Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 30.11.2004 № А54-3541/04-С16
<УЧИТЫВАЯ, ЧТО ИСТЦОМ БЫЛА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕНА АРЕНДНАЯ ПЛАТА И РАСПРЕДЕЛЕНА МЕЖДУ УРОВНЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ПО НОРМАТИВАМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ, СУММА, УПЛАТА КОТОРОЙ ПОДТВЕРЖДЕНА ДОКУМЕНТАЛЬНО, ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ ИСТЦУ ИЗ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО БЮДЖЕТА, В ОСТАЛЬНОЙ ЧАСТИ ИСКА СУДОМ ОТКАЗАНО>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 24.01.2005 № А54-3541/04-С16 данное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2004 г. № А54-3541/04-С16

(Извлечение)

ООО "АЗС-САМ" г. Рязани обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Администрации г. Рязани, Управлению федерального казначейства Минфина России по Рязанской области, Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани о взыскании переплаты арендной платы в сумме 144708 руб. 33 коп.
С согласия истца в порядке ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Управление федерального казначейства Минфина России по Рязанской области, Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-333/04-С9, а не № А54-333/09-С9.
   ------------------------------------------------------------------

Истец исковые требования поддержал в полном объеме, указывая на решения Арбитражного суда Рязанской области по делам № А54-3554/02-С16, № А54-333/09-С9, которыми установлено, что ООО "АЗС-САМ" излишне уплачена арендная плата по договору аренды от 03.11.2000 № А 457-00 в сумме 144708 руб. 33 коп., за взысканием которой он обратился в суд.
Ответчик (Администрация г. Рязани) возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск, считая, что Администрация г. Рязани, являясь стороной по спорному договору аренды, не является получателем арендных платежей, поскольку согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" плательщики арендной платы перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ. Так как истец в добровольном порядке перечислил за спорный период арендные платежи в соответствии с установленными ставками, он своими действиями выразил согласие на внесение изменений, касающихся размера арендной платы в спорный договор.
Ответчик (УФК Минфина РФ по Рязанской области) считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку самостоятельно не вправе возвратить из доходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ - Рязанская область, бюджета муниципального образования - г. Рязань уплаченных неналоговых платежей. В его функции входит исполнение решений на возврат неналоговых платежей, принятых соответствующим уполномоченным администратором платежа, которым по арендной плате за земли городов является Финансово-казначейское управление Администрации г. Рязани.
Ответчик (Финансово-казначейское управление Администрации г. Рязани) возражает против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что изменение арендной платы производилось в централизованном порядке на основании императивных предписаний закона. Ссылка истца на решения по делам № А54-3354/02-С16, № А54-333/04-С9 не состоятельна, поскольку указанные решения не имеют преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела и обстоятельства, на которые ссылается истец, подлежат доказыванию вновь. Необоснован довод УФК Минфина РФ по Рязанской области о том, что согласно Порядку взаимодействия между Управлением федерального казначейства Минфина России по Рязанской области и Администрацией г. Рязани при администрировании неналоговых доходов и иных платежей, который является неотъемлемой частью Соглашения от 26.01.2004 о кассовом обслуживании исполнения бюджета города Рязани по доходам и операциям со средствами федерального бюджета, администратором арендных платежей является Финансово-казначейское управление Администрации г. Рязани, которому предоставлены права принятия решений на возврат арендной платы, так как указанный порядок заключен в целях кассового обслуживания исполнения местного бюджета органами федерального казначейства на основании ст. 168 Бюджетного кодекса РФ и регламентирует отношения по осуществлению бюджетного процесса, участником которого истец не является. Согласно названному Порядку Финансово-казначейскому управлению Администрации г. Рязани предоставляются полномочия по администрированию неналоговых платежей, зачисляемых в доход местного бюджета, а в спорный период уплаченная истцом арендная плата была распределена между бюджетами разных уровней.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего.
Между ООО "АЗС-САМ" (арендатор) и Администрацией г. Рязани (арендодатель) на основании Постановления Администрации г. Рязани от 27.10.2000 № 5577 заключен договор № А 457-000 от 03.11.2000 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:080091:19, расположенного: г. Рязань, общей площадью 2609,8 кв. м, для размещения и эксплуатации АЗС, на срок с 28.10.2000 по 28.10.2003. 18.01.2001 Рязанской регистрационной палатой произведена государственная регистрация указанного договора.
Согласно п. 2.5 договора размер арендной платы на момент подписания договора составлял 21609 руб. 14 коп. в квартал исходя из базового размера ставки арендной платы 33 руб. 12 коп. за кв. м. Из материалов настоящего дела следует, что истцом за период с 14.03.2002 по 28.10.2003 была уплачена арендная плата в сумме 302528 руб. 3 коп. Подлежащая уплате за указанный период арендная плата исходя из условий договора составила сумму 157894 руб. 73 коп. Излишне уплаченная истцом сумма арендных платежей составила 144633 руб. 30 коп.
Как следует из нормы ст. 452 ГК РФ, соглашения об изменениях и дополнениях к договору совершаются в той же форме, что и договор. Договор аренды № А54-00 от 03.11.2000 совершен в письменной форме и зарегистрирован в Рязанской областной регистрационной палате 18.01.2001. Соглашения об изменении размера базовой ставки арендной платы и изменении суммы арендной платы между сторонами в силу указанного должны быть оформлены письменно и подлежат государственной регистрации. Документальных доказательств надлежащего оформления сторонами изменения размера арендной платы за спорный период суду не представлено, исходя из чего следует, что требования истца о взыскании излишне уплаченной арендной платы в сумме 144633 руб. 30 коп. обоснованны. Указанный вывод подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-333/04-С9, которым установлена переплата истцом арендных платежей на 01.12.2003 в сумме 144708 руб. 33 коп. В силу ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении Арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, то есть в отношении Администрации г. Рязани и ООО "АЗС-САМ".
Довод Администрации г. Рязани о том, что истцом в соответствии со ст. 438 ГК РФ совершены действия по оплате арендной платы с учетом ее увеличения, которые свидетельствуют о признании истцом факта изменения арендной платы и его согласии на внесение изменений условий договора, касающихся оплаты, не принимаются судом в силу ст. 452 ГК РФ. Также несостоятельны в силу указанной нормы ссылки Финансово-казначейского управления Администрации г. Рязани об увеличении арендной платы в соответствии с императивными предписаниями закона.
Не принимается судом ссылка ответчика - УФК Минфина РФ по Рязанской области по возврату неналоговых платежей на Порядок взаимодействия между Управлением федерального казначейства Минфина России по Рязанской области и Администрацией муниципального образования - г. Рязань при администрировании неналоговых доходов и иных платежей, поскольку указанный порядок рассчитан, в частности, на принятие администратором платежа решения о возврате из бюджета излишне уплаченных платежей, а ответчики - Администрация г. Рязани, Финансово-казначейское управление Администрации г. Рязани не считают, что истцом были излишне уплачены арендные платежи по спорному договору, которые подлежат возврату.
Использование земли в Российской Федерации является платным согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю". В силу ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. При этом к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Статьей 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что в 2002 г. плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы РФ по следующим нормативам: федеральный бюджет - 15 %; бюджеты субъектов РФ - 35 %; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований - 50 %. Согласно ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в 2003 г. плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы РФ по следующим нормативам: бюджеты субъектов РФ - 50 %; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований - 50 %.
Учитывая, что истцом была излишне уплачена арендная плата в сумме 144633 руб. 30 коп. и распределена между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным вышеперечисленными федеральными законами, указанная сумма подлежит возврату истцу из соответствующего бюджета, а именно: из дохода федерального бюджет - 12965 руб., из дохода бюджета Рязанской области - 59651 руб. 16 коп., из дохода бюджета г. Рязани - 72316 руб. 65 коп. В части взыскания суммы 75 руб. 3 коп. истцу следует отказать, поскольку уплата указанной суммы не подтверждена документально.
Спорная сумма в размере 144633 руб. 3 коп. не может быть взыскана с ответчика - Администрации г. Рязани, поскольку согласно вышеназванным законам плательщики арендной платы перечисляют ее в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы. Ответчиками по настоящему делу выступают Управление федерального казначейства Минфина России по Рязанской области, Финансово-казначейское управление администрации г. Рязани, поскольку излишне уплаченные арендные платежи были распределены между уровнями бюджетной системы, а именно: федеральным бюджетом, бюджетом Рязанской области, бюджетом г. Рязани.
Расходы по госпошлине в силу ст. 110 АПК РФ относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Однако с ответчиков не подлежат взысканию согласно ст. 5 ФЗ "О государственной пошлине".
Руководствуясь ст. 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Возвратить ООО "АЗС-САМ" г. Рязани из дохода федерального бюджета РФ излишне уплаченную арендную плату из дохода федерального бюджета РФ в сумме 12965 руб. 49 коп., из дохода бюджета Рязанской области - 59351 руб. 16 коп., из дохода бюджета г. Рязани - 72316 руб. 65 коп.
В остальной части иска отказать.
2. Взыскать с ООО "АЗС-САМ" г. Рязани в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2 руб. 33 коп.
3. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru