Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 22.12.2004 № А54-4451А/04-С3
<УЧИТЫВАЯ КОНКРЕТНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА, СУД ОСВОБОДИЛ ОБЩЕСТВО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ АВТОТРАНСПОРТОМ ПО ТЕРРИТОРИИ РФ С НАРУШЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ, ОГРАНИЧИВШИСЬ УСТНЫМ ЗАМЕЧАНИЕМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2004 г. № А54-4451А/04-С3

(Извлечение)

Рязанское областное отделение Российской транспортной инспекции (далее - Инспекция) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Ватная фабрика "Клепики" (Рязанская область) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель инспекции поддержал требование о привлечении Общества к административной ответственности.
Представитель Общества с выявленными в ходе проверки нарушениями согласился, указав, что предрейсовые медицинские осмотры водителей и технические осмотры транспортных средств проводились регулярно, однако имелись недостатки в оформлении соответствующей транспортной документации, в связи с чем указал на формальный характер нарушений. Представил в материалы документы, свидетельствующие о том, что в настоящее время нарушения устранены. Просил в силу малозначительности правонарушения освободить Общество от ответственности, применив ст. 2.9 КоАП РФ.
Из представленных материалов следует: 25.10.2004 инспекцией проведена внеплановая проверка ООО "Ватная фабрика "Клепики" по соблюдению транспортного законодательства.
В ходе проверки установлено, что Обществом деятельность по перевозке грузов автотранспортом по территории РФ осуществлялась с нарушением лицензионных условий и требований, а именно: не обеспечено проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки; не обеспечено повышение профессионального мастерства водителей путем организации занятий по соответствующим учебным планам и программам и программам ежегодных занятий с водителями; водители не обеспечивались оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей; не проводились сверки с ГИБДД по наличию (отсутствию) ДТП; путевая документация ведется с нарушением соответствующих требований; не ведется предрейсовый осмотр водителей; на должности начальника автопогрузочного участка, его заместителя и диспетчера назначены лица, не имеющие соответствующей подготовки.
Указанные факты, зафиксированные в акте № 124КН от 25.10.2004, послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 25.10.2004 серия А-62 № 001062 об административном правонарушении.
Обществом во исполнение предписания инспекции № 48 КН от 25.10.2004 была проведена работа, направленная на устранение правонарушений, а именно:
- издан приказ № 52 от 27.10.2004 о назначении заместителя начальника автопогрузочного участка К. ответственным за выполнение предписания инспекции;
- предрейсовые медицинские осмотры и осмотры по возвращении к месту стоянки производятся предпринимателем Е., имеющей лицензию р.н. 190 от 10.04.2003 на медицинскую деятельность, в соответствии с заключенным договором от 29.09.2004, фельдшер Д. направлена на обучение по проведению предрейсовых, послерейсовых и текущих осмотров водителей транспортных средств;
- технический осмотр и ремонт транспортных средств, машин и оборудования производит ООО "Транзитсервис", имеющий сертификат соответствия в соответствии с договором от 29.09.2004;
- на текущий год разработан план мероприятий, направленных на предупреждение ДТП, нарушений водителями ПДД и обеспечение безопасности дорожного движения;
- обеспечена выдача путевых листов на каждый день, заполнение всех разделов путевого листа;
- за период 2004 г. по настоящее время нет случаев ДТП, связанных со здоровьем водителей и техническим состоянием транспортных средств, о чем свидетельствует запрос, сделанный в ОГИБДД Клепиковского ОВД;
- проводятся инструктажи по обеспечению водителей оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте, для чего ведется журнал учета предрейсового, периодического, сезонного и специального инструктажей, проводимых с водительским составом;
- для повышения квалификации (профессионального мастерства) водителей была создана комиссия для проведения ежегодных занятий с водителями по учебно-тематическому плану и программе ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, которые уже начали проводиться (журнал обучения водителей по 20-часовой программе);
- составлен План мероприятий по безопасности движения и профилактике ДТП, ведется журнал учета ДТП и нарушений ПДД;
- назначены на должность ответственных за безопасность дорожного движения, безопасную эксплуатацию транспортных средств лица, имеющие соответствующую подготовку и прошедшие аттестацию на право занятия таких должностей.
Данные факты подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Оценив представленные материалы, доводы сторон, суд пришел к выводу, что Общество следует освободить от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием исходя из следующего.
04.03.2004 обществу выдана лицензия № ГСС-62-211335 на перевозку грузов автотранспортом по территории РФ.
В силу ст. 17 Федерального закона "О лицензировании" № 128-ФЗ от 08.08.2001 указанный вид деятельности подлежит лицензированию.
Согласно статье 9 названного Закона в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
Пунктом 3 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности;
б) соответствие автотранспортных средств, заявленных для перевозок, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации;
в) соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, в том числе и требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке, которые содержатся в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановлении Правительства РФ от 10.06.2002 № 402.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 4.3 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов" (далее - Положение), утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ "О безопасности дорожного движения" № 27 от 09.03.1995, организации обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств. Согласно п. 3.4.2 вышеназванного Положения повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Кроме того, в соответствии с п. 3.4.1 Положения организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации ДТП на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств и т.п.
В соответствии с п. 3.3.3 Положения организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения РФ; обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выделения водителей, склонных к потреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.
Согласно п. 2.2 Положения основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами и работниками организации; регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц организации; назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей и т.д.
Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 28.11.1997 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" в путевой документации в частности должны указываться: время возврата по графику, показания спидометра при выезде и возврате, номер водительского удостоверения, расшифровки подписей диспетчера, медицинского работника, механика, водителя.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Судом установлено, что Обществом действительно осуществлялась деятельность по перевозке грузов автотранспортом по территории РФ с нарушением лицензионных условий и требований.
Однако Обществом по предписанию инспекции № 48 КН от 25.10.2004 была проведена работа, направленная на устранение правонарушений:
- издан приказ № 52 от 27.10.2004 о назначении заместителя начальника автопогрузочного участка К. ответственным за выполнение предписания инспекции;
- предрейсовые медицинские осмотры и осмотры по возвращении к месту стоянки производятся предпринимателем Е., имеющей лицензию р.н. 190 от 10.04.2003 на медицинскую деятельность, в соответствии с заключенным договором от 29.09.2004, фельдшер Д. направлена на обучение по проведению предрейсовых, послерейсовых и текущих осмотров водителей транспортных средств;
- технический осмотр и ремонт транспортных средств, машин и оборудования, производит ООО "Транзитсервис", имеющий сертификат соответствия в соответствии с договором от 29.09.2004;
- на текущий год разработан план мероприятий, направленных на предупреждение ДТП, нарушений водителями ПДД и обеспечение безопасности дорожного движения;
- обеспечена выдача путевых листов на каждый день, заполнение всех разделов путевого листа;
- за период 2004 г. по настоящее время нет случаев ДТП, связанных со здоровьем водителей и техническим состоянием транспортных средств, о чем свидетельствует запрос, сделанный в ОГИБДД Клепиковского ОВД;
- проводятся инструктажи по обеспечению водителей оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте, для чего ведется журнал учета предрейсового, периодического, сезонного и специального инструктажей, проводимых с водительским составом;
- для повышения квалификации (профессионального мастерства) водителей была создана комиссия для проведения ежегодных занятий с водителями по учебно-тематическому плану и программе ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, которые уже начали проводить (журнал обучения водителей по 20-часовой программе);
- составлен План мероприятий по безопасности движения и профилактике ДТП, ведется журнал учета ДТП и нарушений ПДД;
- назначены на должность ответственных за безопасность дорожного движения, безопасную эксплуатацию транспортных средств лица, имеющие соответствующую подготовку и прошедшие аттестацию на право занятия таких должностей.
Данные факты подтверждаются материалами дела и подтверждены присутствующим при рассмотрении дела представителем инспекции.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отличительным признаком малозначительности правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
С учетом изложенного суд пришел выводу, что Обществом осуществлялась деятельность по перевозке грузов автотранспортом по территории РФ с нарушением лицензионных условий и требований, данные факты подтверждены материалами дела, однако, учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба, связанного с неправомерными действиями Общества, что подтверждается безаварийной работой, учитывая, что допущенные нарушения устранены, принимая во внимание тяжелое финансовое положение общества, тот факт, что ранее общество к административной ответственности не привлекалось, суд считает возможным применить ст. 2.9 КоАП РФ, освободив Общество от ответственности, ограничившись устным замечанием.
Руководствуясь ст. 167 - 168, 176, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования Рязанского областного отделения Российской транспортной инспекции о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Ватная фабрика "Клепики" (Рязанская область) отказать в связи с малозначительностью.
2. Освободить Общество с ограниченной ответственностью "Ватная фабрика "Клепики" (Рязанская область) от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru