Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 14.12.2004 № А54-4882А/04-С11
<НЕДОКАЗАННОСТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ БЫЛО ВЫНЕСЕНО ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2004 г. № А54-4882А/04-С11

(Извлечение)

Предприниматель Д., осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, проживающий по адресу: Рязанская область, обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Инспекции МНС РФ по Спасскому району Рязанской области от 11.11.2004 № 000086 по делу об административном правонарушении.
Заявитель в судебном заседании заявленное требование поддержал, указав в обоснование своего требования на то, что проверяющим сотрудником налогового органа осмотр торгового помещения предпринимателя проводился с нарушением норм КоАП РФ без участия понятых. Заявитель также указал, что фактически сертификаты соответствия и справки к ТТН на слабоалкогольную продукцию находились в магазине, однако продавец не смогла их представить проверяющему из-за сильного волнения. Заявитель также просит учесть его возраст, отсутствие возможности уплатить штраф.
Инспекция МНС РФ по Спасскому району Рязанской области заявленные требования не признала, считая их необоснованными, поскольку факт нарушения правил торговли имел место.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя и представителя налогового органа, Арбитражный суд считает, что требование предпринимателя Д. подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:
Из материалов дела следует, что на основании поручения руководителя Инспекции МНС РФ по Спасскому району Рязанской области от 26.10.2004 № 008 специалистом 1 категории данной инспекции Г. была проведена проверка принадлежащего предпринимателю Д. магазина "Наш", расположенного в Рязанской области, по соблюдению законодательства РФ в сфере оборота алкогольной продукции и применения ККТ. В ходе проверки произведен осмотр торгового помещения и документов, находящихся в магазине, о чем составлен протокол осмотра помещения (территорий) и находящихся там вещей и документов от 26.10.2004.
В ходе осмотра помещения проверяющим было установлено, что в магазине предпринимателя Д. реализуется алкогольная продукция при отсутствии сертификатов соответствия, справок к ТТН раздел А и Б на следующую продукцию: коктейль "Трофи" емкостью 0,5 л, дата розлива 12.07.2004, крепостью 9 % алк.; коктейль "Полторашка", емкостью 1,5 л, дата розлива 15.07.2004, крепость 8,9 % алк. Осмотр помещения проводился в присутствии продавца Ц.
27.10.2004 начальником отдела Инспекции МНС РФ по Спасскому району Рязанской области Е. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. В связи с необходимостью полного и всестороннего исследования дела и в связи с неявкой Д. в помещение ИМНС РФ по Спасскому району 27.10.2004 по делу было назначено административное расследование.
05.11.2004 начальником отдела НЮЛ Инспекции МНС РФ по Спасскому району Рязанской области Е. был составлен протокол об административном правонарушении № 02-27/021/4593, в котором отражены вышеуказанные обстоятельства административного правонарушения. В протоколе также указано, что предприниматель Д. явился в налоговый орган 05.11.2004 и представил сертификаты соответствия на указанную в протоколе осмотра помещений от 26.10.2004 алкогольную продукцию и справки раздел А и Б, но несвоевременно, в результате чего было нарушено Постановление Правительства РФ от 15.02.1997 № 1019, п. 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 № 987. Протокол об административном правонарушении составлялся в присутствии предпринимателя Д.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 05.11.2004 № 02-27/021/4593 руководителем Инспекции МНС РФ по Спасскому району Рязанской области 11.11.2004 было принято Постановление по делу об административном правонарушении № 000086, согласно которому предприниматель Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб. Указанное постановление было получено заявителем 11.11.2004.
Не согласившись с данным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратилась с настоящим заявлением в Арбитражный суд Рязанской области.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением нарушений, указанных в ч. 1 и 2 данной статьи.
В соответствии с п. 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 № 987, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.
Продавец также обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.
Пунктом 9 указанных Правил предусмотрено, что не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов, а также без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия.
Пунктом 3 Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1019 от 15.08.1997, предусмотрено, что при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью предыдущего собственника товара.
В случае, если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную печатью собственника товара.
Нарушение указанных положений является нарушением правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Протокол осмотра помещений (территорий) и документов является одним из доказательств по делу об административном правонарушении, который в соответствии с ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, его правильного и своевременного рассмотрения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Осмотр принадлежащего предпринимателю Д. торгового помещения, расположенного в Рязанской области, производился 26.10.2004 проверяющим представителем Инспекции МНС РФ по Спасскому району Г. в нарушение требований ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, в отсутствие понятых.
В пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что "нарушение административным органом процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела".
В материалы дела заявителем представлены копии сертификатов соответствия NРОСС RU.АЕ67.В00420, NРОСС RU.ПП58.В06424, NРОСС RU.ПП58.ВО6423 и справок к товарно-транспортным накладным с оформленными в установленном порядке разделами А и В, подтверждающих легальность реализуемой в торговом помещении заявителя алкогольной продукции.
Заявитель отрицает факт отсутствия данных документов в помещении магазина во время проверки, объясняя это растерянностью продавца. Иных доказательств, полученных в соответствии с нормами КоАП РФ, налоговым органом суду не представлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Протокол осмотра помещений (территорий) и находящихся там вещей и документов от 26.10.2004, составленный специалистом Инспекции МНС РФ по Спасскому району Рязанской области, является одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Поскольку данный протокол составлен с нарушением закона, он в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не может быть принят в качестве надлежащего доказательства совершения заявителем административного правонарушения. Иных доказательств совершения заявителем административного правонарушения налоговым органом суду не представлено.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку Инспекцией МНС РФ по Спасскому району Рязанской области нарушены требования ч. 2 ст. 27.8, ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, Постановление данной инспекции № 000086 от 11.11.2004 по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 210, 211 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление руководителя Инспекции МНС России по Спасскому району Рязанской области по делу об административном правонарушении № 000086 от 11.11.2004 о привлечении предпринимателя Д., проживающего по адресу: Рязанская область, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru