4.4 ПУНКТА 12.4 "ПОЛОЖЕНИЯ О НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЕ И ИНФОРМАЦИИ В ГОРОДЕ РЯЗАНИ", ТАК КАК РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДОКАЗАЛ, ЧТО ОСПАРИВАЕМАЯ НОРМА СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМ НОРМАТИВНЫМ АКТАМ, ИМЕЮЩИМ БОЛЬШУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ, О ПРОВЕРКЕ НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОСИЛ СУД ПРОКУРОР РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2005 г. № А54-4040/04-С18

(Извлечение)

Прокурор Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пунктов 6.5, 12.4, 11.1 "Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани", утвержденного решением Рязанского городского Совета от 24.04.2003 № 182.
В порядке ст. 49 АПК РФ отказался от заявленных требований в части признания недействующими п. 6.5, 11.1 "Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани" в связи с тем, что на момент рассмотрения дела п. 6.5 исключен из Положения, а п. 11.1 приведен в соответствие с п. 2 ст. 14 ФЗ "О рекламе".
Частичный отказ от требований судом принят.
В остальной части прокурор уточнил заявленные требования. Просит признать недействующим подпункт 12.4.4 пункта 12.4 "Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани", предусматривающий принудительный демонтаж средств наружной рекламы.
В обоснование требований о признании недействующим пп. 12.4.4 пункта 12.4 "Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани", утвержденного решением Рязанского городского Совета от 24.04.2003 № 182, указал, что оспариваемый пункт ограничивает права собственников средств наружной рекламы и противоречит ч. 2 ст. 1, ст. 235 ГК РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Представители Рязанского городского Совета, администрации г. Рязани возражали против удовлетворения заявления, при этом указав, что в ведении местного самоуправления находятся градостроительное законодательство, художественное оформление города, городские вопросы рекламы. Оспариваемым пунктом Положения права собственников не нарушаются.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления должно быть отказано.
В судебном заседании установлено:
24.04.2003 решением Рязанского городского Совета № 182 утверждено "Положение о наружной рекламе и информации в городе Рязани", опубликованное 27.04.2003 в газете "Рязанские ведомости" № 83, 84.
Решением Рязанского городского Совета от 18.11.2004 № 383-III "О внесении изменений в Положение о наружной рекламе и информации в городе Рязани", опубликованном 20.11.2004 в газете "Рязанские ведомости" № 241, внесены изменения в п. 12.4 Положения.
Пункт 12.4 предусматривает демонтаж средств наружной рекламы в случае их установления без оформления разрешений, предусмотренных Положением, а также в случае, если они не демонтированы после прекращения действия разрешения на размещение.
Подпунктом 12.4.4 вышеуказанного пункта Положения предусмотрено, что принудительный демонтаж осуществляется Управлением общественной безопасности и порядка на основании правового акта главы администрации города Рязани в случае, если собственник средств наружной рекламы не произвел их демонтаж в добровольном порядке в сроки, предусмотренные п. 12.4.3 Положения.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Статьей 3 Федерального закона "О рекламе" от 18.07.1995 № 108-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.06.2001 № 76-ФЗ, от 14.12.2001 № 162-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ) устанавливается, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 4-П от 04.03.1997, указанная норма не исключает в силу положений ст. 130, 132, 133 Конституции РФ прав органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Таким образом, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться нормативными правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления.
Положение о наружной рекламе и информации в городе Рязани принято в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О рекламе" в целях упорядочения размещения средств наружной рекламы, проведения единой муниципальной политики в области рекламы.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления на основании договора с собственником либо лицом, обладающим вещными правами на имущество.
Аналогичная норма содержится в Положении о наружной рекламе и информации в городе Рязани.
Таким образом, исходя из содержания данной нормы разрешение на распространение рекламы требуется в каждом случае, независимо от места ее расположения.
Право выдачи разрешений на распространение наружной рекламы предоставлено органам местного самоуправления. Порядок выдачи таких разрешений, обязанность оформления рекламораспространителями разрешений на размещение средств наружной рекламы устанавливается главами 7, 8 Положения о наружной рекламе и информации в городе Рязани.
Как усматривается из оспариваемого постановления, демонтаж средств наружной рекламы осуществляется только в случае их установления без оформления разрешений, предусмотренных Положением, а также в случае, если они не демонтированы после прекращения действия разрешения на размещение.
Права и свободы человека и гражданина не являются безграничными. Осуществление человеком прав и свобод не должно наносить вред другим лицам. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Часть 3 ст. 55 Конституции предусматривает, что права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 12.4.2 Положения под демонтажем средств наружной рекламы понимаются работы по восстановлению рекламных мест в первоначальное состояние.
Пункт 1 ст. 10 ГК РФ устанавливает общие принципы в свободе усмотрения гражданских правоотношений при осуществлении ими своих прав.
Превышение этих пределов, квалифицируется как злоупотребление правом и представляет собой неправомерное действие.
Осуществление права собственности в любом случае не может быть беспредельным. Действия собственника не должны противоречить закону и не должны допускать нарушений прав и законных интересов других лиц.
Как усматривается из оспариваемого пункта Положения, демонтаж средств наружной рекламы осуществляется только в случае, если действия рекламораспространителей не соответствуют правовым актам, устанавливающим обязательный порядок размещения рекламы, нарушают этот порядок и правила распространения рекламы, следовательно нарушают права и законные интересы других лиц.
Целью Положения является формирование единого архитектурно-художественного облика города, упорядочение распространения наружной рекламы, контроль за ее состоянием в процессе эксплуатации, предотвращение и пресечение несанкционированной, недобросовестной, недостоверной, неэтичной и заведомо ложной рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Довод о том, что оспариваемый пункт Положения, позволяющий принудительно демонтировать объект рекламы противоречит ст. 235 ГК РФ и нарушает права собственника несостоятелен, поскольку право собственности на средства рекламы у собственника не прекращается.
Кроме того, собственник о предстоящем демонтаже предупреждается заблаговременно и в течение семи дней имеет возможность произвести демонтаж самостоятельно.
В соответствии с пунктом 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия надлежащих полномочий на принятие акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемый акт принят в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления в связи с необходимостью определения порядка размещения средств наружной рекламы, проведения единой муниципальной политики в области рекламы.
Рязанский городской Совет на основании пункта 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказал, что оспариваемая норма соответствует тем нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, о проверке на соответствие которым просил суд прокурор Рязанской области.
Основания для признания недействующим пп. 12.4.4 пункта 12.4 Положения у суда отсутствуют.
Исходя из изложенного, в удовлетворении требования о признании недействующим подпункта 12.4.4 пункта 12.4 "Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани" оставить без удовлетворения. В части признания недействующими п. 6.5, 11.1 "Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани" производство по делу прекратить.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Заявление прокурора о признании недействующим подпункта 12.4.4 пункта 12.4 "Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани" оставить без удовлетворения.
Признать подпункт 12.4.4 пункта 12.4 "Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани", утвержденного решением Рязанского городского Совета от 24.04.2003 № 182, соответствующим Конституции РФ, Гражданскому Кодексу РФ.
В части признания недействующими п. 6.5, 11.1 "Положения о наружной рекламе и информации в г. Рязани" производство по делу прекратить.
2. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
3. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru