Законодательство
Рязанской области

Рязанская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2004 Г. № 119-ОЗ"
(утв. Приказом Управления экономического развития и торговли Рязанской области от 29.10.2004 № 47)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Утверждены
Приказом Управления
экономического развития и торговли
Рязанской области
от 29 октября 2004 г. № 47

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2004 Г. № 119-ОЗ

Используемые сокращения:
Закон - Закон Рязанской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности";
ФЗ - Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений";
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации;
НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации.
Закон состоит из 29 статей и 7 глав.
Глава 1 содержит общие положения Закона.
В статье 1 изложено шесть основных принципов, в соответствии с которыми органы исполнительной власти оказывают государственную поддержку инвестиционным проектам.
Указанные принципы совпадают с такими основными правовыми принципами, как публичность, справедливость, эффективность, открытость и прозрачность.
В соответствии с этими принципами органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны рассмотреть инвестиционный проект в соответствии с указанными принципами. Для этого указанные органы обязаны принять нормативные правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения инвестиционных проектов и заключения инвестиционных соглашений, установить критерии, в соответствии с которыми инвестиционным проектам предоставляется государственная поддержка.
Рассмотрению подлежат все инвестиционные проекты, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий инвесторов.
Статья 2 регулирует сферу применения настоящего Закона, а именно права и обязанности субъектов инвестиционного процесса, формы государственной поддержки и порядок ее оказания.
Кроме того, настоящий Закон регулирует только порядок предоставления государственной поддержки в указанных формах, а не регулирует инвестиционную деятельность как таковую, то есть Закон создает иной правовой режим, отличный от того, что создается ФЗ.
В статье 3 Закона описаны термины и понятия, которые применяются в настоящем Законе.
Многие понятия (термины) во многом соответствуют тем понятиям, которые применяются в ФЗ, за исключением новых понятий: "государственная поддержка инвестиционной деятельности", "субъект инвестиционного процесса", "получатель государственной поддержки".
Так, получателем государственной поддержки является только юридическое лицо, которое осуществляет реализацию инвестиционного проекта и которому предоставляется государственная поддержка именно для реализации инвестиционного проекта целевым образом (в соответствии со ст. 38 БК РФ).
Таким образом, определенные требования предъявляются только к получателю государственной поддержки, в то время как инвестором может быть любое лицо, которое осуществляет инвестиции на территории Рязанской области и которое может находиться (быть зарегистрированным) в любом регионе или стране.
Инвестор и получатель могут совпадать в одном лице, если инвестор соблюдает условия, предъявляемые к получателю.
В статье 4 перечислены формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, в основном уже предусмотренные федеральным законодательством, а именно:
1) предоставление государственных гарантий предусмотрено ст. 11 ФЗ и соответствующими статьями БК РФ;
2) осуществление господдержки за счет средств бюджета Рязанской области - бюджетные кредиты (ст. 76 БК РФ), бюджетные инвестиции (ст. 80 БК РФ), субсидии, субвенции (ст. 78 БК РФ), возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам и лизинговым платежам предусматривается законом о бюджете на текущий финансовый год и порядок возмещения процентной ставки регулируется Правительством Рязанской области;
3) возмещение процентной ставки предусматривается не только для заемщиков, но и для кредиторов, таким образом, для инвестора уменьшается стоимость кредита. Данная норма расширяет возможности инвесторов по привлечению кредитов;
4) налоговые инвестиционные кредиты и налоговые льготы предусмотрены соответствующими статьями НК РФ;
5) предоставление льгот при аренде земли и недвижимости, находящихся в государственной собственности, предусмотрено п. 2 ст. 11 ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений";
6) в соответствии со ст. 11 ФЗ, предусматривает возможность участия государственных органов Рязанской области в разработке и реализации инвестиционных проектов.
Статья 5 регулирует порядок предоставления государственной поддержки, содержит алгоритм работы органов исполнительной власти, следуя которому инвестор может получить государственную поддержку для реализации инвестиционных проектов.
В статье также предусмотрены сроки, в течение которых рассматривается инвестиционный проект. Инвестиционный проект рассматривается в течение 30 рабочих дней, данный срок, по мнению разработчиков закона, является оптимальным для экспертизы инвестиционных проектов, например, в других регионах (Чувашия) срок рассмотрения составляет от 45 дней.
В этот срок не входит экспертиза инвестиционного проекта на экологическую безопасность.
Статья 6 предусматривает, что государственная поддержка налогоплательщику осуществляется за счет средств областного бюджета, причем отдельными статьями закона оговорено, что объем государственной помощи не может превышать суммы налогов, уплаченных этим налогоплательщиком, либо, если это льготы, их сумма должна соответствовать сумме инвестиций.
Статья 7 предусматривает гарантии правовой защиты. В случае принятия нормативных правовых актов ухудшающих положение инвестора, такие нормативные правовые акты не применяются в отношении него в течение 6 лет. Это средний срок окупаемости 90 % инвестиций.
Глава 2 регулирует права и обязанности субъектов инвестиционного процесса, а именно: органов государственной власти, инвесторов и получателей государственной поддержки.
Статья 8 регулирует права инвесторов, помимо тех, которые предусмотрены ФЗ.
Статья предусматривает, что все имеют равные права на соблюдение прозрачности инвестиционного процесса, чтобы своевременно и адекватно реагировать на происходящие процессы.
Кроме того, статьей предусмотрено, что инвестор имеет право свободно распоряжаться своей прибылью от инвестиционных проектов по своему усмотрению вне зависимости от происхождения капитала.
Статья введена для защиты интересов как отечественных так и зарубежных инвесторов, что не противоречит ст. 11 ФЗ.
Статья 9 регулирует обязанности инвесторов, которые, помимо предусмотренных ФЗ, заключаются в том, чтобы в соответствии со взятыми на себя обязательствами и в соответствии со ст. 310 ГК РФ инвестор осуществлял финансирование инвестиционных проектов.
Статья 10 регулирует права получателей государственной поддержки, а именно:
право получателей на таковую и гарантию того, что при государственной поддержке
получатель не лишается других преференций, если таковые будут иметь место.
Статья 11 регулирует обязанности получателей, а именно их обязанность целевым образом расходовать средства государственной поддержки, что практически повторяет соответствующие нормы БК РФ о целевом расходовании бюджетных средств.
Статьей 12 предусмотрена компетенция органов государственной власти в соответствии с Уставом Рязанской области. Органы государственной власти обязаны соблюдать принципы, установленные настоящим Законом.
Кроме того, органам государственной власти вменено в обязанность следить за тем, чтобы вновь принятые нормативные правовые акты, ухудшающие положение субъектов инвестиционной деятельности, не применялись в отношении этих субъектов.
Статья 13 регулирует полномочия органов местного самоуправления и носит рамочный характер.
В Главе 3 перечислены все формы государственной поддержки.
Статья 14 регулирует условия и порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджета. Указанные положения даны в соответствии со ст. 11 ФЗ, ст. 89 БК РФ, которые также устанавливают, что условия и порядок предоставления регулируются органами исполнительной власти.
Статья 15 регулирует предоставление бюджетного кредита в соответствии со ст. 76 БК РФ.
Статья 16 регулирует предоставление бюджетных инвестиций в соответствии со ст. 79 БК РФ.
Статья 17 регулирует предоставление субсидий и субвенций (ст. 78 БК РФ). Данной статьей предусмотрено, что объем субсидий и субвенций не может превышать той суммы, которую уплачивает инвестор (получатель) в качестве налогов и сборов в областной бюджет.
Выделены такие расходы бюджета, как субсидирование процентных ставок, что не противоречит ст. 78 БК РФ. Субсидирование процентных ставок регулярно используется федеральными органами власти в качестве государственной поддержки некоторых отраслей экономики.
Предусмотрено, что могут возмещаться проценты по инвестиционным кредитам, по лизинговым платежам.
Кроме того, следует учесть то, что субсидии и субвенции не являются капитальными расходами бюджета, а относятся к текущим расходам бюджета, так как прямого участия государства в инвестиционных проектах нет, за исключением тех случаев, когда предоставляются бюджетные инвестиции.
Статья 18 регулирует предоставление инвестиционного налогового кредита в соответствии со ст. 67 НК РФ.
Статья 19 предусматривает налоговые льготы по налогам, поступающим в областной бюджет (налог на прибыль организаций, транспортный налог). Статья предусматривает, что указанные налоговые льготы применяются в случае, если они введены соответствующим налоговым законом.
Статья 20 регулирует предоставление объектов недвижимости (земли и здания, сооружения) на льготных условиях. Ст. 11 ФЗ предусматривает, что инвесторам могут предоставляться земельные участки на льготных условиях, в Законе льготные условия распространены и на объекты недвижимости, а также в случае предоставления объектов недвижимости на общих условиях предусматривается отсрочка по уплате арендных платежей.
Механизм предоставления таких льгот предусмотрен ст. 4 Закона Рязанской области "Об арендной плате за государственное имущество Рязанской области", льготы по аренде могут предоставляться в виде понижающих коэффициентов к арендной плате.
Статья 21 предусматривает иные меры государственной поддержки - помимо участия в разработке и экспертизе инвестиционных проектов и тех форм, которые предусмотрены ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений", статья предусматривает:
1) конкурсное размещение областного заказа;
2) направление обращений в органы государственной власти Российской Федерации об оказании содействия при реализации инвестиционного проекта;
3) распространение позитивной информации о субъекте инвестиционной деятельности.
Главой 4 (ст. 22 - 23) предусматривается создание Совета по инвестициям при Губернаторе Рязанской области. Законодательное регулирование деятельности Совета по инвестициям должно повысить его статус, тем более что Совет наделен полномочиями по контролю за реализацией инвестиционных проектов. В Совет по инвестициям входят представители исполнительных и законодательных органов, а также представители коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий.
В компетенцию Совета по инвестициям входят следующие функции:
давать рекомендации по инвестиционным проектам в соответствии с настоящим Законом;
осуществлять общественный контроль деятельности субъектов инвестиционной деятельности;
проводить анализ действующего законодательства, а также разрабатывать рекомендации по проектам нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности.
Глава 5 (ст. 24 - 25) регулирует порядок формирования инвестиционной программы Рязанской области.
В отличие от Закона Рязанской области "Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области" от 11 июня 1998 г. инвестиционная программа Рязанской области формируется в форме закона за счет тех инвестиционных проектов, которые одобрены Советом по инвестициям.
Глава 6 предусматривает участие в инвестиционном процессе органов местного самоуправления, возможность их участия в инвестиционном соглашении.
Статья 26 предусматривает, что в случае, если инвестиционный проект реализуется на территории муниципального образования, то оно выступает третьей стороной в инвестиционном соглашении.
Статья 27 предусматривает, что муниципальная поддержка инвестиционных проектов также может осуществляться органами местного самоуправления в формах, предусмотренных настоящим Законом, либо в иных формах.
Статья 28 предусматривает, что финансирование муниципальной поддержки инвестиционной деятельности осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования.
В Главе 7 (ст. 29) даны заключительные и переходные положения, которые регулируют порядок введения в действие настоящего Закона.
Закон Рязанской области "Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области" признается утратившим силу, так как его нормы дублируют нормы, предусмотренные настоящим законом, в частности статьи 2, 5, 7, 12 - 14 идентичны аналогичным статьям Закона, в остальном он дублирует нормы Федерального закона "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Управление экономического развития
и торговли Рязанской области
А.ОЛДИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru