Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 08.12.2004 № А54-4577/04-С21
<СУД ПРИЗНАЛ НЕЗАКОННЫМ РЕШЕНИЕ УГИБДД УВД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОТКАЗЕ В СОВЕРШЕНИИ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ АВТОМОБИЛЯ, ТАК КАК НАЛОЖЕННЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ ОГРАНИЧЕНИЯ НА СОВЕРШЕНИЕ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ АВТОМОБИЛЯ СНЯТЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2004 г. № А54-4577/04-С21

(Извлечение)

Открытое акционерное общество "Автомобильная колонна № 1663" обратилось в суд с заявлением о признании решения начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Рязанской области (далее - УГИБДД УВД Рязанской области) от 20.10.2004 № 573-ж об отказе в совершении регистрационных действий в отношении автобуса марки "Сетра-215HD" 1989 года выпуска незаконным и просит суд обязать УГИБДД УВД Рязанской области поставить на регистрационный учет автобус марки "Сетра-215HD" 1989 года выпуска с выдачей учетно-регистрационных документов; взыскать с УГИБДД УВД Рязанской области судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 руб.
Заявитель в настоящем судебном заседании требования поддержал. Полагает, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает права и законные интересы собственника автомобиля - ОАО "Автомобильная колонна № 1663", основания изложены в заявлении.
Ответчик по заявленным требованиям возражает, считает вынесенное решение законным и обоснованным. Ответчик ссылается на п. 12 пп. "ж" "Положения о ГИБДД МВД РФ", предоставляющий право ГИБДД запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах. Оплату услуг представителя ответчик считает необоснованной, размер неразумным и не соответствующим фактически оказанным юридическим услугам.
Из представленных материалов следует:
Открытое акционерное общество "Автомобильная колонна № 1663" является собственником автобуса марки "Сетра-215HD" 1989 года выпуска, который был приобретен 06.08.2004 в г. Долгопрудный Московской области согласно договору купли-продажи № 080608 от 06.08.2004.
06.08.2004 заявитель обратился в РЭО ГИБДД УВД Рязанской области с заявлением о совершении соответствующих регистрационных действий. При фактическом осмотре автобуса марки "Сетра-215HD" 1989 года выпуска государственным инспектором МРЭО УВД Рязанской области старшим лейтенантом милиции К. было установлено, что номера двигателя и кузова вызывают сомнение в подлинности исполнения заводом-изготовителем (акт РЯ № 009831 от 10.09.2004).
Материал в соответствии с п. 17 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД от 27.01.2003 № 59, был направлен в Шацкий РОВД Рязанской области для проведения проверки. В ходе проведенной проверки органами УВД Рязанской области было установлено следующее:
06.08.2004 в г. Долгопрудный Московской области согласно договору купли-продажи № 080608 от 06.08.2004 за два миллиона семьдесят четыре тысячи рублей ОАО "Автомобильная колонна № 1663" у предпринимателя К.С. был приобретен автобус марки "Сетра-215HD" 1989 года выпуска, двигатель D2866LXOH 36462450093111, идентификационный номер WKK179000011033786, кузов 1033786. Данный автобус был ввезен из Республики Германия и за него автотранспортным предприятием "Автомобильная колонна № 1663" была сделана предоплата в сумме один миллион рублей. Автобус "Сетра-215HD" был растаможен в Ингушетии, зарегистрирован на гражданина С., проживающего: Р. Ингушетия, и поставлен на государственный учет в МРЭО УГИБДД МВД Р. Ингушетия с 20.07.2004 по 03.08.2004 и затем был продан, который был приобретен 06.08.2004 в г. Долгопрудный Московской области согласно договору купли-продажи № 080608 от 06.08.2004 ОАО "Автомобильная колонна № 1663" через посредника - предпринимателя К.С.
После приобретения транспортного средства работниками ОАО "Автомобильная колонна № 1663" каких-либо изменений маркировки кузова и двигателя в автобусе никто не производил, автомобиль не эксплуатировался.
10.09.2004 при проверке автобуса "Сетра-215HD" 1989 года выпуска государственным инспектором МРЭО УВД Рязанской области старшим лейтенантом милиции К. было установлено, что номера двигателя и кузова вызывают сомнение в подлинности исполнения заводом-изготовителем.
С целью избежания легализации похищенного АМТС автобус "Сетра-215HD" 1989 года выпуска был направлен на экспертизу в автотехническую лабораторию ЭКЦ УВД Рязанской области, где экспертом-криминалистом был сделан вывод.
Идентификационное маркировочное обозначение кузова WKK179000011033786 и номер кузова 1033786 представленного на исследование автобуса "Сетра-215HD" выполнены в соответствии с технологией маркирования кузовов, используемой предприятием-изготовителем для соответствующей модели и года выпуска, изменению первоначального содержания не подвергались (справка ЭКЦ УВД Рязанской области № 3568 от 06.10.2004).
Способ нанесения маркировки на двигатель: маркировка на фирменной заводской маркировочной табличке соответствует способу, предусмотренному заводом-изготовителем. Данные на фирменной заводской маркировочной табличке выполнены по технологии, используемой предприятием-изготовителем. Данные на фирменной заводской маркировочной табличке изменению не подвергались. Фирменная заводская маркировочная табличка подвергалась демонтажу и повторной установке не в соответствии с технологией, используемой предприятием-изготовителем. Фирменная заводская маркировочная табличка подвергалась демонтажу путем механического воздействия на элементы крепления и повторной установке с применением технологии, подобной используемой предприятием-изготовителем, вероятно, специализированным ремонтным предприятием. Демонтаж маркировочной таблички двигателя мог производиться при его ремонте в условиях специализированного ремонтного предприятия при обезличенном ремонте. Модель двигателя соответственно по данным таблички D2866LXOH, по справочным данным шестицилиндровый рядный дизельный двигатель (справка ЭКЦ УВД Рязанской области № 3567 от 06.10.2004).
Инспектор по дознанию ОГИБДД Шацкого РОВД старший лейтенант милиции К.А. пришел к выводу, что маркировка двигателя и кузова автобуса "Сетра-215HD" соответствует данным паспорта технического средства и каким-либо изменениям со стороны работников ОАО "Автомобильная колонна № 1663" не подвергалась. На основании п. 1 ч. 1 ст. 24 и ст. 144, 145, 148 УПК РФ инспектором по дознанию ОГИБДД Шацкого РОВД старшим лейтенантом милиции К.А. в возбуждении уголовного дела отказано (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.10.2004). Данное постановление утверждено начальником Шацкого РОВД майором милиции Б. 07.10.2004.
Не согласившись с решением об отказе в совершении регистрационных действий от 20.10.2004 № 573-ж, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные материалы и доводы представителей сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Из материалов дела усматривается, что заявитель является собственником автобуса "Сетра-215HD" 1989 года выпуска.
В совершении регистрационных действий заявителю отказано в связи с тем, что согласно п. 12 пп. ж "Положения о ГИБДД МВД РФ" предоставлено право ГИБДД запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что автомобиль находится на балансе ОАО "Автомобильная колонна № 1663", в розыске не значится, счет-справка и ПТС не вызывают сомнений в их подлинности.
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории РФ установлена п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ (с изменениями), в соответствии с которой допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" предусматривает наличие определенной процедуры, заключающейся в регистрации транспортного средства.
Порядок государственной регистрации автомототранспортных средств установлен в Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД от 27.01.2003 № 59 (в ред. от 22.12.2003 № 1014).
Правила регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД разработаны и введены в действие во исполнение Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 года за № 126 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938", а также приведения Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации", которыми установлено, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ. Наличие данного нормативного акта - Правил - является правомерным в силу положений ст. 4 ФЗ "О безопасности дорожного движения", в соответствии с которым законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Правила - это нормативный акт, детально регулирующий порядок регистрации транспортных средств на территории РФ. Данные Правила утверждены и согласованы полномочными органами, носят обязательный характер.
В соответствии с п. 3 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации УГИБДД в своей деятельности должно руководствоваться нормативными актами Министерства внутренних дел.
В соответствии с пп. "в" п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 за № 711 (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679), в обязанности Госавтоинспекции входит регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним.
Согласно пп. "ж" п. 12 Положения, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственного технического осмотра, с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения.
Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
Согласно п. 16 Приказа, при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Согласно п. 17, при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствии транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.
Аналогичное положение содержится в п. 5.1 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД РФ "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства" от 17.02.1994 № 58 (в ред. Приказов МВД РФ от 26.03.1996 № 152, от 29.07.1997 № 466, от 18.05.1999 № 356, от 08.07.1999 № 510, от 07.09.2000 № 934, от 12.09.2000 № 950).
Наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются при предоставлении мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором (п. 5.3 Инструкции по розыску автомототранспортных средств).
Вышеназванная Инструкция, регламентирующая порядок осуществления полномочий ГИБДД по розыску транспортных средств, прямо указывает, что постановление об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела по транспортным средствам с измененной (уничтоженной) маркировкой является безусловным основанием для снятия регистрационных ограничений и выдачи регистрационных документов с внесением соответствующих записей в разделе "Особые отметки" и автоматизированном банке данных.
Поскольку постановлением инспектора по дознанию ОГИБДД Шацкого РОВД старшим лейтенантом милиции К. в возбуждении уголовного дела отказано (Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 07.10.2004), УГИБДД УВД Рязанской области в силу указанной нормы обязано было зарегистрировать автобус "Сетра-215HD" 1989 года выпуска, паспорт транспортного средства 06 КМ № 169077.
Указанные обстоятельства дают УГИБДД УВД Рязанской области все основания зарегистрировать автобус "Сетра-215HD" 1989 года выпуска, паспорт транспортного средства 06 КМ № 169077.
Суд пришел к выводу, что обстоятельства, установленные в ходе проведенного исследования (справки ЭКЦ УВД 3567, 3568 от 06.10.2004), не могут служить основанием для отказа в регистрации автомобиля и препятствовать допуску его к эксплуатации на территории Российской Федерации. Регистрация данного транспортного средства не препятствует первоначальному собственнику, а в случае его обнаружения - обратиться в суд с иском об истребовании его имущества из чужого незаконного владения.
Отказом в совершении регистрационных действий органы ГИБДД УВД Рязанской области нарушают права ОАО "Автомобильная колонна № 1663" владения, пользования и распоряжения автомобилем, закрепленные в п. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что решение УГИБДД УВД Рязанской области об отказе совершить регистрационные действия в отношении транспортного средства - автобуса "Сетра-215HD" 1989 года выпуска, паспорт транспортного средства 06 КМ № 169077, является незаконным.
В части требования о взыскании с УГИБДД УВД Рязанской области судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 8000 руб. суд пришел к следующему выводу.
В силу пункта 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Рязанской области, являясь лицом, участвующим в деле, несет процессуальные обязанности, предусмотренные названным кодексом и другими федеральными законами. В силу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), отнесены к судебным издержкам.
В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются Арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Законодатель не определил критерии разумности судебных расходов.
Судебная практика выработала такие критерии исходя из относимости расходов к делу, объема выполненных работ (услуг), их сложенности с учетом цен на услуги, сформировавшихся в конкретном регионе на сходные услуги, либо по сходным делам, исходя из квалификации лиц, оказывающих услуги, сложности рассматриваемого дела и других обстоятельств, свидетельствующих о разумности расходов, то есть расходов, значительно не превышающих общепринятые расходы при аналогичных обстоятельствах.
В соответствии с Соглашением об оказании юридической помощи от 26.10.2004 юридическую помощь заявителю оказывает адвокат Я., размер вознаграждения составляет 8000 руб. (п. 3.1 Соглашения). Права и законные интересы общества в Арбитражном суде Рязанской области представлял адвокат Я. Услуги адвоката Я. оплачены в сумме 4000 руб., что подтверждается квитанцией от 28.10.2004.
Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги. Размер этой суммы определяется соглашением сторон. Судом установлен факт оказания юридических услуг и их оплата. При этом судом применен принцип разумности при определении размера расходов с учетом характера заявленного спора и степени сложности дела. Руководствуясь пунктами 1, 2 и 5 статьи 110 АПК РФ, суд полагает, что названная сумма судебных издержек подлежит взысканию частично, в размере 3000 руб., то есть в разумных пределах.
В соответствии со ст. 106, частью 2 статьи 110, ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб., понесенные ОАО "Автоколонна № 1663", взыскиваются Арбитражным судом с ответчика. В остальной части следует отказать.
При подаче заявления заявитель должен был уплатить госпошлину в размере 2000 руб. (два самостоятельных требования), фактически уплачена госпошлина в размере 1000 руб. В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине в размере 2000 руб. относятся на ответчика, однако взысканию не подлежат, поскольку УГИБДД УВД Рязанской области финансируется из федерального бюджета. В силу ст. 104, 110 АПК РФ уплаченная заявителем госпошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь ст. 304 ГК РФ, ст. 104, 106, 110 - 112, 167 - 170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Решение заместителя начальника Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Рязанской области З. № 573-ж от 20.10.2004 об отказе в совершении регистрационных действий в МРЭО в отношении автобуса "Сетра-215HD" 1989 года выпуска, проверенное на соответствие Гражданскому кодексу РФ, Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (в редакции Указа Президента РФ от 02.07.2002 № 679), и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД от 27.01.2003 № 59 (в редакции Приказа от 22.12.2003 № 1014), признать незаконным.
2. Обязать Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Автомобильная колонна № 1663", расположенного по адресу: Рязанская область, зарегистрированного Постановлением главы администрации Шацкого района 22.02.1994 № 396, путем совершения регистрационных действий - зарегистрировать автобус "Сетра-215HD" 1989 года выпуска, паспорт транспортного средства 06 КМ № 169077, двигатель D2866LXOH 36462450093111, идентификационный номер WKK179000011033786, кузов 1033786.
3. Взыскать с Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Рязанской области (г. Рязань) в пользу открытого акционерного общества "Автомобильная колонна № 1663", расположенного по адресу: Рязанская область, зарегистрированного Постановлением главы администрации Шацкого района 22.02.1994 № 396, судебные расходы на оплату представителя в сумме 3000 руб. В остальной части отказать.
4. Возвратить открытому акционерному обществу "Автомобильная колонна № 1663", расположенному по адресу: Рязанская область, зарегистрированному Постановлением главы администрации Шацкого района 22.02.1994 № 396, из дохода федерального бюджета РФ денежные средства в размере 1000 руб., перечисленные в уплату госпошлины по квитанции Сбербанка РФ № 2628/2628 от 02.11.2004.
5. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Рязанской области в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru