Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Исполкома Рязанского областного объединения организаций профсоюзов от 20.12.2004 № 30-1
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ ПРОФСОЮЗОВ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРОФСОЮЗНОЙ ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ИСПОЛКОМ РЯЗАНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2004 г. № 30-1

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЫ ПРОФСОЮЗОВ

Либерализация трудового законодательства во многом по новому определила роль профсоюзов и их место среди институтов гражданского общества, одновременно поставив перед профсоюзами, их правовыми службами, юристами и специалистами ряд специфических проблем, как в правоприменительной практике, так и иной юридической деятельности, потребовала изменения методов правозащитной работы.
Определенное влияние на эту ситуацию оказали процессы, связанные с коренными изменениями в гражданско-процессуальном, административном, пенсионном законодательстве. Существенные изменения произошли или произойдут также в системе законодательства, регулирующего социальную сферу, социальное страхование, жилищное, земельное, трудовое законодательства.
В этих условиях, реализуя задачи, поставленные IV Съездом ФНПР и Исполкомом ФНПР от 21.05.2003 № 2-4 о признании правозащитной работы одним из приоритетных направлений в деятельности профсоюзов, объединение Рязанских профсоюзов и его членские организации сориентировали юридическую службу, правовых инспекторов и иных специалистов, занимающихся правозащитной работой, на максимальное восстановление нарушенных трудовых и иных прав и законных интересов работников.
Применяя юридические средства принуждения и защиты к лицам и организациям, нарушающим трудовые права граждан, трудовое и иное законодательство, законодательство о профсоюзах, не выполняющим коллективные договоры и соглашения, юридическая служба, правовые инспекторы и иные специалисты, занимающиеся правозащитной работой, добиваются привлечения правонарушителей к установленной законом юридической ответственности, восстановления нарушенного права и интереса, предупреждения и пресечения правонарушений.
По данным профсоюзов при проведении проверок соблюдения законности внесены требования об устранении более 8 тыс. нарушений, восстановлены на работе 8 незаконно уволенных работников.
В целях восстановления нарушенного права и законного интереса оказана правовая помощь 197 членам профсоюза по подготовке жалоб и заявлений в судебный институт. В результате оказания названной помощи и на основании актов правосудия члены профсоюза дополнительно получили 1,5 млн. рублей.
Наиболее эффективно за последнее время осуществляется правозащитная работа в территориальных организациях профсоюзов: работников народного образования и науки, работников здравоохранения, машиностроителей, работников культуры, работников государственных учреждений и общественного обслуживания, райкоме профсоюза работников агропромышленного комплекса Старожиловского района, Спасской районной организации профсоюза работников народного образования и науки, первичных профсоюзных организациях ЗАО "Рязанский завод автоагрегатов АМО "ЗИЛ", АООТ "Рязанский станкостроительный завод", ФГУ "Рязанский центр стандартизации, метрологии и сертификации", ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", ОАО "Завод "Красное знамя".
Вместе с тем уровень правозащитной работы продолжает оставаться неудовлетворительным во многих профсоюзных организациях.
Работники правовой службы объединения Рязанских профсоюзов, специалисты ряда членских организаций редко выезжают на проверки в организации. При массовых грубейших нарушениях трудового законодательства профсоюзы и их органы не всегда вносят необходимые требования по их устранению. Во многих организациях редко используется право профсоюзов требовать в необходимых случаях привлечения руководящих работников к дисциплинарной ответственности за грубые нарушения трудового законодательства. Практика свидетельствует о том, что многие нарушения трудовых прав работников можно было бы предупредить, если бы профсоюзными организациями более серьезное внимание уделялось вопросам контроля за соблюдением трудового законодательства, как при проверках, так и в случаях обращений членов профсоюза.
Профсоюзные организации и их органы крайне редко осуществляют общественный контроль за перечислением работодателями средств в социальные страховые фонды. Недостаточно осуществляется восстановление прав и законных интересов работников в судебном порядке, через органы Государственной инспекции труда и прокуратуры.
Исполком Совета постановляет:
1. Считать задачу совершенствования работы правовой службы объединения Рязанских профсоюзов, правовых инспекторов и специалистов его членских организаций в условиях реформирования законодательства приоритетным направлением деятельности профсоюзов.
2. Рекомендовать руководству объединения Рязанских профсоюзов и его членским организациям разработать и осуществить меры по повышению эффективности правовой работы, улучшению информационного, материально-технического обеспечения специалистов, осуществляющих правозащитную деятельность.
3. Членским организациям объединения Рязанских профсоюзов для обеспечения эффективной правовой защиты членов профсоюзов в условиях реформирования законодательства необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении профсоюзов возможности, предусматривающие:
повышение роли трудового договора в правовом обеспечении законных интересов работников, усиление правовых требований к содержанию, заключению и выполнению условий трудовых договоров;
эффективное правовое сопровождение переговорной компании и процесса формирования сторон - участников переговоров в сфере социального партнерства;
использование в максимальной степени международных трудовых норм и усиление требований к содержанию и структуре при разработке проектов коллективных договоров и соглашений, проведении переговоров по их заключению;
инициирование создания комиссий по трудовым спорам в организациях, где они не образованы;
проведение совместно с Государственной инспекцией труда проверок соблюдения законодательства, обратив особое внимание на вопрос своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы и привлечение виновных к административной ответственности.
4. Председателю объединения Рязанских профсоюзов переименовать юридическую консультацию профобъединения в правовой отдел Аппарата объединения Рязанских профсоюзов согласно требований Примерного Положения о правовых службах членских организаций ФНПР и фактически выполняемых функций. Внести соответствующие изменения в штатное расписание Аппарата профобъединения с 1 января 2005 года и предусмотреть в структуре правового отдела следующие должности:
- заведующий - Главный правовой инспектор труда;
- заместитель заведующего - правовой инспектор труда;
- правовой инспектор труда.
5. Утвердить Положение о правовом отделе и Положение о правовой профсоюзной инспекции труда Аппарата объединения Рязанских профсоюзов.
6. Правовому отделу Аппарата профобъединения:
совершенствовать работу по изучению и обобщению практики применения законодательства в социально-трудовой сфере членскими организациями профобъединения и готовить на этой основе соответствующие предложения, рекомендации, информационно-аналитические материалы;
совместно со специалистами членских организаций профобъединения и Государственной инспекцией труда проводить проверки соблюдения законодательства;
обеспечивать представительство членов профсоюза в суде при рассмотрении индивидуальных трудовых споров и в случаях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
7. Принять к сведению записку юридической консультации Аппарата профобъединения (прилагается) и направить ее в членские организации для руководства и использования в практической работе.

Председатель профобъединения
Н.И.КОРОТКОВ





Утверждено
Постановлением
Исполкома Совета
от 20 декабря 2004 г. № 30-1

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФСОЮЗНОЙ ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА РЯЗАНСКОГО
ОБЛАСТНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ

1. Общие положения

1.1. Профсоюзная правовая инспекция труда создана Рязанским областным объединением организаций профсоюзов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Уставом Рязанского областного объединения организаций профсоюзов и Типовым положением о профсоюзной правовой инспекции труда, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР от 22.05.2002 № 3-3 в целях организации контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, организации и обеспечения защиты социально-трудовых прав работников. Правовые инспекторы труда осуществляют профсоюзный контроль в организациях независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм при условии, что в проверяемых организациях работают члены профсоюзов, обслуживаемых профобъединением.
1.2. Профсоюзная правовая инспекция труда действует на основании настоящего Положения, утвержденного Исполкомом Совета профобъединения и осуществляет свою деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов.

2. Задачи профсоюзной правовой инспекции труда

Основными задачами правовой инспекции труда являются:
2.1. Осуществление в организациях профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, о коллективных договорах и соглашениях.
2.2 Юридическая защита прав членов профсоюзов (работников), а также членских организаций профобъединения от противоправных действий работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников (членов профсоюза), установленные международными нормами, законами, нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными или трудовыми договорами.
2.3. Отстаивание интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзов, а также при разработке коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам.
2.4. Информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание бесплатной консультационной поддержки членам профсоюзов по вопросам труда и социальной защиты.
2.5. Оперативное обращение в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по устранению недочетов и упущений должностных лиц, допустивших существенное нарушение гражданских, трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов (работников).

3. Основные функции профсоюзной правовой инспекции труда

Для выполнения возложенных на инспекцию задач профсоюзные правовые инспекторы труда:
3.1. Организуют проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права или регулирующих социально-трудовые отношения, права профсоюзов.
3.2. Добиваются устранения выявленных нарушений; в случае невыполнения подготавливают материалы в органы прокуратуры, федеральной инспекции труда, вышестоящие органы с предложением применить к виновным соответствующие меры уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.
3.3. Принимают участие в заседании комиссий по трудовым спорам в организациях, при разрешении индивидуальных трудовых споров в качестве представителя, уполномоченного работником.
3.4. Подготавливают заявление и защищают интересы работника в суде в случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам или когда работник желает обратиться для разрешения индивидуального трудового спора в суд, минуя комиссию по трудовым спорам.
В установленном законом порядке представляют интересы членов профсоюзов, работников соответствующей членской организации профобъединения в суде.
3.5. Проводят юридическую экспертизу проектов законов и нормативных правовых актов по правам профсоюзов и социально-трудовым вопросам.
3.6. По поручению Председателя профобъединения представляют, ведут переговоры, защищают интересы работников и профсоюзов в органах государственной власти, местного самоуправления, объединениях работодателей, внебюджетных фондах и иных органах, участвуют в разрешении коллективных трудовых споров по просьбе членской организации.
3.7. Взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, структурами Федеральной инспекции труда по формированию единой правоприменительной практики, проведению совещаний, семинаров, совместных проверок соблюдения трудового законодательства.
3.8. Участвуют в совещаниях, семинарах, подготавливают материалы для обращения в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; оказывают помощь членам профсоюзов в связи с обращением в Европейский Суд по правам человека; обобщают и направляют материалы о нарушении прав профсоюзов в ФНПР для рассмотрения в МОТ и других международных организациях.
3.9. Ежегодно обобщают статистические данные, практику работы правовой инспекции, других профсоюзных юридических служб; ведут учет и направляют соответствующим органам материалы и сведения о фактах нарушения прав профсоюзов и мерах по их пресечению.

4. Права и обязанности профсоюзной правовой инспекции труда

Профсоюзные правовые инспекторы труда имеют право:
4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4.2. При предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать организации, где работают члены профсоюзов, обслуживаемых профобъединением и его членскими организациями. В предусмотренных нормативными правовыми актами случаях допуск инспектора к проверке осуществляется с соблюдением установленных требований.
4.3. Проводить проверки соблюдения работодателями и их представителями законодательства о профсоюзах, выполнения обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
4.4. Беспрепятственно и бесплатно получать от работодателя и его представителей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля.
4.5. Составлять акт о выявленных нарушениях (Приложение № 6).
4.6. Направлять работодателям, их представителям, должностным лицам организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников, контролировать выполнение представлений (Приложение № 1).
4.7. В установленном законодательством и Уставом профобъединения порядке обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права (Приложение № 2).
4.8. Принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготавливать их для согласования с компетентным профсоюзным органом.
4.9. Принимать участие в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также в связи с изменениями условий труда.
Профсоюзные правовые инспекторы труда обязаны:
4.10. Всемерно содействовать защите прав членов профсоюза (работников) и структур профсоюзов, обслуживаемых Рязанским областным объединением организаций профсоюзов.
4.11. Во время проверок быть объективными, руководствуясь только законом.
4.12. Укреплять авторитет профсоюзов, соблюдать дисциплину труда, своевременно выполнять поручения руководства.
4.13. Постоянно повышать свою квалификацию.
4.14. Не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении профсоюзного контроля, выполнении служебных полномочий.
4.15. Обеспечивать абсолютную конфиденциальность источника всякой жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.

5. Организационные основы профсоюзной правовой инспекции труда

5.1. При наличии в штате двух и более инспекторов назначается Главный профсоюзный правовой инспектор труда.
5.2. Общее руководство деятельностью профсоюзной правовой инспекции труда осуществляет Председатель профобъединения.
5.3. На должность профсоюзных правовых инспекторов труда назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование.
5.4. Главному и правовым инспекторам труда выдается удостоверение установленного образца (Приложение № 3).
5.5. Главный профсоюзный правовой инспектор труда:
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью правовой инспекции;
рассматривает возникшие разногласия между работодателями (иными должностными лицами) и правовыми инспекторами труда;
организует обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда.
5.6. Жалоба на действия Главного профсоюзного правового инспектора труда рассматривается в порядке, предусмотренном Уставом профобъединения и Положением о профсоюзной правовой инспекции труда.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru