Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 31.12.2004 № А54-4680/04-С5
<УЧИТЫВАЯ, ЧТО ОТВЕТЧИК ЯВЛЯЕТСЯ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ВАЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМЕЕТ СУЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РАЙОНЕ, СУД ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ РАСЦЕНИЛ ДАННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КАК СМЯГЧАЮЩИЕ И СНИЗИЛ НАЛОГОВУЮ САНКЦИЮ, ПОДЛЕЖАЩУЮ ВЗЫСКАНИЮ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 31 декабря 2004 г. № А54-4680/04-С5

(Извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратилась Межрайонная инспекция МНС России № 2 по Рязанской области с заявлением о взыскании с ОНО ОПХ "Подвязье" ГУ РНИПТИ АКП Россельхозакадемии (Рязанская область) налоговых санкций в сумме 82000 руб.
Представитель заявителя требования поддержал.
Представитель ОНО ОПХ "Подвязье" ГУ РНИПТИ АКП Россельхозакадемии указал на необоснованность привлечения организации к ответственности по ст. 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц за май 2004 г., поскольку зарплата, начисленная за указанный месяц, была выдана работникам только в августе 2004 г. В остальной части - требования налогового органа признал.
Из материалов дела следует: Межрайонной инспекцией МНС РФ № 2 по Рязанской области проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства в части правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.04.2001 по 08.06.2004; полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 08.06.2004; правильности исчисления ЕСН в части ПФР в федеральный бюджет, ФСС, ТФМС за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.
В ходе проверки установлено, что организация в проверяемом периоде не перечисляла суммы удержанного налога на доходы физических лиц. Задолженность по налогу перед бюджетом составила 408436 руб.
Кроме того, при проверке кассовых документов установлено, что по расходному кассовому ордеру № 331 от 02.04.2002 было выплачено 4000 руб. физическому лицу - Т. по договору. При этом в нарушение п. 4 ст. 226 НК РФ ответчик (налоговый агент) с данного физического лица не удержал налог на доходы физических лиц. Сумма неудержанного налога составила 520 руб. (4000 х 13 %).
Задолженность организации по налогу на доходы физических лиц за проверяемый период составила 408956 (408436 + 520) руб.
Выплаты физическому лицу - Т. в размере 4000 руб. подлежали включению в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу. Сумма не исчисленного ответчиком ЕСН составила 1044 руб. (4000 руб. х 26,1 %).
По результатам проверки 08.06.2004 составлен акт № 05-18/962ДСП, послуживший основанием для вынесения МР ИМНС РФ № 2 по Рязанской области решения № 05-18/1273 ДСП о привлечении ОНО ОПХ "Подвязье" ГУ РНИПТИ АПК Россельхозакадемии к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных:
- статьей 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неперечисление сумм удержанного налога на доходы физических лиц налоговым агентом в виде штрафа в размере 81791 руб. (408956 х 20 %);
- п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за занижение налоговой базы по единому социальному налогу в виде штрафа в размере 209 руб. (1004 руб. х 20 %).
Решение о привлечении к налоговой ответственности и требование об уплате штрафа ответчиком получены без возражений и оставлены им без исполнения.
Учитывая, что налоговые санкции в добровольном порядке не уплачены, инспекция обратилась в Арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика налоговой санкции в сумме 82000 руб.
Рассмотрев и оценив материалы, доводы представителей сторон, Арбитражный суд признал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению частично с учетом смягчающих обстоятельств. При этом Арбитражный суд исходит из следующего:
В силу ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Согласно п. 6 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога является основанием для привлечения к ответственности по статье 123 Кодекса в виде штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.
Судом установлено, что организация в период с 01.04.2002 по 08.06.2004, выплачивая физическим лицам денежные средства (на момент проверки организацией произведены последние выплаты 50 % заработной платы за апрель 2004 г.) и удерживая с них (с выплат) налог на доходы физических лиц, указанный налог не перечисляла в бюджет. Задолженность по налогу перед бюджетом составила 408436 руб.
Довод представителя ответчика о том, что зарплата, начисленная за май 2004 г., была выдана работникам только в августе 2004 г., поэтому налоговый орган неправомерно привлек в указанной части организацию к ответственности по ст. 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц за май 2004 г., судом оценен и признан необоснованным как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела и предметом спора по настоящему делу не является.
Согласно Приложению № 3 к акту проверки налоговый орган указал, что удержаний налога (соответственно и выплат физическим лицам) за май 2004 г. не производилось ответчиком. Сумма 55748 руб. (473178 руб. - 417430 руб.) является неперечисленным налогом на доходы физических лиц, удержанным из фактически выплаченных 50 % заработной платы за апрель 2004 г., что подтверждается справкой ответчика. Какая-либо сумма задолженности по заработной плате за май 2004 г. при проверке правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц в сумму задолженности по указанному налогу не включалась и соответственно ответственность за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за май 2004 г., не применялась.
Кроме того, при проверке кассовых документов установлено, что по расходному кассовому ордеру № 331 от 02.04.2002 по договору было выплачено 4000 руб. физическому лицу - Т. При этом в нарушение п. 4 ст. 226 НК РФ ответчик (налоговый агент) с данного физического лица не удержал налог на доходы физических лиц. Сумма не удержанного налога составила 520 руб. (4000 х 13 %).
Задолженность организации по налогу на доходы физических лиц за проверяемый период составила 408956 (408436 + 520) руб.
Поскольку налоговый агент в рассматриваемом периоде неправомерно не перечислил суммы налога на доходы физических лиц - 408956 руб., подлежащего удержанию и перечислению в бюджет, и данный факт подтвержден материалами дела, следовательно, привлечен он налоговым органом к ответственности по ст. 123 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению - 81791 руб., правомерно.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ налоговая база налогоплательщиков ЕСН определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Судом установлено, что ответчиком не включены в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу суммы выплат физическому лицу - Т. в размере 4000 руб. Соответственно сумма не исчисленного и не уплаченного ответчиком ЕСН составила 1044 руб. (4000 руб. х 26,1 %).
Пункт 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы и влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.
Таким образом, нарушение имело место и данный факт документально доказан налоговым органом, представителем ответчика не оспорен, в связи с чем ОНО ОПХ "Подвязье" ГУ РНИПТИ АПК Россельхозакадемии привлечено налоговым органом к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 209 руб. (1044 руб. х 20 %) правомерно.
Однако, учитывая, что ответчик является научной организацией, осуществляющей исследования в области сельского хозяйства, важность осуществляемой деятельности имеет существенное значение для развития сельского хозяйства в районе, суд по собственной инициативе расценивает данные обстоятельства, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, как смягчающие и с учетом ст. 114 НК РФ снижает налоговую санкцию, подлежащую взысканию с ответчика, в пять раз - до 16400 руб. В остальной части заявления следует отказать.
Расходы по госпошлине, согласно ст. 110 АПК РФ, относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований. Заявитель от уплаты госпошлины освобожден как орган, финансируемый из федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Взыскать с организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Подвязье" государственного учреждения - Рязанский научно-исследовательский и проектно-технологический институт агропромышленного комплекса Российской Академии сельскохозяйственных наук (Рязанская область, основной государственный регистрационный номер 1026200703440) в доход соответствующих бюджетов налоговую санкцию в сумме 16400 руб.
В остальной части заявления - отказать.
2. Взыскать с организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Подвязье" государственного учреждения - Рязанский научно-исследовательский и проектно-технологический институт агропромышленного комплекса Российской Академии сельскохозяйственных наук (Рязанская область, основной государственный регистрационный номер 1026200703440) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 612 рублей.
3. На решение может быть подана жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в месячный срок со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru