Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 16.11.2004 № А54-3707/04-С9
<СУД ОБЯЗАЛ АДМИНИСТРАЦИЮ ГОРОДА РЯЗАНИ ПОДПИСАТЬ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРАМ АРЕНДЫ О ПЕРЕВОДЕ НА РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В ЛИЦЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИМУЩЕСТВА РФ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ АРЕНДОДАТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, СОДЕРЖАЩИМ УСЛОВИЕ О ПЕРЕЧИСЛЕНИИ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ С МОМЕНТА РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 14.01.2005 № А54-3707/04-С9 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2004 г. № А54-3707/04-С9

(Извлечение)

Территориальное управление Минимущества РФ по Рязанской области обратилось с заявлением об обязании Администрации г. Рязани подписать соглашение от 28.07.2004 к договору аренды № А112-01 от 11.03.2001 о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Минимущества России по Рязанской области прав и обязанностей Арендодателя в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:100003:55 (новый кадастровый номер 62:29:0100003;0008) на условиях, изложенных в соглашении.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в соответствии с ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 № 101-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 04.03.2004 № 311-р об утверждении перечня земельных участков, расположенных на территории Рязанской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Ссылаясь на ст. 608 Гражданского кодекса РФ, ст. 9, 29 Земельного кодекса РФ, Территориальное управление считает, что арендодателем земельных участков, находящихся в федеральной собственности, может быть только собственник (уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
Администрация г. Рязани требование не признает, полагая, что имеет место спор в области бюджетных правоотношений, так как согласно ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г." арендные платежи за землю до момента разграничения прав на землю подлежат зачислению в бюджеты органов местного самоуправления и субъекта РФ в равных долях. Передача прав и обязанностей Арендодателя Территориальному управлению лишит город соответствующей части дохода бюджета, равной величине арендной платы, до окончания текущего бюджетного периода.
Поскольку распоряжение Правительства РФ от 04.03.2004 № 311-р не содержит положений о компенсации муниципальному образованию выпадающих доходов, оснований для удовлетворения требования, по мнению ответчика, нет.
Третье лицо - Рязанский горсовет поддерживает доводы ответчика, дополнительно указывает на то, что процесс разграничения государственной собственности на землю не завершен, поскольку не определены земли, находящиеся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований. В связи с этим полагает, что до окончания процесса разграничения государственной собственности на землю (по всем уровням собственности) не может быть произведена замена Арендодателя по договорам аренды земли.
Из материалов дела судом установлено: 11.03.2001 между Администрацией г. Рязани (Арендодатель) и ООО "Энергомет-Сервис" (Арендатор) заключен договор № А112-01 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:100003:55 общей площадью 19336,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, на срок с 09.02.2001 по 09.02.2011.
04.03.2004 Правительством РФ, в соответствии со ст. 3 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", принято распоряжение № 311-р об утверждении перечня земельных участков, расположенных на территории Рязанской области, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. В указанный перечень входит и земельный участок, в отношении которого заключен договор аренды.
13.07.2004 Рязанской областной регистрационной палатой выдано свидетельство о регистрации права собственности Российской Федерации в отношении указанного земельного участка.
Согласно Положению, утвержденному Приказом Минимущества России от 02.12.2003 № 565, Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Рязанской области создано для осуществления полномочий Министерства по управлению и распоряжению в пределах компетенции Минимущества России имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, в том числе земельными участками.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами Территориальным управлением подготовлено и подписано со стороны Теруправления соглашение к договору аренды № А 112-01, предусматривающее: 1. Администрация города Рязани уступает, а Российская Федерация в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области принимает на себя права и обязанности арендодателя по договору № А 112-01 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:100003:55 от 11.03.2001.
2. Полученная органом местного самоуправления арендная плата по договору аренды № А 112-01 земельного участка с кадастровым номером 62:29:100003:55 от 11.03.2001 за период с даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0100003:0008, предыдущий кадастровый номер 62:29:100003:55 (свидетельство 62 МГ № 115978) и до даты вступления в силу настоящего соглашения перечисляется органом местного самоуправления в федеральный бюджет с зачислением на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области № 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области г. Рязани в двухнедельный срок со дня подписания настоящего соглашения.
Участниками соглашения являются Территориальное управление, Администрация г. Рязани, ООО "Энергомет-Сервис", в адрес Администрации г. Рязани соглашение для подписания направлено сопроводительным письмом от 17.08.2004 № ВК-2225.
01.09.2004 письмом № 05-6/3786 Администрация г. Рязани отказала в подписании соглашения до истечения бюджетного периода, считая необходимым направление ходатайства в Правительство РФ и Министерство финансов РФ о компенсации выпадающих доходов.
Оценив материалы дела, доводы сторон, суд пришел к выводу, что требование Управления подлежит удовлетворению частично.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 № 137-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Правовые основы разграничения государственной собственности на землю определены ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 № 101-ФЗ, согласно статье 2 которого право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием для государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности.
Согласно статье 6 Закона разграничение государственной собственности на землю осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с Правилами подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые возникает соответствующее право собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140, перечни земельных участков подготавливаются Министерством имущественных отношений РФ. Сведения о земельных участках через Территориальные органы Минимущества представляют органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
Подготовленные Минимуществом РФ перечни направляются в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления для согласования. При отсутствии возражений перечни считаются согласованными и направляются для утверждения в Правительство РФ.
Из положений упомянутого ранее закона и правил не следует, что перечни готовятся одновременно до определенного срока или в определенный период, установлены сроки по рассмотрению перечней в отношении земельных участков, сведения о которых представлены в соответствующие органы.
В связи с этим суд полагает, что доводы ответчика, третьих лиц о невозможности решения вопроса о передаче прав Арендодателя до окончательно разграничения собственности в отношении всех земельных участков неправомерны.
В отношении спорного земельного участка соблюдена процедура по разграничению государственной собственности, что подтверждается утвержденным в установленном порядке перечнем. Согласно объяснениям сторон спора о праве собственности Российской Федерации на эти земельные участки нет.
В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В отношении спорного земельного участка, как установлено из материалов дела, право распоряжения от имени собственника предоставлено Территориальному управлению Минимущества РФ по Рязанской области. Следовательно, только этот государственный орган с момента установления права собственности вправе быть Арендодателем спорного земельного участка.
В отношении указанного земельного участка имеет место действующий договор аренды, в связи с этим замена стороны по договору возможна в порядке и на основаниях, установленных главой 24 Гражданского кодекса РФ (перемена лиц в обязательстве).
В соответствии со ст. 387 Гражданского кодекса РФ права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона.
Согласно статье 2 ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" с момента государственной регистрации право собственности на спорный земельный участок возникло у Российской Федерации.
Следовательно, в силу закона права Арендодателя по спорным договорам перешли от Администрации г. Рязани к Российской Федерации (в лице уполномоченного органа - Территориального управления Минимущества РФ по Рязанской области).
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" после разграничения государственной собственности на землю, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от установленного права собственности на земельные участки.
В связи с тем, что в отношении спорного земельного участка разграничение собственности состоялось, Территориальное управление правомерно предусмотрело в соглашении условие о перечислении арендной платы в федеральный бюджет с момента регистрации права собственности Российской Федерации.
Ссылка ответчика на то, что Правительством РФ не предусмотрена компенсация муниципальному образованию выпадающих доходов до окончания текущего бюджетного периода, не является основанием для отказа в удовлетворении требования, так как вопрос о компенсации может быть решен в самостоятельном порядке. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" не содержит в качестве условия для перехода права собственности решение вопроса о компенсации выпадающих доходов в связи с разграничением права государственной собственности.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что отказ Администрации от подписания соглашения является незаконным. Требование Территориального управления правомерно и подлежит удовлетворению в части п. 1 и п. 2 соглашения.
В части обязания ответчика подписать остальные пункты соглашения производство по делу подлежит прекращению, поскольку в этой части соглашения между истцом и ответчиком отсутствует предмет спора.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 173 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Обязать Администрацию г. Рязани подписать соглашение от 28.07.2004 к договору аренды № А112-01 от 11.03.2001 о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Минимущества РФ по Рязанской области прав и обязанностей Арендодателя в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0008 (прежний кадастровый номер 62:20:100003:55) на условиях, изложенных в соглашениях: 1. Администрация города Рязани уступает, а Российская Федерация в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Рязанской области принимает на себя права и обязанности арендодателя по договору № А 112-01 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100003:0008 (прежний кадастровый номер 62:29:100003:55) от 11.03.2001.
2. Полученная органом местного самоуправления арендная плата по договорам аренды № А 112-01 земельного участка с кадастровым номером 62:29:100003:55 от 11.03.2001 за период с даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0100003:0008, прежний кадастровый номер 62:29:100003:55 (свидетельство 62 МГ № 115978) и до даты вступления в силу настоящего соглашения перечисляется органом местного самоуправления в федеральный бюджет с зачислением на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Рязанской области № 40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области г. Рязани в двухнедельный срок со дня подписания настоящего соглашения.
3. В части обязания ответчика подписать остальные пункты соглашения производство по делу подлежит прекращению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru