Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда Рязанской области от 10.11.2004 № А54-3927А/04-С21
<УЧИТЫВАЯ СТЕПЕНЬ ВИНЫ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ, ХАРАКТЕР СОВЕРШЕННОГО ДЕЯНИЯ, МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ СОВЕРШЕННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТСУТСТВИЕ КАКИХ-ЛИБО ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ СОВЕРШЕННОГО ДЕЯНИЯ И ИНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СУД ОСВОБОДИЛ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПЕРЕВОЗКОЙ ГРУЗОВ АВТОТРАНСПОРТОМ НА КОММЕРЧЕСКОЙ ОСНОВЕ, С НАРУШЕНИЕМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УСЛОВИЙ И ТРЕБОВАНИЙ, ОГРАНИЧИВШИСЬ УСТНЫМ ЗАМЕЧАНИЕМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2004 г. № А54-3927А/04-С21

(Извлечение)

На основании материалов проведенной плановой проверки Рязанское областное отделение Российской транспортной инспекции (далее - транспортная инспекция) обратилось в суд с заявлением о привлечении сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель транспортной инспекции заявление о привлечении кооператива к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой грузов автотранспортом на коммерческой основе, с нарушением лицензионных условий и требований, поддерживает в полном объеме и просит применить меру ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб. (триста МРОТ).
Ответчик с выявленными в ходе проведенной проверки нарушениями согласен, но считает, что они носили формальный характер; все необходимые меры по устранению правонарушений кооперативом приняты; при определении меры ответственности просит применить ст. 2.9 КоАП РФ. Доводы ответчика изложены в отзыве и дополнительном отзыве на заявление.
Из представленных материалов следует: проведенной проверкой в период с 20.09.2004 по 24.09.2004 (акт № 77 ДП от 24.09.2004), на основании распоряжения РООРТИ № 822 от 26.08.2004 специалистом 1-й категории П., установлено, что СППК "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат" осуществлялась предпринимательская деятельность по перевозке грузов с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402, а именно:
1. Не организован контроль за состоянием здоровья водителей, не проводятся предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, чем нарушено требование п. 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27; п. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗ от 10.12.1995.
2. Не обеспечено проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки, чем нарушено требование п. 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27.
3. Не обеспечивается проведение, а также учет выполненных работ по техническому обслуживанию транспортных средств в объеме ТО-1, ТО-2 и ТР, чем нарушено требование п. 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27; ст. 18 ФЗ "О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗ от 10.12.1995.
4. Не обеспечено планирование на 2004 г. мероприятий, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений водителями Правил дорожного движения, чем нарушено требование п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27.
5. Не обеспечивается оформление путевой документации в полном объеме, путевая документация ведется с нарушением требований Постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 (не заполняются графы - подпись механика о технически исправном состоянии транспортного средства, подпись водителя, отсутствуют расшифровки подписей диспетчера, механика, медработника, показания спидометра).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 № 001000 от 24.09.2004, копия протокола вручена представителю СППК "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат" 24.09.2004; выдано предписание РООРТИ № 287 ДП от 24.09.2004.
Оценив представленные материалы и доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу, что к СППК "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат" не подлежат применению меры административной ответственности, предусмотренные ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях исходя из следующего.
Сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат", расположенный по адресу: Рязанская область, зарегистрирован Постановлением главы Администрации муниципального образования - Спасский район Рязанской области 05.04.2001 № 1548 (с изменениями и дополнениями от 23.07.2004), свидетельство о государственной регистрации выдано Инспекцией МНС России по Спасскому району Рязанской области 24.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1026200801461.
Кооператив имеет лицензию № ГСС-62-210640 от 16.08.2001, выданную Рязанским областным отделением Российской транспортной инспекции, на право осуществления деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны в пределах Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001, деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В соответствии с выданной кооперативу лицензией на право перевозки грузов условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии: обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
Пунктом 3 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 № 402, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:
а) выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности;
б) соответствие автотранспортных средств, заявленных для перевозок, требованиям, установленным для осуществления соответствующих перевозок автомобильным транспортом и допуска автотранспортных средств к эксплуатации;
в) соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом.
Следовательно, одним из лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются:
- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;
- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;
- назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей;
- проведение служебного расследования, учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;
- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;
- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
- обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами, наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.
В соответствии с п. 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, зарегистрированного в Минюсте РФ от 09.06.1995 № 868, организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.2 Положения организация должна соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Организации, выполняющие техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, должны иметь сертификат на услуги по техническому обслуживанию и ремонту, подлежащие обязательной сертификации, при наличии в регионе органа по сертификации этих услуг, аккредитованного в установленном порядке.
В соответствии с п. 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, организация обязана обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки. Должностные лица организаций, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 02.03.1999) юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, а именно:
1. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
2. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
4. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 02.03.1999) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Таким образом, обязанность организаций по соблюдению правил технической эксплуатации, технического состояния и оборудования транспортных средств предусмотрена п. 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27 и ст. 18 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ; обязанность по обеспечению эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии, предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств предусмотрена п. 3.3.3, п. 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях и организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27 и ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, в том числе и требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке, при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, которые содержатся в ст. 18, 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Приказе Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
Выявленные транспортной инспекцией факты, а именно: нарушения в оформлении путевых листов, необеспечение проведения ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки, отсутствие организации контроля за состоянием здоровья водителей, непроведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, необеспечение планирования мероприятий на 2004 г., непроведение и учет выполненных работ по техническому обслуживанию транспортных средств в объеме ТО-1, ТО-2 и ТР, не опровергаются ответчиком, зафиксированы в протоколе об административном правонарушении и подтверждаются материалами дела.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
В объяснительной от 20.09.2004 по факту проверки медсестра В. пояснила, что предрейсовый медосмотр водителей проводит, журнал учета ведется, в путевых листах проставляет соответствующий штамп и свою подпись, лицензии на проведение предрейсовых медосмотров у кооператива не имеется.
Диспетчер Г. в объяснительной от 20.09.2004 также пояснила, что в путевых листах (№ 3479 от 8 - 9.09.2004, № 3525 от 13.09.2004, № 3606 от 15.09.2004, № 3631 от 15 - 16.09.2004) в разделе "Выезд разрешен" за механика стоит ее подпись; сертифицированная база на проведение работ по контролю технического состояния АТС отсутствует.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что по предписанию РООРТИ № 287 ДП от 24.09.2004 СППК "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат" проведена работа, направленная на устранение правонарушений: издан приказ о назначении зам. председателя Г.Е. ответственным за выполнение предписания; предрейсовые медосмотры и осмотры по возвращении к месту стоянки производятся работниками Ижевской районной больницы № 2 в соответствии с заключенным договором от 01.10.2004; предприятием получен сертификат соответствия от 12.10.2004 на технический осмотр и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; разработан на текущий год план мероприятий, направленных на предупреждение ДТП, нарушений водителями ПДД и обеспечение безопасности дорожного движения; обеспечена выдача путевых листов на каждый день, заполнение всех разделов путевого листа. В период с 01.04.2004 по настоящее время нет случаев ДТП, связанных со здоровьем водителей и техническим состоянием транспортных средств.
В судебном заседании ответчик пояснил, что предписание было составлено по сугубо формальным моментам. Фактически работа по медицинскому освидетельствованию водителей, а также контроль технического состояния и техосмотр транспортных средств в организации производится постоянно, об этом свидетельствует безаварийная работа транспорта и отсутствие больных водителей за рулем; отдельные недостатки в оформлении транспортной документации были вызваны неточным знанием транспортного законодательства России.
Ранее к административной ответственности СППК "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат" не привлекался.
Протокол об административном правонарушении серии А-62 № 0010000 от 24.09.2004, как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 КоАП РФ.
Полномочия должностных лиц административного органа - органов российской транспортной инспекции определены ст. 23.36 КоАП РФ и Положением о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 515.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет, согласно ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18).
Отличительным признаком малозначительного правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отличается крайне низкой степенью общественной опасности, а следовательно, с объективной стороны не представляет существенной угрозы для охраняемых законом общественных отношений.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и ущерба, связанного с неправомерными действиями СППК "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат", что подтверждается безаварийной работой кооператива, а также учитывая, что кооператив устранил допущенные нарушения, находится в крайне тяжелой финансовой ситуации (дебиторская задолженность составляет 10691 тыс. руб., наибольшая часть дебиторской задолженности - 895 тыс. руб. приходится на социальную составляющую, а именно: задолженность Администрации Ижевского сельского округа и Спасского района за коммунальные услуги населению с. Ижевское в отопительный сезон 2003-2004 гг., кооператив всегда оказывает помощь Ижевскому МУП ЖКХ, Ижевской больнице, Окскому биосферному заповеднику; в 2004 г. была проведена газификация завода и всего с. Ижевского с населением более 4000 человек, затраты составили 4583 тыс. руб.), выполняет социально значимые для Спасского района и с. Ижевского функции, суд считает возможным, учитывая степень вины правонарушителя, характер совершенного деяния, малозначительность совершенного административного правонарушения, отсутствие каких-либо отрицательных последствий совершенного деяния и иные указанные выше обстоятельства, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, применить норму ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освободить СППК "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат" от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении следует прекратить.
На основании изложенного и принимая во внимание норму ч. 2 ст. 206 АПК РФ, в удовлетворении требования РООРТИ о привлечении к административной ответственности СППК "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат" следует отказать.
Руководствуясь ст. 2.1, 2.9, 2.10, 4.1, 23.1, 26.11, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 167 - 170, 176, 202, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Рязанского областного отделения Российской транспортной инспекции о привлечении сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отказать.
Освободить сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив "Агрофирма Ижевский молочно-консервный комбинат", расположенный по адресу: Рязанская область, зарегистрированный Постановлением главы Администрации муниципального образования - Спасский район Рязанской области 05.04.2001 № 1548, от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Арбитражный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Центрального округа г. Брянска в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru